2-119/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года |
г.Фокино Приморского края |
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Черкесовой Ю.А., с участием старшего помощника прокурора ЗАТО Фокино Махиня И.В., представителя истца администрации ГО ЗАТО Фокино по доверенности Арутюнян Л.А., ответчика Перкова Б.В., действующего также в качестве представителя ответчика Перковой Е.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по иску администрации ГО ЗАТО Фокино к Перкову Б.В., Перковой К.В. о признании утратившими права пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ГО ЗАТО Фокино обратилась в суд к ответчикам с указанным иском, указывая о нахождении в собственности городского округа ЗАТО Фокино жилого помещения по адресу: Приморский край. г<адрес> Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г.Фокино 11.05.2001 военнослужащему Перкову Б.В. на период прохождения службы выделено данное жилое помещение, выдан корешок ордера от ДД.ММ.ГГГГ № на вселение в указанную однокомнатную квартиру на состав семьи 1 человек. Статус выделенного жилого помещения – служебное жильё. Стало известно, приказом командующего приморской флотилией от ДД.ММ.ГГГГ Перков Б.В. уволен с военной службы с зачислением в запас. Ссылаясь на норму ст. 103 ЖК РФ, поскольку ответчики не являются военнослужащими, истец просил признать Перкова Б.В., Перкову Е.В. утратившими права пользования служебным жилым помещением и выселить из спорного жилья.
Представитель истца администрации ГО ЗАТО Фокино по доверенности Арутюнян Л.А. в суде настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства.
Ответчик Перкова Е.В. в суд не прибыла, воспользовалась правом вести дело в суде через представителя Перкова Б.В.
Ответчик Перков Б.В., действующий также в качестве представителя ответчика Перковой Е.В. по доверенности, в суде возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что истец предоставил ему жильё на основании жилищного кодекса и иных нормативно-правовых актов, действующих на тот период времени, в соответствии с которыми он имел право на жильё и это право было им реализовано именно таким образом. На момент предоставления ему спорного жилого помещения по ордеру он не являлся военнослужащим, а был уволен из рядов вооружённых сил в связи с сокращением штатов и имел выслугу 10 и более лет – имел право на получение служебного жилого помещения до момента предоставления ему жилого помещения на постоянной основе. Кода в последующим органы военного управления, в ведении которых находился вопрос обеспечения военнослужащих жильём, предложили оставить за ним спорное жилое помещение на постоянной основе, путём выдачи соответствующих справок и помощи в оформлении этого жилья по договору социального найма он согласился и 18.08.2006 муниципальным учреждением «Служба единого заказчика» с ним заключён данный договор. Поскольку администрации ГО ЗАТО Фокино более трёх лет известно об этой ситуации, полагал о пропуске истцом срока исковой давности. Просил в иске отказать.
Привлечённые к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжильё» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежаще извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили, просили рассмотреть дело без их участия.
Министерство обороны Российской Федерации в представленных письменных пояснениях по существу иска указало, что спорное жилье не закреплено за Министерством обороны Российской Федерации.
В письменном отзыве на иск ФГКУ «Востокрегионжильё» Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что Перков Б.В. не признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в 2001 году утратил статус военнослужащего, правом на обеспечение жилыми помещениями от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не обладает.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Старший помощник прокурора ЗАТО г.Фокино Махиня И.В. в суде полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы иска и пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, с учётом мнения старшего помощника прокурора суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти в связи с прохождением службы.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Судом материалами дела установлено, Перкову Б.В. решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации города Фокино от 11.05.2001, утверждённым постановлением администрации города Фокино Приморского края №333 от 15.05.2001, по ходатайству войсковой части № выделена квартира по адресу: <адрес> которая тем же решением отнесена к числу служебных квартир с 1998 года. На основании данного решения, Перкову Б.В. 06.06.2001 выдан ордер №.
В спорной квартире ответчик Перков Б.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Перкова Е.В. – с ДД.ММ.ГГГГ как член семьи нанимателя – <данные изъяты>.
Указанное жилое помещение отнесено к муниципальной собственности, что ответчиками не оспорено.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Однако доводы иска о предоставлении спорного жилья ответчику Перкову Б.В. как служебного на период прохождения им военной службы в войсковой части № являются несостоятельными в силу следующего.
Статьёй 13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учёте (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.
Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (в редакции, действующей на момент обеспечения Перкова Б.В. спорным жильём) «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ).
В силу требований ч. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трёхмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трёх месяцев.
Перков Б.В. уволен досрочно с военной службы приказом командующего Приморской флотилией от ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно штатными мероприятиями по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Основанием к увольнению послужила Директива ГШ ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которой занимаемая Перковым Б.В. должность сокращена с ДД.ММ.ГГГГ. На дату увольнения Перков Б.В. имел выслугу лет в вооружённых силах: календарных 12 лет 05 месяцев, в льготном исчислении 22 года 07 месяцев. Из списка личного состава воинской части Перков Б.А. исключён с 10.05.2001.
Вышеуказанное ходатайство войсковой части №, послужившее основанием для предоставления ответчику Перкову Б.А. спорной квартиры, подано главе администрации г.Фокино в мае 2001 года, то есть после увольнения Перкова Б.А. с военной службы, который иного жилья не имел.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдаёт гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статьями 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (ред. от 22.05.1990) (приняты ВС СССР 24.06.1981 №5150-X), и 10 Жилищного кодекса РСФСР было закреплено право граждан на получение в установленном порядке жилого помещения в домах общественного жилищного фонда в бессрочное пользование.
Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом (абз. 4 ст. 7 Основ жилищного законодательства).
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 4) семьи военнослужащих; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закреплённых за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 №71-ФЗ).
Из ст. 94 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооружённых Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могли быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежали выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооружёнными Силами СССР.
Аналогичная позиция закреплена и в ст. 37 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик.
В силу ст. 40 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем без предоставления другого жилого помещения в этом случае не могут быть выселены, в том числе лица, семьи военнослужащих.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения (ч. 3 ст. 60 ЖК РФ).
Между муниципальным учреждением «Службой единого заказчика» и Перковым Б.А. 18.08.2006 заключён Договор социального найма спорного жилого помещения. Данный договор в установленном законом порядке не оспорен, не признан недействительным. Истцом не оспаривались полномочия Учреждения на заключение Договора социального найма в отношении муниципального жилищного фонда.
Из вводной части данного Договора следует, что основанием для заключения Договора является решение о предоставлении жилого помещения от 06.06.2001, №1859, что соответствует реквизитам ордера о предоставлении Перкову Б.В. спорного жилья как указано выше.
Кроме того, из представленной ответчиком переписки с МУП «Муниципальное жилье» ЗАТО г.Фокино за 2014 - 2015 года, и письма администрации городского округа ЗАТО Фокино от 26.04.2016 следует, что указанный Договор социального найма признавался истцом действительным, к Перкову Б.В. предъявлялись требования об исполнении им обязательств как нанимателя социального жилья.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств бесспорно свидетельствует о том, что Перков Б.В. вселён в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на основании выданного ему ордера в течение года после увольнения с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству руководства воинской части, с последующим заключением Договора социального найма, до настоящего времени проживает в указанном жилом помещении с членом его семьи – ответчиком Перковой Е.В., они в квартире зарегистрированы по месту жительства.
Справка главы городского округа ЗАТО Фокино о том, что ответчики по состоянию на 21.10.2019 на учёте граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма в администрации города не состоят, а также справка о наличии у них задолженности по оплате ЖКУ, не свидетельствуют об отсутствии у ответчиков права пользования спорным жилым помещением. Кроме того, по информации отдела судебных приставов по г.Фокино, в отношении Перкова Б.В. отсутствует исполнительное производство по взысканию задолженности ЖКУ.
При установленных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░). ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.01.2021. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 13.01.2021, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ 14.02.2021 ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |