2-1802/2024
25RS0039-01-2024-002088-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2024 года с. Вольно - Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
судьи Сетраковой Л.В.,
при помощнике судьи Крыловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берестенко ФИО6, Богатырева ФИО7 к администрации Надеждинского муниципального района о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд с названным иском к ответчику, указав в иске, что Берестенко Е.Н. является собственником 11/15 доли в праве общей долевой собственности, а Богатырев О.П. собственником 4/15 доли в праве общей долевой собственности части жилого дома, общей площадью 44,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Часть жилого дома расположена на земельном участке, площадью 500 кв.м., по адресу: <адрес>. Согласно выписке из похозяйственной книги Берестенко Е.Н. предоставлен земельный участок, площадью 600 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок не оформлен в соответствии с действующим законодательством. С 2000 года они принимают меры по поддержанию сохранности и надлежащего состояния земельного участка. Просят признать за ними право собственности на указанный участок.
Истцы Берестенко Е.Н., Богатырев О.П. в судебное заседание не явились, направили заявления, в котором поддержали заявленные требования, просили иск рассмотреть в их отсутствие.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Горлова К.А. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Подпунктом 5 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей собственников в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 1 ст. 273 ГК РФ также закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный ЗК РФ, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Берестенко Е.Н. является собственником 11/15 доли в праве общей долевой собственности, а Богатырев О.П. собственником 4/15 доли в праве общей долевой собственности части жилого дома, общей площадью 44,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Часть жилого дома расположена на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права № от ДД.ММ.ГГГГ. Берестенко (Уласевич) Е.Н. принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Судом достоверно установлено, что земельный участок является объектом гражданских прав, истцы являются собственниками расположенного на земельном участке части жилого дома, пользуются данным участком по целевому назначению, каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется; земельный участок свободен от притязаний третьих лиц.
При указанных обстоятельствах заявленные требования следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать за Берестенко ФИО9 право собственности на 11/15 доли земельного участка, общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Богатыревым ФИО10 право собственности на 4/15 доли земельного участка, общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сетракова Л.В.