Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 мая 2017 года ***
Благовещенский городской суд ***, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием истца Беловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой Г. А., действующей в интересах Белова В. М., к администрации города Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил :
Белова Г.А., действующая в интересах Белова В.М., обратилась в суд с данным исковым заявлением, указав, что администрацией г. Благовещенска длительное время не предоставляется ее сыну Белову В.М. вне очереди жилое помещение на территории муниципального образования г. Благовещенск по договору социального найма. Между тем, постановлением администрации г. Благовещенска № 680 от 09 марта 2016 года Белов В.М. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с наличием заболевания (под кодом ***), входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378. Белов В.М. как лицо, страдающее тяжелой формой заболевания в силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» с 01 марта 2005 года нора предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв.м. на одного члена семьи. Таким образом, Белову В.М. должно быть представлено жилое помещение с учетом нормы предоставления18 кв.м. и с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде одной комнаты площадью до 15 кв.м. Поэтому просит обязать администрацию города Благовещенска Амурской области предоставить Белову В. М., *** года рождения, вне очереди жилое помещение на условиях социального найма на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. и с дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты не более 15 кв.м.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска, представители третьих лиц - министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, МУП «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», Отдела опеки и охраны здоровья администрации города Благовещенска, правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представители министерства социальной защиты населения Амурской области и правительства Амурской области ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия, остальные неявившиеся лица о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании Белова Г.А., действующая в интересах Белова В.М., на предъявленных требованиях настаивала, в обоснование привела те же обстоятельства, что указаны в исковом заявлении.
В письменном отзыве представитель администрации г. Благовещенска с предъявленными требованиями не согласилась, указав, что требования истца неправомерны. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо федеральный закон, возлагающий на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, при этом бюджет муниципального образования г. Благовещенска не содержит статьи расходов на обеспечение жильем инвалидов в рамках реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из областного бюджета в бюджет муниципального образования г. Благовещенска субвенций на обеспечение жильем указанной категории граждан не поступали, следовательно, оснований для предоставления жилья из муниципального жилищного фонда не имеется. Эти полномочия могут быть переданы, в том числе органам местного самоуправления, но при наличии соответствующего федерального закона и соответствующего финансирования на исполнение данных полномочий. В отсутствии указанных условий, у администрации г. Благовещенска отсутствует обязанность по обеспечению истца жильем. Поскольку эти полномочия относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации, администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу.
Из письменного отзыва министерства социальной защиты населения Амурской области следует, что в принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон № 38-03) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из изложенного выше следует, что обязанность по предоставлению жилья Белову В.М. принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением мэра г. Благовещенска от 09.03.2016 № 680 возложена на ответчика - Администрацию г. Благовещенска. Согласно представленному иску, Белов В.М. страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378. Указанное обстоятельство дает ему право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Постановлением мэра г. Благовещенска от 12.04.2005 № 977 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м, на одного члена семьи. № 38-03, имеют право на дополнительную жилую площадь в размере до 15 кв. м. в виде отдельной комнаты. На основании изложенного, министерство считает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Из письменного отзыва правительства Амурской области следует, что поскольку Белов В.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01 января 2005 года, признан малоимущим, то при реализации Беловым В.М. права на получение жилого помещения в силу положений ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.2 ст.49 и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ Белов В.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления. В соответствии с п.6 ст.4 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из вышеизложенного выше следует, что обязанность по предоставлению жилья Белову В.М., принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, постановлением администрации г. Благовещенска от 09.03.2016 № 680 возложена на ответчика - администрацию г. Благовещенска.
Выслушав пояснения Беловой Г.А., исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Белов В. М., *** года рождения, относится к гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Наличие такого заболевания у истца ответчиками не оспаривается.
Белов В.М. решением Благовещенского городского суда от 02.06.2015 г. признан недееспособным.
Постановлением администрации г. Благовещенска № 2664 от 15 июля 2015 года над Беловым В.М. установлена опека, опекуном назначена Белова Г.А.
В соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817, Белов В. М. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 27 января 2016 года № 208 Белов В.М. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 1 человек.
В настоящее время Белов В.М. зарегистрирован в помещении по адресу: ***.
Данное жилое помещение, общей площадью 108,9 кв.м., на праве собственности принадлежит бабушке Белова В.М. - Беловой В. И..
Согласно представленным Управлением Росреестра по Амурской области сведениям Белов В.М. и его опекун Белова Г.А. жилья на праве собственности не имеет.
Факт проживания Белова В.М. на территории города Благовещенска подтверждается договором аренды от 26 декабря 2016 года со сроком аренды до 26.12.2017 года, справкой выданной ГБУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница» от 07.09.2015 года №2772, о том, что Белов В.М. состоит на диспансерном наблюдении в АОПБ с 2001 года по настоящее время, является инвалидом I группы по психическому заболеванию, регулярно посещает диспансерное наблюдение и получает поддерживающую терапию, состоит на учете в УПФР в городе Благовещенске Амурской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч.ч.1,3 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Факт постановки Белова В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, с составом семьи один человек подтвержден постановлением администрации г. Благовещенска от 09 марта 2016 года № 680 и никем не оспаривается.
Таким образом, Белов В.М. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
На основании постановления мэра города Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» с 1 марта 2005 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв.м. на одного члена семьи.
Согласно п. 5 ст. 11 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях на основании пункта 4 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеют право на дополнительную жилую площадь в размере до 15 кв. метров в виде отдельной комнаты.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности по предоставлению истцу жилья на условиях социального найма, администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу, а также доводы о том, что в настоящее время отсутствует какой-либо федеральный закон, возлагающий на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, при этом бюджет муниципального образования г. Благовещенска не содержит статьи расходов на обеспечение жильем инвалидов в рамках реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из областного бюджета в бюджет муниципального образования г. Благовещенска субвенций на обеспечение жильем указанной категории граждан не поступали, следовательно, оснований для предоставления жилья из муниципального жилищного фонда не имеется, суд находит несостоятельными.
Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в статьях 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.12.2009 № 1563-О-О (п. 2.1, п. 2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Также судом учитывается, что вопросы финансирования не должны ставить в зависимость реализацию права граждан на предоставление в установленном законом случае жилого помещения вне очереди. Кроме того, в силу ст. ст. 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи, с чем право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
В случае предоставления жилых помещений по договорам социального найма администрация города вправе ставить вопрос о компенсации дополнительных расходов за счет бюджета, к расходным обязательствам которого отнесено её финансирование.
В силу п. 9 ст. 10 Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» органы местного самоуправления не реже чем один раз в три года осуществляют перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. О сроках перерегистрации органы местного самоуправления сообщают в средствах массовой информации не позднее чем за тридцать дней до начала перерегистрации.
Поскольку Белов В.М. был принят на учет 09.03.2016 г., то период перерегистрации еще не подошел.
Согласно представленным Управлением Росреестра по Амурской области сведениям Белов В.М. и его опекун Белова Г.А. жилья на праве собственности не имеет.
В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В ранее действующей редакции ч.5 ст.57 ЖК РФ предусматривалось, что жилое помещение предоставляется в черте соответствующего населенного пункта.
Федеральным законом от 17.12.2009 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 5 статьи 57 слово «черте» заменено словом «границах».
Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает необходимым возложить на администрацию города Благовещенска обязанность предоставить Белову В.М. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным нормам и правилам, находящееся в границах муниципального образования город Благовещенск, общей площадью не менее 18 кв.м. и с дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты размером не более 15 кв.м.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска предоставить Белову В. М., *** года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным нормам и правилам, находящееся в границах муниципального образования город Благовещенск, общей площадью не менее 18 кв.м. и с дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты размером не более 15 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2017 года.
Председательствующий Е.С. Диких