Решение по делу № 2-252/2018 от 02.04.2018

дело № 2-252/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лесозаводск 03.05.2018 г.

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе

председательствующего СЃСѓРґСЊРё Гусева Рђ.Р’.,    

с участием истцов Величко А.П., Величко С.И., представителя истцов Музыченко О.А.,

при секретаре судебного заседания Кочегаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Величко Александра Петровича, Величко Светланы Ивановны, действующей за себя и за несовершеннолетнего Д,, Величко Натальи Александровны к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 92910 о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Величко А.П. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР в период с хх.хх.хххх. по хх.хх.хххх. и в Вооруженных Силах РФ в период с хх.хх.хххх. по день увольнения хх.хх.хххх. Уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «А» пункта 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») приказом командира войсковой части 92910 от хх.хх.хххх. № хх. Календарная выслуга на день увольнения составила 15 лет 04 месяца 22 дня, льготная выслуга – 22 года 00 месяцев 08 дней.

На момент прохождения военной службы Величко А.П. являлся участником подпрограммы «Жилище», имеющим право на получение государственного жилищного сертификата.

Решением жилищной комиссии в/ч 86660 от хх.хх.хххх. № хх ст. сержант Величко А.П. был включен в очередь на улучшение жилищных условий.

хх.хх.хххх. Лесозаводской КЭЧ Министерства Обороны РФ по типовому договору найма на жилое служебное помещение № хх (на основании решения жилищной комиссии в/ч 86660 от хх.хх.хххх. № хх) ст. сержанту Величко А.П. и членам его семьи на период прохождения службы до окончания контракта, т.е. до хх.хх.хххх. была предоставлена трехкомнатная квартира в военном городке “хххххххх” по адресу: ххххххх.

хх.хх.хххх. Величко А.П. начальнику Лесозаводской КЭЧ Министерства Обороны РФ подано заявление о снятии его с очереди на получение ГЖС в связи с получением им квартиры, на основании чего начальником ДКЭУ Величко А.П. был исключен из списков получателей ГЖС в связи с отказом.

хх.хх.хххх. Лесозаводской КЭЧ Министерства Обороны РФ со ст. сержантом Величко А.П. был заключен типовой договор найма на жилое служебное помещение № хх (на ранее предоставленную трехкомнатную квартиру в военном городке “хххххххх” по адресу: ххххххх), согласно которого ст. сержанту Величко А.П. и членам его семьи указанная квартира была предоставлена на все время проживания (п.2, п.5 договора).

хх.хх.хххх. Величко А.П. обратился в ФГКУ “Востокрегионжилье” МО РФ о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением ФГКУ “Востокрегионжилье” МО РФ № хх от хх.хх.хххх. сержанту запаса Величко А.П. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано.

Истцы обратились в суд с иском о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению Величко А.П., Величко С.И., Д,, Величко Н.А. жилым помещением в собственность общей площадью не менее 72 кв.м в ххххххх. Обосновывают тем, что квартира, в которой они проживают в настоящее время, имеет статус служебного жилья, однако указанное жилое помещение было предоставлено им, как указано в договоре, по факту проживания (т.е. на все время проживания) Лесозаводской КЭЧ Министерства Обороны РФ, из-за чего Величко А.П. был введен в заблуждение и отказался от своего права на получение ГЖС.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы”, они имели право на предоставлении субсидии, которая являлась финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения гражданам. В целях реализации своих прав, Величко А.П. передал в Лесозаводскую КЭЧ пакет требуемых документов. В хх.хх.хххх г. в Лесозаводскую КЭЧ на Величко А.П. и членов его семьи поступил государственный жилищный сертификат. В связи с тем, что сумма предоставленной субсидии была минимальной, начальником КЭЧ им было предложено отказаться от субсидии взамен на предоставленную трехкомнатную квартиру для постоянного проживания. С указанным предложением они согласились, о чем Величко А.П., как получатель ГЖС, написал заявление об отказе от предоставленной субсидии взамен на право проживать постоянно в указанном жилом помещении. ГЖС был возвращен МО РФ вместе с заявлением. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. № 1871 “О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ” завершена реорганизация ФГУ “Лесозаводская КЭЧ района” МО РФ путем его присоединения к ФГУ “Дальневосточное ТУИО” МО РФ, которое является его правопреемником. Весь архив, в том числе и документы Величко А.П. об участии в указанной программе были сданы в архив МО РФ. В настоящее время жилищные права его и членов его семьи нарушены, а именно, Лесозаводском районном суде находится гражданское дело по иску МО РФ к Величко о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ххххххх, выселении Величко из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения. Так как спорное жилое помещение было предоставлено взамен ГЖС, они подали в Лесозаводский районный суд Приморского края исковое заявление о возложении на МО РФ обязанности предоставить им субсидию в виде ГЖС и включить их в сводный список граждан получателей ГЖС по линии МО РФ составом семьи из 3-х человек с даты постановки на учет. Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от хх.хх.хххх. (вступившим в законную силу хх.хх.хххх) по делу № хх в удовлетворении указанных требований отказано, поскольку истцами не предоставлено доказательств того, что денежных средств в виде ГЖС было недостаточно для приобретения квартиры, и не предоставлено доказательств соглашения о предоставлении спорной квартиры в замен ГЖС. При этом, они считают, что у них осталось не реализованное право на получение жилого помещения, так как отказываясь от ГЖС, они отказались от вида обеспечения жилым помещением, но не от самого жилого помещения. Соответственно, если у них осталось не реализованное право на жилое помещение, у ответчика осталась обязанность по обеспечению их жилым помещением. Величко А.П. отнесен к категории лиц, которые в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, имеют право на предоставление жилого помещения в силу указанной нормы закона. Поскольку при исключении Величко А.П. из списков войсковой части не был решен вопрос об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением за счет средств МО РФ, заявление об отказе от жилого помещения, от права на получение жилого помещения за счет средств МО РФ они не подписывали, вопрос об обеспечении жилым помещение не обсуждался, личное дело военнослужащего, приказ об увольнении не содержит сведений об их отказе от указанного права, право на получение жилого помещения не утрачено.

В судебном заседании истцы Величко А.П., Величко С.И. и их представитель исковые требования поддержали. Величко Н.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

Представитель МО РФ, в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика в/ч 92910 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования истцов не признает, поскольку в/ч 92910 является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица ФГКУ “Востокрегионжилье” МО РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, представил в суд возражения относительно иска, согласно которым с заявленными требованиями не согласен, поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих”, военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимся в жилых помещениях, по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими придельного возраста пребывания на военной службу, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственности бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному мест жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 ФЗ “О статусе военнослужащих”. Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Согласно личного заявления от хх.хх.хххх Величко А.П. был исключен из списков получателей ГЖС в связи с получением жилья. Таким образом, Величко А.П. распорядился своим правом на получение постоянного жилого помещения путем подачи заявления начальнику Лесозаводской КЭЧ о снятии его с очереди на получение ГЖС. Из представленной справки от хх.хх.хххх № № хх, выданной начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края Величко А.П. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части с хх.хх.хххх по достижению предельного возраста пребывания на военной службе приказом командира в/ч 92910 от хх.хх.хххх № хх. На момент увольнения жилым помещением обеспечен не был. По архивным сведениям квартирно-эксплуатационных частей Восточного военного округа, переданных в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ при ликвидации, Величко А.П. не состоял на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения, о своем праве на получение жилого помещения не заявлял. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” и приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2010 г. № 1280 условиями получения военнослужащими жилья по избранному месту жительства за счет средств, выделяемых МО РФ производится только для военнослужащих, которые при увольнении с военной службы:

были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях;

увольняемые с военной службы, при условии наличия на момент увольнения календарной продолжительности военной службы 20 лет и более;

увольняемых с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии, что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно-штатные мероприятия.

хх.хх.хххх Величко А.П. обратился в 5 Отдел ФГКУ “Востокрегионжилье” с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то есть как лицо утратившее связь с МО РФ и не заявившее свое право на обеспечение жильем до исключения его из списков личного состава. Таким образом, правовых оснований признать за Величко А.П. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не имеется. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учете. Поскольку Величко А.П. и члены его семьи не признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, у МО РФ нет обязанности по обеспечению Величко А.П. и членов его семьи жилым помещением.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, из положения абзацев 1 - 4 п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что для обеспечения жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации граждане, уволенные с военной службы по указанным в законе основаниям, продолжительность службы которых составляет 10 и более лет, должны быть также поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Только с совокупностью указанных обстоятельств закон связывает возникновение на стороне государства публичного обязательства перед военнослужащим по обеспечению последнего жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения заявителя из ВС РФ), обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Данным правом Величко А.П. воспользовался - хх.хх.хххх Величко А.П. подано заявление начальнику Лесозаводской КЭЧ о снятии его с очереди на получение ГЖС в связи с тем, что он получил квартиру.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 (далее - Правила).

Согласно п.12 Правил ведения учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы - Министерством обороны РФ на основе данных военных комиссариатов.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно пункту 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.

На основании ст.100 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. В этой связи абз.2 п.2 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.

С 01.01.2014 аб.2 п.2 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 № 342 - ФЗ.

В соответствии с названным законом ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнена п.2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005 г., и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Истец Величко А.П. указанным критериям не соответствует.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами не предоставлено доказательств того, что денежных средств в виде ГЖС было недостаточно для приобретения квартиры, а также не представлено соглашение о предоставлении истцу спорной квартиры взамен отказа от права на получение ГЖС. В судебном заседании из пояснений истцов было установлено, что никакого соглашения между истцами и Минобороны России не заключалось. Вместо этого хх.хх.хххх. Лесозаводской КЭЧ Министерства Обороны РФ со ст. сержантом Величко А.П. был заключен типовой договор найма на жилое служебное помещение № хх (на ранее предоставленную трехкомнатную квартиру в военном городке “хххххххх” по адресу: ххххххх), согласно которого ст. сержанту Величко А.П. и членам его семьи указанная квартира была предоставлена на все время проживания (п.2, п.5 договора).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” и приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2010 г. № 1280 условиями получения военнослужащими жилья по избранному месту жительства за счет средств, выделяемых МО РФ производится только для военнослужащих, которые при увольнении с военной службы:

были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях;

увольняемые с военной службы, при условии наличия на момент увольнения календарной продолжительности военной службы 20 лет и более;

увольняемых с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии, что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно-штатные мероприятия.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Величко Александру Петровичу, Величко Светлане Ивановне, действующей за себя и за несовершеннолетнего Д,, Величко Наталье Александровне в иске к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 92910 о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Изготовлено в окончательной форме 3.05.2018г.

Судья А.В. Гусев

2-252/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Величко С.И.
Величко А.П.
Величко Н.А.
Ответчики
Войсковая часть 92910
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ"
Суд
Лесозаводский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
lesozavodsky.prm.sudrf.ru
02.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2018Передача материалов судье
04.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
03.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее