Дело № 2-4/2022 14 марта 2022 года город Котлас
УИД 29RS0008-01-2021-001499-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Кузнецовой О.Н.
при секретаре Рура И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой А.А., Гришуковой И.А., Быцан Г.Н., Рябовой Т.Г., Митяниной Н.Г., Тонких И.Н., Плотниковой Е.Н., Логиновой Е.А., Володиной П.Д, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, Обществу с ограниченной ответственностью «РАЦИО» о признании незаконным приказа, признании незаконной специальной оценки условий труда, отмене заключения государственной экспертизы труда,
у с т а н о в и л :
Ушакова А.А., Гришукова И.А., Быцан Г.Н., Рябова Т.Г., Митянина Н.Г., Тонких И.Н., Плотникова Е.Н., Логинова Е.А., Володина П.Д. обратились в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» (далее - ГБУЗ АО «КЦГБ», Котласская ЦГБ, Больница) о признании незаконным приказа главного врача № № от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда» в части изменения класса /подкласса/ условий труда фельдшеру отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники и отмены дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
В ходе рассмотрения дела истцами дополнительно заявлены требования о признании незаконной специальной оценки условий труда карта № № от 25 ноября 2020 года по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники и отмене; а также отмене заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области № № от 29 апреля 2021 года.
В обоснование требований указано, что истцы работают на должностях фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациям детской поликлиники ГБУЗ АО «КЦГБ» и согласно дополнительным соглашений к трудовым договорам им установлен подкласс 3.2 класса условий труда «вредный», предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 дней. По результатам проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, карта № № от 25 ноября 2020 года им установлен подкласс 3.1 класса условий труда «вредный» и не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 дней. Истцы не согласны с результатами специальной оценки условий труда, так как полагают, что при проведении специальной оценки условий труда была нарушена методика проведения специальной оценки условий труда, так как истцы не были предупреждены о проведении СОУТ, отсутствовали на рабочих местах во время проведения замеров, не были ознакомлены с результатами в установленный законом срок. Про проведении СОУТ не были учтены в полном объеме используемые при работе материалы и сырье, в частности иммунобиологические препараты и оценен не в полном объеме биологический фактор, не был учтен биологический фактор, относящийся к классу (подклассу) условий труда 3.2 «вредный». Также истцы не согласны с заключением государственной экспертизы условий труда Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области № № от 29 апреля 2021 года, полагая, что на экспертизу были предоставлены не все необходимые сведения, подтверждающие условия работы истцов. Также истцы полагают, что приказ главного врача больницы № № от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда» нарушает их трудовые права, так как противоречит положениям трудового договора. Также полагают, что условия труда истцов не изменились с момента установления им условий труда 3.2. «вредный».
В качестве соответчиков по делу были привлечены Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, Общество с ограниченной ответственностью «РАЦИО» (далее - ООО «РАЦИО»).
В судебном заседании истцы Гришукова И.А., Тонких И.Н., Володина П.Д., Плотникова Е.Н., Быцан Г.Н., Ушакова А.А. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Истцы Рябова Т.Г., Логинова Е.А., Митянина Н.Г. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Гонке К.В. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что специальная оценка условий труда в учреждении проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», замечания, указанные в заключении государственной экспертизы условий труда от 1 февраля 2022 года устраняются, однако указанные нарушения не связаны с требования истцов, оснований для признания ее результатов недействительными не имеется. Просит в иске отказать.
Представители ответчиков Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области и ООО «РАЦИО» в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Из возражений ООО «РАЦИО» следует, что оснований для удовлетворения требования истцов не имеется, так как СОУТ проведена в соответствии с требованиями Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в иске просят отказать.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ АО «КЦГБ» и занимают должности фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники, что подтверждается представленными трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним.
Истцам на основании результатов специальной оценки условий труда от июня 2015 года был установлен класс условий труда 3.1, предоставлялись ежегодные дополнительные отпуска за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных для здоровья условиях труда продолжительностью 14 дней, и производилось доплата в размере 4% за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, что было предусмотрено условиями трудовых договоров.
В марте 2020 года в Котласской ЦГБ проведены мероприятия по изменению структуры детской поликлиники, в связи с которыми утверждено Положение о детской поликлинике в новой редакции, упразднено «Педиатрическое отделение № 2» в состав которого входили должности, занимаемые истцами, и введено структурное подразделение «Отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях», к которому в настоящее время относятся истцы.
На основании изменений в штатном расписании Котласской ЦГБ с истцами 30 июня 2020 года заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых также был изменен пункт 1.7, условия труда на рабочем месте, и установлен подкласс 3.2 класса условий труда «вредный», который не был подтвержден результатами специальной оценки условий труда.
Условия трудовых договоров по выплате истцам доплаты к заработной плате в размере 4% и предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, изменены не были.
В июне 2020 года начались мероприятия по проведению специальной оценки условий труда.
22 июня 2020 года Котласской ЦГБ заключен контракт № № на оказание услуги по проведению специальной оценки условий труда с ООО «РАЦИО», в рамках которого проведена специальная оценка условий труда рабочих мест истцов.
6 июля 2020 года ООО «РАЦИО» подготовлено заключение эксперта № 190/2020 по проведенной идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, которым установлено, что на рабочих местах, которые занимают истцы, вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда ООО «РАЦИО» утвержден председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда Котласской ЦГБ 25 ноября 2020 года.
27 ноября главным врачом Больницы издан приказ № № «О завершении специальной оценки условий труда».
Карта специальной оценки условий труда № № (номера аналогичных рабочих мест 9, 79, 80А (79), 81А (79), 82А (79), 83А (79), 84А (79), 85А (79), 86А (79), 87А (79), по должности фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях подписана комиссией по проведению специальной оценки условий труда 25 ноября 2020 года.
По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, проведенной в 2020 году, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору - 3.1.
Истцы при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда 3 марта 2021 года выразили свое несогласие с результатами специальной оценки условий труда.
На основании результатов специальной оценки условий труда приказом главного врача Котласской ЦГБ № № от 13 января 2021 года утвержден Перечень должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии компенсации по итогам специальной оценки условий труда.
В пунктах 395 и 397 данного Перечня указаны должности «фельдшер (школы, кроме СОШ № №)» и «фельдшер (СОШ № №)» отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях; итоговый класс (подкласс) условий труда - 3,1; выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (% к должностному окладу) -4%; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - нет; сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов; молоко или другие равноценные пищевые продукты - нет; право на досрочное назначение страховой пенсии - да.
Таким образом, приказ № № от 13 января 2021 года содержит сведения, установленные при проведении специальной оценки условий труда.
Не согласившись с результатами специальной оценки условий труда работники обратились с заявлением в государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, по представлению которой Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области осуществлена государственная экспертиза условий труда по оценке качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте «фельдшера» (карта специальной оценки условий труда № №) в ГБУЗ АО «Котласская ЦГБ».
Согласно Заключению № № от 29 апреля 2021 года работа по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте «фельдшера» (карта специальной оценки условий труда № №) в ГБУЗ АО «Котласская ЦГБ» соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Рассматривая требования истцов об оспаривании результатов специальной оценки условий труда в части установления итогового класса (подкласса) условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору - 3.1 и отмены дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, суд исходит из следующего.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 данного Закона).
Статьей 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Рассматривая вопрос о соответствии специальной оценки условий труда, проведенной в отношении рабочих мест истцов, нормам действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что рабочие места, которые занимают истцы, находятся в зданиях школ города Котласа и п. Вычегодский Архангельской области.
Из материалов по специальной оценки условий труда следует, что при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест истцов оценивался биологический фактор и световая среда.
Рассматривая довод истцов о том, что при проведении специальной оценки условий труда их рабочих мест неправильно был учтен биологический фактор вредности, суд исходит из следующего.
Статьей 13 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено, что в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды, в том числе биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 27.04.2020) (далее Методика), отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Таким образом, для рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, отнесение к классу условий труда осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний).
Принимая во внимание, что истцы осуществляют свою профессиональную деятельность в Котласской ЦГБ и в их должностные обязанности входит оказание медицинской помощи несовершеннолетним, проведение медицинских осмотров, осуществление профилактических мероприятий по охране здоровья несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии на рабочем месте истцов вредного биологического фактора. Однако, исследование концентрации патогенных микроорганизмов на рабочих местах при данных обстоятельствах законодательством не предусмотрено, в связи с чем отнесение условий труда к соответствующему классу (подклассу) при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) может быть осуществлено на основе изучения медицинской и иной документации по данному фактору.
При этом, согласно приложению № 9 Методики классу условий труда 3.1 соответствует контакт с микроорганизмами IV группы патогенности - условно патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистической инфекции).
Контакт с микроорганизмами IV группы патогенности характерен для всех рабочих мест медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, что подтверждается протоколом заседания комиссии по специальной оценке условий труда по признанию биологического фактора от 24 июля 2020 года.
Из указанных сведений следует, что на рабочих местах истцов имеется контакт с микроорганизмами IV группы патогенности, время воздействия в рабочую смену менее 50%.
Довод истцов о том, что они имеют постоянный контакт с микроорганизмами III группы патогенности, что дает им право на установление более высокого класса условий труда, чем 3.1, не нашел подтверждения в судебном заседании.
III группа - это возбудители инфекционных болезней, выделяемых в самостоятельные незоологические группы (коклюш, дифтерия, туберкулез, менингит, пневмония, дизентерия, вирус гриппа, ветряная оспа и другие).
В судебном заседании установлено, что, действительно фельдшера в образовательных организациях имеют контакт с микроорганизмами III группы патогенности, однако данный контакт не носит постоянный характер, в основном происходит в эпидемиологический сезон. Вместе с тем, медицинские работники для профилактики заражения в соответствии с приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 года «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показателям» подлежат обязательной вакцинации против гриппа. Кроме того, в отношении данной инфекции и других ОРВИ проводятся меры личной (масочный режим, мытье и обработка рук) и коллективной профилактики (использование бактерицидных облучателей-рециркуляторов для обеззараживания воздуха, проведение уборки с использованием дезинфицирующих средств).
Указанное обстоятельство подтверждается представленными истцами в материалы дела доказательствами: журналами учета инфекционных заболеваний, журналами наблюдений за контактными, листами наблюдений).
Иных доказательств, подтверждающих, что контакт с микроорганизмами III группы патогенности влияет на условия труда, при которых на работников воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет), что требуется для установления класса условий труда 3.2, суду не представлено.
В связи с изложенным, контакт истцов с микроорганизмами III группы патогенности, при установленных судом обстоятельствах, не свидетельствует о неправильном установлении класса условий труда 3.1.
В рамках рассмотрения настоящего дела по определению суда Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены разногласия (несогласия) по вопросам проведения государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях Котласской ЦГБ в связи с несогласием истцов с заключением государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда от 29 апреля 2021 года № 02-05-15/02-21, проведенной Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Из заключения Департамента условий и охраны труда от 15 октября 2021 года следует, что нарушений при установлении по рабочим местам истцов класса вредности 3.1 по биологическому фактору не установлено.
Однако в заключении указано, что в случае получения медицинской документации и иных обосновывающих документов и материалов, на основании которых возможно установить достоверность определения группы патогенности микроорганизмов, итоговый класс условий труда может быть изменен.
Кроме этого, из указанного заключения следует, что содержащийся в заключение экспертизы от 29 апреля 2019 года № № общий вывод о соответствии специальной оценки условий труда на перечисленных в заключении экспертизы рабочих местах требованиям Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 426-Ф «О специальной оценке условий труда» признается необоснованным. В соответствии с пунктом 11 Порядка рассмотрения разногласий Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области предписано провести повторную экспертизу качества специальной оценки труда.
В соответствии с заключением Департамента условий и охраны труда от 15 октября 2021 года и по определению суда Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области проведена повторная государственная экспертиза условий труда рабочих мест фельдшеров, на рассмотрение которой были направлены и дополнительные доказательства, представленные истцами, а также «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», представляемые Котласской ЦГБ в органы статотчетности.
Из заключения Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 2 февраля 2022 года следует, что установление вредного биологического фактора по биологическому фактору IV группы (возбудители) подкласса 3.1 (вредные условия труда 1 степени) является правомерным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что установление на рабочих мест фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году, класса условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору, является обоснованным.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным приказа главного врача больницы № 17 от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда», признании незаконной специальной оценки условий труда карта № от 25 ноября 2020 года по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, отмене заключения государственной экспертизы труда от 29 апреля 2021 года № №, проведенной Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области, по заявленным истцами доводам, не имеется. В иске следует отказать.
То обстоятельство, что по заключению Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 2 февраля 2022 года качество проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах фельдшеров Котласской ЦГБ (рабочие места 79, 80А, 81А, 82А, 83А, 84А, 85А, 86А, 87А) не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так как в карте № № не отмечено, что фельдшера, при наличии вредных условий труда по биологическому фактору, в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н, имеют право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов, не влияет на результат рассмотрения требований истцов по заявленным ими доводам.
Довод истцов о том, что они не были предупреждены о проведении специальной оценки условий труда, отсутствовали на рабочих местах во время проведения замеров, не были ознакомлены с результатами в установленный законом срок, не является основанием для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными при установленных судом обстоятельствах.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Ушаковой А.А., Гришуковой И.А., Быцан Г.Н., Рябовой Т.Г., Митяниной Н.Г., Тонких И.Н., Плотниковой Е.Н., Логиновой Е.А., Володиной П.Д. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, Обществу с ограниченной ответственностью «РАЦИО» о признании незаконным приказа, признании незаконной специальной оценки условий труда, отмене заключения государственной экспертизы труда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий О.Н. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.
УИД 29RS0008-01-2021-001499-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Кузнецовой О.Н.
при секретаре Рура И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой А.А., Гришуковой И.А., Быцан Г.Н., Рябовой Т.Г., Митяниной Н.Г., Тонких И.Н., Плотниковой Е.Н., Логиновой Е.А., Володиной П.Д, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, Обществу с ограниченной ответственностью «РАЦИО» о признании незаконным приказа, признании незаконной специальной оценки условий труда, отмене заключения государственной экспертизы труда,
у с т а н о в и л :
Ушакова А.А., Гришукова И.А., Быцан Г.Н., Рябова Т.Г., Митянина Н.Г., Тонких И.Н., Плотникова Е.Н., Логинова Е.А., Володина П.Д. обратились в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» (далее - ГБУЗ АО «КЦГБ», Котласская ЦГБ, Больница) о признании незаконным приказа главного врача № № от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда» в части изменения класса /подкласса/ условий труда фельдшеру отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники и отмены дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
В ходе рассмотрения дела истцами дополнительно заявлены требования о признании незаконной специальной оценки условий труда карта № № от 25 ноября 2020 года по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники и отмене; а также отмене заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области № № от 29 апреля 2021 года.
В обоснование требований указано, что истцы работают на должностях фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациям детской поликлиники ГБУЗ АО «КЦГБ» и согласно дополнительным соглашений к трудовым договорам им установлен подкласс 3.2 класса условий труда «вредный», предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 дней. По результатам проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, карта № № от 25 ноября 2020 года им установлен подкласс 3.1 класса условий труда «вредный» и не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 дней. Истцы не согласны с результатами специальной оценки условий труда, так как полагают, что при проведении специальной оценки условий труда была нарушена методика проведения специальной оценки условий труда, так как истцы не были предупреждены о проведении СОУТ, отсутствовали на рабочих местах во время проведения замеров, не были ознакомлены с результатами в установленный законом срок. Про проведении СОУТ не были учтены в полном объеме используемые при работе материалы и сырье, в частности иммунобиологические препараты и оценен не в полном объеме биологический фактор, не был учтен биологический фактор, относящийся к классу (подклассу) условий труда 3.2 «вредный». Также истцы не согласны с заключением государственной экспертизы условий труда Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области № № от 29 апреля 2021 года, полагая, что на экспертизу были предоставлены не все необходимые сведения, подтверждающие условия работы истцов. Также истцы полагают, что приказ главного врача больницы № № от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда» нарушает их трудовые права, так как противоречит положениям трудового договора. Также полагают, что условия труда истцов не изменились с момента установления им условий труда 3.2. «вредный».
В качестве соответчиков по делу были привлечены Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, Общество с ограниченной ответственностью «РАЦИО» (далее - ООО «РАЦИО»).
В судебном заседании истцы Гришукова И.А., Тонких И.Н., Володина П.Д., Плотникова Е.Н., Быцан Г.Н., Ушакова А.А. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Истцы Рябова Т.Г., Логинова Е.А., Митянина Н.Г. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Гонке К.В. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что специальная оценка условий труда в учреждении проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», замечания, указанные в заключении государственной экспертизы условий труда от 1 февраля 2022 года устраняются, однако указанные нарушения не связаны с требования истцов, оснований для признания ее результатов недействительными не имеется. Просит в иске отказать.
Представители ответчиков Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области и ООО «РАЦИО» в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Из возражений ООО «РАЦИО» следует, что оснований для удовлетворения требования истцов не имеется, так как СОУТ проведена в соответствии с требованиями Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в иске просят отказать.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ АО «КЦГБ» и занимают должности фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники, что подтверждается представленными трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним.
Истцам на основании результатов специальной оценки условий труда от июня 2015 года был установлен класс условий труда 3.1, предоставлялись ежегодные дополнительные отпуска за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных для здоровья условиях труда продолжительностью 14 дней, и производилось доплата в размере 4% за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, что было предусмотрено условиями трудовых договоров.
В марте 2020 года в Котласской ЦГБ проведены мероприятия по изменению структуры детской поликлиники, в связи с которыми утверждено Положение о детской поликлинике в новой редакции, упразднено «Педиатрическое отделение № 2» в состав которого входили должности, занимаемые истцами, и введено структурное подразделение «Отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях», к которому в настоящее время относятся истцы.
На основании изменений в штатном расписании Котласской ЦГБ с истцами 30 июня 2020 года заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых также был изменен пункт 1.7, условия труда на рабочем месте, и установлен подкласс 3.2 класса условий труда «вредный», который не был подтвержден результатами специальной оценки условий труда.
Условия трудовых договоров по выплате истцам доплаты к заработной плате в размере 4% и предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, изменены не были.
В июне 2020 года начались мероприятия по проведению специальной оценки условий труда.
22 июня 2020 года Котласской ЦГБ заключен контракт № № на оказание услуги по проведению специальной оценки условий труда с ООО «РАЦИО», в рамках которого проведена специальная оценка условий труда рабочих мест истцов.
6 июля 2020 года ООО «РАЦИО» подготовлено заключение эксперта № 190/2020 по проведенной идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, которым установлено, что на рабочих местах, которые занимают истцы, вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда ООО «РАЦИО» утвержден председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда Котласской ЦГБ 25 ноября 2020 года.
27 ноября главным врачом Больницы издан приказ № № «О завершении специальной оценки условий труда».
Карта специальной оценки условий труда № № (номера аналогичных рабочих мест 9, 79, 80А (79), 81А (79), 82А (79), 83А (79), 84А (79), 85А (79), 86А (79), 87А (79), по должности фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях подписана комиссией по проведению специальной оценки условий труда 25 ноября 2020 года.
По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, проведенной в 2020 году, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору - 3.1.
Истцы при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда 3 марта 2021 года выразили свое несогласие с результатами специальной оценки условий труда.
На основании результатов специальной оценки условий труда приказом главного врача Котласской ЦГБ № № от 13 января 2021 года утвержден Перечень должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии компенсации по итогам специальной оценки условий труда.
В пунктах 395 и 397 данного Перечня указаны должности «фельдшер (школы, кроме СОШ № №)» и «фельдшер (СОШ № №)» отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях; итоговый класс (подкласс) условий труда - 3,1; выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (% к должностному окладу) -4%; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - нет; сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов; молоко или другие равноценные пищевые продукты - нет; право на досрочное назначение страховой пенсии - да.
Таким образом, приказ № № от 13 января 2021 года содержит сведения, установленные при проведении специальной оценки условий труда.
Не согласившись с результатами специальной оценки условий труда работники обратились с заявлением в государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, по представлению которой Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области осуществлена государственная экспертиза условий труда по оценке качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте «фельдшера» (карта специальной оценки условий труда № №) в ГБУЗ АО «Котласская ЦГБ».
Согласно Заключению № № от 29 апреля 2021 года работа по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте «фельдшера» (карта специальной оценки условий труда № №) в ГБУЗ АО «Котласская ЦГБ» соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Рассматривая требования истцов об оспаривании результатов специальной оценки условий труда в части установления итогового класса (подкласса) условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору - 3.1 и отмены дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, суд исходит из следующего.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 данного Закона).
Статьей 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Рассматривая вопрос о соответствии специальной оценки условий труда, проведенной в отношении рабочих мест истцов, нормам действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что рабочие места, которые занимают истцы, находятся в зданиях школ города Котласа и п. Вычегодский Архангельской области.
Из материалов по специальной оценки условий труда следует, что при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест истцов оценивался биологический фактор и световая среда.
Рассматривая довод истцов о том, что при проведении специальной оценки условий труда их рабочих мест неправильно был учтен биологический фактор вредности, суд исходит из следующего.
Статьей 13 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено, что в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды, в том числе биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 27.04.2020) (далее Методика), отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Таким образом, для рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, отнесение к классу условий труда осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний).
Принимая во внимание, что истцы осуществляют свою профессиональную деятельность в Котласской ЦГБ и в их должностные обязанности входит оказание медицинской помощи несовершеннолетним, проведение медицинских осмотров, осуществление профилактических мероприятий по охране здоровья несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии на рабочем месте истцов вредного биологического фактора. Однако, исследование концентрации патогенных микроорганизмов на рабочих местах при данных обстоятельствах законодательством не предусмотрено, в связи с чем отнесение условий труда к соответствующему классу (подклассу) при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) может быть осуществлено на основе изучения медицинской и иной документации по данному фактору.
При этом, согласно приложению № 9 Методики классу условий труда 3.1 соответствует контакт с микроорганизмами IV группы патогенности - условно патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистической инфекции).
Контакт с микроорганизмами IV группы патогенности характерен для всех рабочих мест медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, что подтверждается протоколом заседания комиссии по специальной оценке условий труда по признанию биологического фактора от 24 июля 2020 года.
Из указанных сведений следует, что на рабочих местах истцов имеется контакт с микроорганизмами IV группы патогенности, время воздействия в рабочую смену менее 50%.
Довод истцов о том, что они имеют постоянный контакт с микроорганизмами III группы патогенности, что дает им право на установление более высокого класса условий труда, чем 3.1, не нашел подтверждения в судебном заседании.
III группа - это возбудители инфекционных болезней, выделяемых в самостоятельные незоологические группы (коклюш, дифтерия, туберкулез, менингит, пневмония, дизентерия, вирус гриппа, ветряная оспа и другие).
В судебном заседании установлено, что, действительно фельдшера в образовательных организациях имеют контакт с микроорганизмами III группы патогенности, однако данный контакт не носит постоянный характер, в основном происходит в эпидемиологический сезон. Вместе с тем, медицинские работники для профилактики заражения в соответствии с приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 года «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показателям» подлежат обязательной вакцинации против гриппа. Кроме того, в отношении данной инфекции и других ОРВИ проводятся меры личной (масочный режим, мытье и обработка рук) и коллективной профилактики (использование бактерицидных облучателей-рециркуляторов для обеззараживания воздуха, проведение уборки с использованием дезинфицирующих средств).
Указанное обстоятельство подтверждается представленными истцами в материалы дела доказательствами: журналами учета инфекционных заболеваний, журналами наблюдений за контактными, листами наблюдений).
Иных доказательств, подтверждающих, что контакт с микроорганизмами III группы патогенности влияет на условия труда, при которых на работников воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет), что требуется для установления класса условий труда 3.2, суду не представлено.
В связи с изложенным, контакт истцов с микроорганизмами III группы патогенности, при установленных судом обстоятельствах, не свидетельствует о неправильном установлении класса условий труда 3.1.
В рамках рассмотрения настоящего дела по определению суда Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены разногласия (несогласия) по вопросам проведения государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях Котласской ЦГБ в связи с несогласием истцов с заключением государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда от 29 апреля 2021 года № 02-05-15/02-21, проведенной Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Из заключения Департамента условий и охраны труда от 15 октября 2021 года следует, что нарушений при установлении по рабочим местам истцов класса вредности 3.1 по биологическому фактору не установлено.
Однако в заключении указано, что в случае получения медицинской документации и иных обосновывающих документов и материалов, на основании которых возможно установить достоверность определения группы патогенности микроорганизмов, итоговый класс условий труда может быть изменен.
Кроме этого, из указанного заключения следует, что содержащийся в заключение экспертизы от 29 апреля 2019 года № № общий вывод о соответствии специальной оценки условий труда на перечисленных в заключении экспертизы рабочих местах требованиям Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 426-Ф «О специальной оценке условий труда» признается необоснованным. В соответствии с пунктом 11 Порядка рассмотрения разногласий Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области предписано провести повторную экспертизу качества специальной оценки труда.
В соответствии с заключением Департамента условий и охраны труда от 15 октября 2021 года и по определению суда Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области проведена повторная государственная экспертиза условий труда рабочих мест фельдшеров, на рассмотрение которой были направлены и дополнительные доказательства, представленные истцами, а также «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», представляемые Котласской ЦГБ в органы статотчетности.
Из заключения Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 2 февраля 2022 года следует, что установление вредного биологического фактора по биологическому фактору IV группы (возбудители) подкласса 3.1 (вредные условия труда 1 степени) является правомерным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что установление на рабочих мест фельдшеров отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году, класса условий труда 3.1, в том числе по биологическому фактору, является обоснованным.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным приказа главного врача больницы № 17 от 13 января 2021 года «Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации по итогам специальной оценки условий труда», признании незаконной специальной оценки условий труда карта № от 25 ноября 2020 года по рабочему месту фельдшера отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детской поликлиники Котласской ЦГБ, отмене заключения государственной экспертизы труда от 29 апреля 2021 года № №, проведенной Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области, по заявленным истцами доводам, не имеется. В иске следует отказать.
То обстоятельство, что по заключению Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 2 февраля 2022 года качество проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах фельдшеров Котласской ЦГБ (рабочие места 79, 80А, 81А, 82А, 83А, 84А, 85А, 86А, 87А) не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так как в карте № № не отмечено, что фельдшера, при наличии вредных условий труда по биологическому фактору, в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н, имеют право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов, не влияет на результат рассмотрения требований истцов по заявленным ими доводам.
Довод истцов о том, что они не были предупреждены о проведении специальной оценки условий труда, отсутствовали на рабочих местах во время проведения замеров, не были ознакомлены с результатами в установленный законом срок, не является основанием для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными при установленных судом обстоятельствах.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Ушаковой А.А., Гришуковой И.А., Быцан Г.Н., Рябовой Т.Г., Митяниной Н.Г., Тонких И.Н., Плотниковой Е.Н., Логиновой Е.А., Володиной П.Д. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, Обществу с ограниченной ответственностью «РАЦИО» о признании незаконным приказа, признании незаконной специальной оценки условий труда, отмене заключения государственной экспертизы труда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий О.Н. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.