Дело № 2-180\2022.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации.
07 июля 2022 г. р.п. Сосновское,
Нижегородская область.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Охтомова А.В., с участием заместителя прокурора Сосновского района Нижегородской области Матвеевой А.В., при секретаре судебного заседания Андроновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, обязать устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
- Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области - обязать устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Определением Сосновского районного суда Нижегородской области от 08 июня 2022 г. для участия в деле была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора – Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области.
В судебное заседание не явились представители ответчика Администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района и третьего лица Администрации Сосновского муниципального района, которые о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие
Заместитель прокурора Сосновского района Матвеева А.В. не возражала о рассмотрении дела в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчика и третьего лица.
В соответствии с ч. 3, ст. 167 ГПК Российской Федерации – суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, руководствуясь выше указанной нормой закона, с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, которые извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ими не представлены сведения о причинах неявки, которые признает неуважительными.
В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Сосновского района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Павловский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения путем обследования автомобильных дорог в границах населенного пункта Давыдковского сельсовета, по результатам которой составлены акты выездного обследования от 25 мая 2022, из которых следует, что:
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Мира с. Давыдково имеются многочисленные выбоины и разрушения: глубина – 6,5 см, ширина – 150 см, длина – 120 см;
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Школьная с. Давыдково имеются многочисленные выбоины;
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Воронина с. Давыдково имеются многочисленные выбоины.
Автомобильная дорога по ул. Мира, ул. Школьная, ул. Воронина в с. Давыдково Сосновского муниципального района Нижегородской области на основании решения Давыдковского сельсовета от 23.03.2017 № 13-р включены в перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования Давыдковский сельсовет Нижегородской области.
Таким образом, содержание и ремонт указанной дороги относится к полномочиям администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района.
Вместе с тем, состояние указанной дороги не соответствует требованиям безопасности к автомобильным дорогам общего пользования в границах населенного пункта городского поселения, выявленные дефекты покрытия проезжей части превышают предельно допустимые требования ГОСТ Р 50597-2017 и создают угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества граждан, что является недопустимым.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просят суд обязать администрацию Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем ремонта и приведения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожного покрытия автомобильной дороги по улицам Мира, Школьная, Воронина в с. Давыдково.
В судебном заседании заместитель прокурора Сосновского района Матвеева А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что в настоящее время нарушения закона не устранены и просит их удовлетворить.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему заключению.
Конституция Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2), каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20), на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45), государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45).
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 № 150-З «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Нижегородской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Аналогичные полномочия администрации Рожковского сельсовета Сосновского муниципального района закреплены в уставе муниципального образования.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.п. 6, 7, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ - автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Выбоина – местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (таблица А1 приложения А ГОСТ ГОСТ Р. 50597-2017).
Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения (п. 5.2.5).
В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования ГОСТа подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Сосновского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Павловский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения путем обследования автомобильных дорог в границах населенного пункта Давыдковского сельсовета, по результатам которой были составлены акты выездного обследования от 25 мая 2022 г, из которых следует, что:
- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Мира в с. Давыдково имеются многочисленные выбоины и разрушения: глубина – 6,5 см, ширина – 150 см, длина – 120 см;
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Школьная в с. Давыдково имеются многочисленные выбоины;
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по ул. Воронина в с. Давыдково имеются многочисленные выбоины, что отражено в акте обследования дорог от 25 мая 2022 г. и фото фиксации недостатков дорожного полотна с применением технических средств измерения (л.д. 11-18).
Согласно решения от 23 марта 2017 г. № 6 автомобильные дороги по ул. Мира, Школьная, Воронина в с. Давыдково Сосновского муниципального района Нижегородской области переданы в собственность ответчика, как автомобильные дороги местного значения муниципального образования Давыдковского сельсовета Нижегородской области (л.д.19-22).
В этой связи, суд считает, что содержание и ремонт указанных дорог относится к полномочиям администрации Давыдковский сельсовет Сосновского муниципального района Нижегородской области.
Вместе с тем, исходя из установленных по делу обстоятельств, которые не были опровергнуты ответчиком, суд считает, состояние указанных дорог не соответствует требованиям безопасности к автомобильным дорогам общего пользования в границах населенного пункта городского поселения, выявленные дефекты покрытия проезжей части превышают предельно допустимые требования ГОСТ Р 50597-2017 и создают угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества граждан, что является недопустимым.
В связи с выше изложенным, суд находит требования прокурора Сосновского района заявленные в интересах неопределенного круга лиц обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 194-198 Гражданско – процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
- исковые требования прокурора Сосновского районного Нижегородской области к Администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области - обязать устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Обязать Администрацию Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем ремонта и приведения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожного покрытия автомобильных дорог по улицам Мира, Школьная, Воронина в с. Давыдково, Сосновского района Нижегородской области.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2 месяцев со дня, вступления решения суда в законную силу.
Решение Сосновского районного суда Нижегородской области может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Охтомов А.В.