Дело № 2а -2791/2019
24RS0017-01-2019-002196-12
019а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Головиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Автоспецбаза» к Красноярской природоохранной прокуратуре об оспаривании действий по проведению проверки от 08 апреля 2019,
УСТАНОВИЛ:
АО «Автоспецбаза» обратилось в суд с административным иском к Красноярской природоохранной прокуратуре об оспаривании действий по проведению проверки от 08 апреля 2019 года. Требования мотивированы тем, что 08.04.2019 Красноярской природоохранной прокуратурой принято решение о проведении проверки в отношении АО «Автоспецбаза». Целью проверки является: проверка соблюдения законодательства об отходах, земельного законодательства, законодательства об экологических экспертизах, а также предъявлено требование о предоставлении в срок до 12.04.2019 следующих документов:
Сведения с разбивкой по годам по количеству (в кубах и тоннах) размещенных отходов за период с 2001 года по 2018 включительно;
Сведения о количестве размещенных ТКО за период 1-го квартала 2019 года;
Сведения о количестве размещенных НКО за период 1-го квартала 2019 года;
Копию и для сравнения оригинал рабочего проекта «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г. Красноярское» МУП «Автоспецбаза», тома 1,2,3, по которым получено положительное заключение экологической экспертизы в 2001 году;
Копию и оригинал заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № от 18.06.2001;
6. Копию и оригинал заключения Красноярского МРК по охране окружающей среды от 14.09.1998 №;
7. Материалы, на основании которых выполнена характеристика объекта размещения отходов 2014 года;
Характеристики объекта размещения отходов с 2014 года по настоящее время;
Документация по установке реперов по контролю высоты размещаемых отходов за период 2014-2019 гг., с указанием высот и периодов установки: месяц, год установки, высота, на которой установлен, информация о достижении отметки и установки следующего размера с указанием его высоты;
Информация о месте размещения грунта, разработанного для изоляции в объеме 425,056 кв.м (по государственной экологической экспертизе), и информацию о фактически использованном объеме грунта и количество оставшегося грунта (также необходимо при проверке показать указанное место складирования грунта для изоляции);
Информацию о количестве грунта, использованного для изоляции за период с 2001 по 2018 год включительно;
Программу экологического мониторинга на период 2016-2019 гг. и результаты, его подтверждающего;
Информацию о наличии проекта предельно-допустимых выбросов и разрешения на выброс, в случае наличия прошу предоставить;
Информацию о наличии проекта санитарно-защитной зоны и заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны, в случае наличия прошу предоставить;
Журнал движения отходов за 1 квартал 2019 год -1,2,3,4 кварталы 2018 года;
Информацию о том, на каких отметках в настоящее время происходит захоронение отходов.
Истребуемая информация была предоставлена в природоохранную прокуратуру 12.04.2019 и 24.05.2019. Также сообщено, что информация о геодезических отметках (реперах) будет направлена дополнительно, по результатам выполнения инженерно-геодезических изысканий.
22 апреля 2019 г. от природоохранной прокуратуры поступило уведомление о приостановлении проверки. 27 мая 1019 г. поступило уведомление о возобновлении проверки в отношении АО «Автоспецбаза».
29 мая 2019 г. в адрес АО «Автоспецбаза» поступило уведомление о том, что в рамках проводимой проверки 30.05.2019 и 31.05.2019 планируется осуществить выезд и натурный осмотр на полигоне АО «Автоспецбаза», в том числе, с привлечением специалистов и проведением замеров.
Вместе с тем, 27 мая 2019 г., без какого-либо уведомления сотрудником природоохранной прокуратуры, юристом I класса М.В. Сухаревым был проведен осмотр полигона АО «Автоспецбаза», составлен Акт натурного осмотра территории в отсутствие понятых, с проведением фотосъемки на телефон IPHONE. Акт составлен в одностороннем порядке, без предоставления копии проверяемой стороне.
29 мая 2019 г. М.В. Сухаревым была предпринята попытка проведения на территорию полигона в нарушение пропускного режима под видом специалистов неких лиц, не имеющих документов. По требованию АО «Автоспецбаза», доступ этих лиц на тело полигона был ограничен, никаких препятствий самому М.В. Сухареву не проводилось. Одновременно М.В. Сухареву было вручено письмо в адрес Красноярской природоохранной прокуратуры, с требованием предоставить перечень лиц, привлекаемых природоохранной прокуратурой в качестве специалистов, допуск которых необходимо осуществить на территорию полигона, а также требование о назначении даты и времени ознакомления с материалами проводимой проверки.
30.05.2019 г. в адрес АО «Автоспецбаза» поступило письмо за подписью и.о. природоохранного прокурора - заместителя прокурора, советника юстиции А.И. Васильева, содержащее перечень неких людей, поименованных специалистами, и требование обеспечить доступ этим лицам для участия в проведении натурных проверок на территории полигона. Сотрудниками охранной службы данные лица и спецтехника были допущены на территорию полигона.
Указанные выше действия сотрудников Красноярской природоохранной прокуратуры административный истец считает незаконными, по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации)), не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Вместе с тем, в решении о проведении проверки от 08.04.2019 №92 содержится общая информация, не позволяющая сделать вывод о конкретной цели проведения проверки, об основаниях проверки и о предмете проверки, исходя из которого, сотрудник прокуратуры имеет право запрашивать необходимый перечень документов, имеющих непосредственное отношение к предмету проверки.
Решение о проведении проверки на территории полигона АО «Автоспецбаза» 27.05.2019 помощником Красноярского природоохранного прокурора М.В. Сухаревым до Общества не доводилось вообще.
Согласно ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет право требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2,2.1,2.3,2.4,2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Однако, в связи с тем, что решение о проведении проверки содержит лишь размытую, неконкретную информацию о предмете проверки, АО «Автоспецбаза» лишено возможности определить перечень конкретных документов, имеющих отношение к предмету проверки, кроме того, требование о предоставлении перечня документов содержит требование о предоставлении одновременно как копий, так и оригиналов документов, что является нарушением ч.1 ст.22 вышеуказанного закона.
Согласно ч.13 ст.21 Закона «О прокуратуре», к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанной нормы, к участию в проведении натурных проверок в качестве специалистов Красноярской природоохранной прокуратурой привлечены лица, являющиеся сотрудниками частной коммерческой организации ООО «Кадастровый центр», и которая никак не является государственным органом. Со слов помощника природоохранного прокурора юриста I класса М.В. Сухарева, для проведения замеров на территории полигона планируется произвести бурение 22 скважин на глубину 18 метров, что, по существующим на территории г.Красноярска расценкам составляет более 2 млн. рублей. Считает, что привлечение специалистов, не являющихся сотрудниками государственных организаций, свидетельствует о превышении должностных полномочий сотрудником прокуратуры.
Полигон твердых коммунальных отходов АО «Автоспецбаза» расположен по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> Енисейского тракта. Эксплуатация полигона ведется с 1987 года. Площадь, занимаемая полигоном в границах закрепленного участка, составляет 34,2 га, включая зону захоронения на площади 32,85 га. Полигон твердых коммунальных отходов с накопленными за прошедшие более 30-летний период захоронения сотнями тысяч отходов представляет собой сложнейшую систему, подобную биохимическому реактору, в ходе эксплуатации которого образуются загрязненные стоки (фильтрат), возникающие в результате инфильтрации атмосферных осадков через тело полигона за счет влажности отходов и биологических процессов деструкции твердых коммунальных отходов. Они высокотоксичны и могут привести к резкому ухудшению экологического состояния окружающей флоры и фауны, грунтовых вод, почвы, наземных водоисточников. Также, при недостатке кислорода органические отходы на свалке подвергаются анаэробному брожению, что приводит к формированию смеси метана и угарного газа или «свалочного газа».
В ходе проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой натурной проверке полигона предприятия с привлечением специалистов, технического персонала и спецтехники (буровой установки), проводимой в конце мая - начале июня 2019 года пробурено 5 скважин глубиной до 26 метров.
Места для бурения скважин и проведения замеров были определены М.В. Сухаревым в схеме местоположения скважин для проведения геологических работ в общем количестве 22 штуки. При этом, каким образом и кем была составлена указанная схема, в том числе, на основании каких нормативно-правовых актов или методических рекомендаций, неясно. Схема проведения геологических работ с местами промерных скважин в количестве 22 штуки составлена без учета рабочего проекта «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г.Красноярске» МП «Автоспецбаза», тома 1, 2, 3, по которым получено положительное заключение экологической экспертизы в 2001 году.
По состоянию на 03.06.2019 в районе расположения данных скважин на теле полигона ощущается специфический запах. По мнению административного истца, действия Красноярской природоохранной прокуратуры по бурению скважин на теле полигона сформировали потенциальный риск возникновения экологической катастрофы, связанной с неконтролируемыми выбросами «свалочного газа» в атмосферный воздух и сбросами «фильтрата» в водные объекты, опасности для жизни и здоровья персонала полигона и водителей мусоровозов, транспортирующих и разгружающих отходы на полигоне предприятия.
Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае. Республике Хакасия и Республике Тыва» 10 июля 2019 года проведены измерения и оценка химических факторов воздуха рабочей зоны полигона. Данные замеры были проведены в районе скважины 20, пробуренной 06.06.2019 (последней скважины). Согласно полученным данным, концентрация метана в районе скважины при температуре окружающего воздуха 26,3 °С составила 4726,80. Данная скважина находится на рабочей карте полигона, где в настоящее время ведется размещение отходов производства и потребления, и где активно проходят анаэробные процессы. Таким образом, налицо активное выделение метана из пробуренных скважин, которое, при образовавшемся доступе кислорода и, вследствие, анаэробных процессов, будет только нарастать.
Кроме того, до настоящего времени Красноярской природоохранной прокуратурой проигнорировано требование АО «Автоспецбаза» о предоставлении информации, послужившей основанием для проведения прокурорской проверки: источник и содержание сведений, послуживших основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки. Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что проверяемому лицу должна быть доступна вся информация, касающаяся проверки.
На основании изложенного, с учетом представленных уточнений, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Красноярской природоохранной прокуратуры о проведении проверки от 08.04.2019 исх. №92, признать незаконными действия природоохранной прокуратуры Красноярского края по проведению замеров и бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> км Енисейского тракта, с целью предотвращения экологической катастрофы, приостановить действия природоохранной прокуратуры по проведению края по проведению замеров и бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, <адрес>, рп.<адрес> Енисейского тракта, обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и приостановить незаконную проверку в отношении АО «Автоспецбаза».
В судебном заседании представитель административного истца – Степанова Е.Г. (полномочия проверены) заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом представленных уточнений. Дополнительно представитель административного истца пояснила, что в возражениях Красноярской природоохранной прокуратуры на административное исковое заявление АО «Автоспецбаза» указано, что бурение с целью определения объема отходов производится на основании Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора №73 от 06.06.2003. Вместе с тем, в маркшейдерские работы включен круг различных работ, которые связаны с разметкой и вычислениями в отрасли горной науки и техники. Сюда относятся: измерения пространства в самих недрах земли или на отдельных ее участках; выведение их параметров; последующее отображение всех полученных результатов на планах, картах или разрезах при проведении геодезических работ; наблюдение за состоянием горных отводов; обоснование их границ; ведение документации, связанной с данными работами; учет объемов горных разработок; нахождение опасных зон и мер по защите горных разработок и т.д. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», маркшейдерские работы входят в список тех типов деятельности, которые подлежат обязательной процедуре лицензирования. Это понятие определяется в этом законе, как мера, необходимая для охраны прав и здоровья граждан, окружающей среды, экологии, государственного строя и т.д. Так как организации, проводящие такие работы, несут прямую ответственность за допущенные ими ошибки, то им просто необходимо получение данного документа. Ведь такие оплошности могут привести к массовой гибели людей и разрушению зданий.
Согласно положению о лицензировании производства маркшейдерских работ, лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:
а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
в) ведение горной графической документации;
г) учет и обоснование объемов горных разработок;
д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.
Согласно п. «м» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Краевое кадастровое агентство» сведений о наличии лицензий на производство маркшейдерских работ не содержит.
Приведенные выше обстоятельства, в том числе, свидетельствуют о незаконности действий Красноярской природоохранной прокуратуры по проведению замеров и бурению скважин на территории полигона АО «Автоспецбаза», которые не соответствуют положениям закона об экологической экспертизе. На основании изложенного, представитель административного истца просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - помощник Красноярского природоохранного прокурора Сухарев М.В., участвуя в судебных заседаниях по данному делу, возражал против административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. В обоснование своих возражений представитель административного ответчика указывал на то, что природоохранным прокурором Ткаченко Р.Н на основании информации о нарушении закона, поступившей 05.04.2019 от заявителя Гудовского П.Г., принято решение №92 о проверке АО «Автоспецбаза», сроком на 30 дней с 10.04.2019, которое доведено до руководителя АО «Автоспецбаза», посредством электронной почты в этот же день, с запросом перечня документов, согласно списку, со сроком 12.04.2019. Указанная информация заявителя содержала сведения о нарушении законов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки. Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Запрашиваемые документы поступили не в полном объёме. Так, не поступили: тома №№ 2, 3 рабочего проекта «Реконструкция полигона по захоронению твёрдых бытовых отходов в г.Красноярске», материалы, на основании которых выполнена характеристика объекта размещения отходов 2014 года, копия санитарно-эпидемиологического заключения от 16.05.2018, копия заключения Красноярского межрайонного комитета по охране окружающей среды от 14.09.1998 №1043, информация о количестве грунта, использованного для изоляции.
В связи с непредставлением полного перечня документов, руководствуясь ч.6 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверка в отношении АО «Автоспецбаза» приостановлена с 19.04.2019, о чём 22.04.2019 уведомлен руководитель административного истца. 27.05.2019 в адрес природоохранной прокуратуры поступили документы, в том числе: часть тома № 2 рабочего проекта Реконструкции полигона, и сообщено об утере остальной части тома № 2 и № 3. В связи с чем, проверка в отношении АО «Автоспецбаза» возобновлена с 27.05.2019, о чём в этот же день уведомлен руководитель организации.
В связи с отсутствием данных об отметках, с которых производится захоронение отходов и имеющимися судебными процессами между ООО «ЮРМА-М» и Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва о недостоверности вместимости объекта размещения отходов (так указано в письменном отзыве представителя прокуратуры), принято решение о привлечении специалистов - геодезистов. Специалистами сообщено, что без нижних точек и в отсутствие графических материалов рабочего проекта (тома №№2,3) объём размещённых отходов не представляется возможным определить, для определения глубины захоронения отходов необходимо проведение бурения (технологических скважин). На основании ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», 27.05.2019 к проверке привлечены специалисты ООО «Краевое кадастровое агентство», имеющего допуски саморегулируемой организации и поверенные приборы. 30.05.2019 АО «Автоспецбаза» воспрепятствовало допуску на объект для доведения натурных измерений, 06.06.2019 по данному факту возбуждены дела ю административных правонарушениях по ст.17.7 КоАП РФ в отношении должностного и юридического лиц.
Доводы АО «Автоспецбаза» о том, что проводимым бурением скважин сформирован потенциальный риск возникновения экологической катастрофы, необоснованны, в связи с тем, что действующим законодательством, а также проектной документацией полигона не запрещено проведение бурения. Кроме того, согласно тому №1 рабочего проекта реконструкции полигона захоронения отходов, на полигоне возможна только одна аварийная ситуация - в виде возгорания ГСМ, других возможных аварийных ситуаций экспертами не предусмотрено (свалочный газ и прочее).
Ссылка на какие-либо нормы закона, запрещающие проведение работ по бурению, исковое заявление АО «Автоспецбаза» также не содержит. Доводы АО «Автоспецбаза» о несоответствии решения проверки форме - безосновательны. Содержание и форма решения о проверке №92 соответствует требованиям типовой форме решения о проверке, установленной Приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 №172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». При таких обстоятельствах действия Красноярской природоохранной прокуратуры являются законными и обоснованными. На основании вышеизложенного просил в иске отказать.
Представитель административного ответчика – помощник Красноярского природоохранного прокурора Трофимов А.А., участвовавший в последнем судебном заседании на стадии реплик, поддержал позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - прокуратуры Красноярского края – Федорченко М.С. (полномочия проверены) с административным исковым заявлением не согласился, представила суду письменный отзыв, доводы которого поддерживают письменные пояснения представителя административного ответчика. Кроме того, представитель заинтересованного лица дополнительно пояснил, что в силу ст.ст.21 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фатах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В Красноярскую природоохранную прокуратуру 05.04.2019 поступило обращение Гудовского П.Г. о нарушениях законодательства при эксплуатации АО «Автоспецбаза» полигона захоронения ТКО, в том числе, о размещении отходов сверх установленной мощности. Красноярским природоохранным прокурором 08.04.2019 принято решение о проведении проверки, целью которой являлась проверка соблюдения законодательства об отходах, об экологических экспертизах и земельного законодательства. Предметом проверки определено соблюдение Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе». Земельного кодекса РФ. Срок проведения проверки установлен с 10.04.2019 до 09.05.2019. Данное решение доведено до руководства АО «Автоспецбаза» посредством электронной почты в день его вынесения, вместе с запросом необходимых для проверки документов. Учитывая, что АО «Автоспецбаза» не в полном объеме представлены запрошенные прокуратурой сведения, проведение проверки 19.04.2019 приостановлено, о чем руководитель юридического лица уведомлен прокуратурой 22.04.2019. Письмом Красноярской природоохранной прокуратуры от 27.05.2019 АО «Автоспецбаза» уведомлено о возобновлении проверки с 27.05.2019, после чего, в соответствии с ч.11 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», работником прокуратуры произведен натурный осмотр полигона. В виду отсутствия документации о количестве размещенных на полигоне отходов, принято решение с привлечением специализированной организации произвести бурение в различных точках полигона, для определения глубины захоронения ТБО. Вопреки доводам заявителя, рассмотреть обращение Гудовского П.Г. без проверочных мероприятий не представлялось возможным, в связи с чем, Красноярским природоохранным прокурором обоснованно принято решение о проведении проверки АО «Автоспецбаза» от 08.04.2019 №92, соответствующее форме, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 №172. Основание, цели, предмет проверки в решении о её проведении определены правильно. Указание в качестве основания проверки приведенной формулировки («информация о нарушениях закона») не влечет за собой отмену решения или признание его незаконным. При этом, предмет проверки конкретизирован в запросе природоохранной прокуратуры о предоставлении документов от 08.04.2019. Истребование в названном запросе оригиналов документов не противоречит положениям ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Довод истца о неправомерности привлечения Красноярской природоохранной прокуратурой в качестве специалистов для привлечения проверки сотрудников ООО «Краевое кадастровое агентство» является необоснованным, поскольку данное право предоставлено прокурору ч.1 cт.22, ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Несостоятельна позиция АО «Автоспецбаза» о том, что проводимым бурением скважин сформирован потенциальный риск возникновения экологической катастрофы, так как доказательств в подтверждение этого не представлено, действующим законодательством, а также проектной документацией полигона, проведение бурения допускается. Принимая во внимание изложенное, считает доводы административного искового заявления о допущенных Красноярского природоохранной прокуратурой нарушениях при организации проверочных мероприятий, необоснованными, а требования искового заявления, не подлежащими удовлетворению. Просил в иске отказать.
Представители заинтересованного лица - Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края – Тимофеева К.В., Рябинина Г.В. (доверенности в деле), ранее участвовавшие в судебных заседаниях по данному делу, поддержали позицию административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что в рамках проверки Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением сторонней коммерческой организации 03.06.2019, 05.06.2019, 06.06.2019, 07.06.2019 проведено бурение промерных скважин по Схеме местоположения скважин для проведения геологических работ. При этом, скважины, указанные в Схеме местоположения скважин для проведения геологических работ, составлены без учета рабочего проекта полигона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон №174-ФЗ), экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Статьей 3 Закона №174-ФЗ установлено, что экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии со статьей 11 Закона №174-ФЗ, является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе, проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (ли) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности.
Так, заключение государственной экологической экспертизы является документом, подготовленным экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащим обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаем), что в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренным квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующим заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона №174-ФЗ, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, как заказчиком, так и заинтересованными лицами, является одним из нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, в соответствии с подпунктом 7 части 2 статьи 30 Закона №174-ФЗ.
Проведение геологических работ на действующем полигоне твердых бытовых отходов не предусмотрено как действующим законодательством, так и проектом полигона. Бурение скважин на полигоне АО «Автоспецбаза», привлеченными Красноярской природоохранной прокуратурой специалистами ООО «Кадастровый центр» 03.06.2019, 05.06.2019, 06.06.2019, 07.06.2019 было проведено по Схеме местоположения скважин для проведения геологических работ. Учитывая, что геологические работы, в том числе, геологическое исследование или изучение осуществляется на земельных участках, содержащих полезные ископаемые, иными словами недра, коих на полигоне бытовых отходов быть не может, законность бурения скважин на теле полигона в соответствии со Схемой местоположения скважин для проведения геологических работ, вызывает обоснованные сомнения и выходит, по мнению представителей заинтересованного лица, за пределы предмета проверки.
Как следует из письма Геотехпроект (исх. № 4259/07 от 01.07.2019), бурение скважин в свалочном теле полигона возможно только с целью определения состава биогаза, в случае не нарушения гидроизоляционных слоев в противофильтрационном экране основании полигона. Учитывая, что непосредственное бурение скважин было проведено без каких-либо методик, в том числе, не с целью замеров состава биогаза, представители Министерства предполагают, что каких-либо мер, направленных на недопущения нарушения основания полигона, сотрудниками прокуратуры принято не было. Кроме того, согласно результатам исследования проб атмосферного воздуха, проведенных КГБУ «ЦРМПиООС» в местах, где было проведено бурение скважин, обнаружены превышения показателей по некоторым опасным веществам. Приведенные нормы и указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий Красноярской природоохранной прокуратуры по проведению замеров и бурению скважин на территории полигона АО «Автоспецбаза», которые не соответствуют положениям Закона об экологической экспертизе. Учитывая наложенное, представители заинтересованного лица полагают административные исковые требования АО «Автоспецбаза» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав мнения специалистов – Мальцева Ю.М., Пашинова А.А., Кубрина А.А., допрошенных в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствие с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с требованиями статей 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
На основании ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под средой обитания понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия бытии, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.39 указанного закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что под размещением отходов следует понимать хранение и захоронение отходов, под хранением отходов понимается их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (в том числе полигон) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
На основании п.2 ст.1 и п.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п.2 ст.21 Закона о прокуратуре).
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать представления необходимых документов и материалов в сроки и порядке, которые установлены п.п.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст.6 настоящего закона (абз.2 п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).
Исходя из п.2.3 ст.6 Закона о прокуратуре, прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.
Из системного толкования приведенных норм, во взаимосвязи с положениями п.3 ст.21 Закона о прокуратуре, следует, что в решении о проведении проверки должны быть указаны ее определенные цели, основания и предмет, позволяющие проверить соответствие им требования о предоставлении документов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, АО «Автоспецбаза» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; в рамках своей уставной деятельности истец осуществляет эксплуатацию объекта по захоронению отходов производства и потребления на полигоне, расположенном по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, рп.Емельяново, 22 км Енисейского тракта.
05.04.2019 от Гудовского П.Г. в адрес Красноярского природоохранного прокурора поступило заявление, в котором указанное лицо просит провести проверку полигона АО «Автоспецбаза», в связи с тем, что властями в предыдущие годы неоднократно анонсировалась информация об отсутствии свободной ёмкости полигона. Считает, что ёмкость полигона давно переполнена и подлежит закрытию и рекультивации (том 1, л.д.148).
08.04.2019 Красноярский природоохранный прокурор Ткаченко П.Н. принял решение о проведении проверки, зарегистрированное за №92, цель проверки – проверить соблюдение законодательства в сфере законодательства об отходах, земельного законодательства, законодательства об экологических экспертизах АО «Автоспецбаза», срок проверки с 10.04.2019 по 09.05.2019, проведение проверки поручено помощнику прокурора Сухареву М.В. Основание проверки указано - информация о нарушениях закона (том 1, л.д.151).
08.04.2019 на электронный адрес АО «Автоспецбаза» asb@avtispecbaza24.ru поступило сообщение о проведении прокурорской проверки, с приложением запроса, что сторонами не оспаривалось.
В письме от 08.04.2019 №92 генеральному директору АО «Автоспецбаза» предложено в срок, не позднее 12.04.2019 предоставить в Красноярскую природоохранную прокуратуру документы, согласно указанному перечню (том 1, л.д.149-150).
12.04.2019 Красноярскому природоохранному прокурору Р.Н. Ткаченко за подписью генерального директора АО «Автоспецбаза» - Михайлова А.Н. дан ответ на требование Красноярской природоохранной прокуратуры, с приложением части указанных в запросе документов, в том числе, представлен Рабочий проект по объекту «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г.Красноярске» (1 том), в электронном виде. Сообщено, что отсутствуют следующие документы: документация по установке реперов, информация о замерах и количестве оставшегося грунта на настоящий момент, тома 2, 3 Рабочего проекта по объекту «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г.Красноярске» (том 1, л.д.153).
19.04.2019 на основании рапорта помощника прокурора Сухарева М.В. проверка в отношении АО «Автоспецбаза» приостановлена, в связи с тем, что запрошенные документы не предоставлены указанной организацией в полном объеме. 22.04.2019 на электронный адрес АО «Автоспецбаза» asb@avtispecbaza24.ru поступило уведомление о том, что проверка в отношении АО «Автоспецбаза» приостановлена с 19.04.2019 (том 1, л.д.154-156).
24.05.2019 административным истцом в адрес Красноярского природоохранного прокурора направлено письмо с приложением испрашиваемой документации, в том числе, копии Рабочего проекта по объекту «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г.Красноярске» 1 том, 2 том, локальная смета на строительные работы. Иные документы, входящие в состав проекта, отсутствуют. Предоставлены иные запрашиваемые прокуратурой документы, в том числе, информация о количестве фактически использованного объема грунта и количестве оставшегося грунта. Сообщено, что информация о реперах будет направлена дополнительно по результатам выполнения инженерно-геодезических изысканий (том 1, л.д.157-159).
27.05.2019 на основании рапорта помощника прокурора Сухарева М.В. проверка в отношении АО «Автоспецбаза» возобновлена, о чем руководитель организации уведомлен по электронной почте (том 1, л.д.160-163).
27.05.2019 за подписью и.о. Красноярского природоохранного прокурора А.И. Васильева на имя директора ООО «Краевое кадастровое агентство» поступил запрос на основании ст.ст.6, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» выделить специалистов для проведения натурных исследований по определению объемов и местоположения размещенных отходов. В этот же день составлено письмо ООО «Краевое кадастровое агентство» на имя и.о. Красноярского природоохранного прокурора А.И. Васильева о выделении специалистов для участия в проверке (т.1, л.д.164-165).
27.05.2019 помощник прокурора Сухарев М.В. составил акт натурного осмотра территории полигона (т.1, л.д.171-172).
29.05.2019 на электронный адрес АО «Автоспецбаза» поступило уведомление за подписью помощника прокурора Сухарева М.В. о том, что в рамках проводимой проверки 29.05.2019 с 14 часов планируется осуществить выезд и натурный осмотр на полигоне ОАО «Автоспецбаза», в том числе, с привлечением специалистов и проведением замеров. Просит обеспечить беспрепятственный доступ на территорию полигона ОАО «Автоспецбаза» и проведение замеров, в том числе, с использованием специальной техники и приборов (том 1, л.д.19).
29.05.2019 в адрес Красноярской природоохранной прокуратуры АО «Автоспецбаза» направило письмо с просьбой разъяснить предмет проверки, сообщить информацию, послужившую основанием для проведения прокурорской проверки, а именно: источник и содержание сведений, послуживших основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки. Также просили предоставить перечень специалистов, которые подлежат допуску на полигон, согласно требованию прокурора, для соблюдения пропускного режима, действующего на полигоне АО «Автоспецбаза», обоснование участия именно этих специалистов (либо юридического лица) в проведении замеров, а также перечень специальной техники (оборудования, приборов), которая планируется для использования с целью проведения замеров, с приложением документов, подтверждающих период государственной поверки средств измерений (том 1, л.д.20).
30.05.2019 за подписью и.о. природоохранного прокурора А.И. Васильева на электронный адрес АО «Автоспецбаза» asb@avtispecbaza24.ru поступило сообщение о том, что в рамках проводимой проверки на основании решения №92 от 08.04.2019 при проведении натурных проверок будут принимать участие специалисты и технический персонал, согласно приведенному перечню, а также будет использована спецтехника: автомобиль ЗИЛ (буровая), автомобиль Ниссан ГРЗ (с указанием госномеров). Кроме того, сообщено, что будут использоваться средства технических измерений, которые будут представлены для обозрения в момент проверки (том 1, л.д.21).
03.06.2019 за подписью и.о. природоохранного прокурора А.И. Васильева на электронный адрес административного истца поступило сообщение о том, что, в связи с воспрепятствованием осуществления натурных проверочных мероприятий с участием привлеченных природоохранной прокуратурой специалистов со стороны АО «Автоспецбаза», натурные исследования на полигоне захоронения отходов не проведены в полном объеме. На основании чего сообщено, что натурные проверочные мероприятия будут продолжены в период с 03.06.2019 по 07.06.2019 (том 1, л.д.23-24).
На данное письмо АО «Автоспецбаза» предложило и.о. природоохранного прокурора Васильеву А.И. предоставить перечень специалистов, привлеченных сотрудниками прокуратуры для проведения натурных исследований на полигоне захоронения отходов, принадлежащем АО «Автоспецбаза», с указанием (пофамильно) их должности, наименования государственного органа (учреждения), сотрудником которого является этот специалист, а также перечнем спецтехники (с указанием владельца), планируемой для использования при проведении натурных исследований. Помимо этого, повторно просили сообщить дату и время, в какое представители АО «Автоспецбаза» будут иметь возможность ознакомиться с материалами проводимой в отношении Общества проверки (том 1, л.д.25).
На основании рапорта помощника прокурора Сухарева М.Л. от 14.06.2019, проверка в отношении АО «Автоспецбаза» была продлена сроком на 30 дней с 16.06.2019, о чем АО «Автоспецбаза» было уведомлено по электронной почте 17.06.2019 (том 1, л.д.173-175).
05.07.2019, по ходатайству административного истца о применении мер предварительной защиты, установлен запрет Красноярской природоохранной прокуратуре и привлечённым ею специалистам на совершение действий по бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, рп.Емельяново, 22 км Енисейского тракта, принадлежащего АО «Автоспецбаза».
Разрешая требования административного истца о признании незаконным решения Красноярского природоохранного прокурора о проведении проверки от 08.04.2019 №92, суд принимает в внимание то, что Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17 февраля 2015 года №2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 февраля 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Учитывая вышеизложенное, а также указанные ранее положения ФЗ «О прокуратуре РФ», суд приходит к выводу о том, что решение Красноярской природоохранной прокуратуры о проведении проверки в отношении АО «Автоспецбаза» от 08.04.2019 исх. №92 является законным и обоснованным.
В связи с чем, требования АО «Автоспецбаза» в указанной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд признает правомерными требования административного истца о признании незаконными действий Красноярской природоохранной прокуратуры по бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, рп.Емельяново, 22 км Енисейского тракта, которые осуществлялись прокуратурой в рамках указанной проверки в июне 2019 года.
Так, из содержания указанных выше норм и положения действующего законодательства, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из содержания решения Красноярского природоохранного прокурора, целью проверки АО «Автоспецбаза» является: проверка соблюдения законодательства об отходах, земельного законодательства, законодательства об экологических экспертизах.
При этом, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В силу абз.2 ч.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», на которую ссылался в обоснование своих возражений представитель административного ответчика - Сухарев М.В., прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов, соответственно, это складирование отходов в специализированных объектах, сроком более чем одиннадцать месяцев, в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев, в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, как заказчиком, так и заинтересованными лицами, является одним из нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, в соответствии с подпунктом 7 части 2 статьи 30 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии с положениями п.п.2.1, 2.3 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п.п.5.1, 5.7 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.).
В соответствии с положениями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996), для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов. Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами (п.1.30 Инструкции).
В соответствии с п.п.1.31, 1.32 указанной Инструкции, система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона. По согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы для контроля за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона.
Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях необходимо ежеквартально производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих большую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга полигонов и согласовываются с уполномоченными на это органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола (п.1.36 Инструкции).
Согласно п.1.37 Инструкции, в случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДКр.з., на рабочем месте полигона, должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.
Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на других лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Таким образом, мероприятия по проведению замеров и бурению скважин на полигоне бытовых отходов, для определения объема и местоположения размещенных отходов, должны были проводиться с участием представителей государственных органов, в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (ч.13 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что ООО «Красноярское кадастровое агентство», специалисты которого были выделены для проведения замеров на полигоне отходов, принадлежащем АО «Автоспецбаза», не является государственным учреждением и не имеет лицензии на осуществление маркшейдерских работ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, специалисты указанной организации производили работы по бурению скважин (для определения объема размещенных отходов).
При этом, схема местоположения скважин для проведения геологических работ, утвержденная помощником прокурора Сухаревым М.В. 03.06.2019, не содержит каких-либо обоснований размещения скважин на теле полигона.
Ссылки представителя административного ответчика Сухарева М.В. на то, что данная схема была составлена, поскольку АО «Автоспецбаза» не предоставило сведения по установке реперов по контролю высоты размещаемых отходов, а также, в связи с тем, что АО «Автоспецбаза» не предоставила 3 том рабочего проекта полигона, с графической частью, основанием для бурения скважин на теле полигона, без учета рабочего проекта полигона, являться не может. Обоснование методики расположения скважин на теле полигона сторона ответчика не представила.
Кроме того, ссылка представителя Красноярской природоохранной прокуратуры на то, что действующим законодательством, а также проектной документацией полигона не запрещено проведение бурения, и что, согласно тому №1 рабочего проекта реконструкции полигона захоронения отходов, на полигоне возможна только одна аварийная ситуация - в виде возгорания ГСМ, а других возможных аварийных ситуаций, экспертами не предусмотрено (свалочный газ и прочее), не опровергает доводы административного истца о том, что имеет место риск нарушения гидроизоляционных слоёв в противофильтрационном экране основания полигона.
Из материалов дела видно, что указанный полигон эксплуатируется с 1987 года. На полигон принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания, уличный смет, строительный мусор и прочие отходы.
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам Рабочего проекта «Реконструкция полигона по захоронению твердых бытовых отходов в г.Красноярске» МУП «Автоспецбаза» №05-03/328 от 18.06.2001 (том 2, л.д.1-11), срок эксплуатации полигона без дополнительного отвода земли – 16 лет. Также, согласно данному заключению, годовой объем поступающих отходов с – 0,34 т/м куб.м, составляет: 353 тыс. куб.м. Объем захоронения с учетом промежуточных изоляционных слоев через двухметровый слой уплотненных отходов и верхнего слоя при окончательном закрытии полигона – 3 120 245 куб.м. Разработка грунта для изоляции составит 424 056 куб.м. Ежегодный объем изоляции – 27 000 куб.м.
Учитывая рельеф участка, отведенного под полигон, принят метод складирования отходов по многокаскадной схеме. Для контроля высоты отсыпаемого двухметрового слоя ТБО на рабочей карте устанавливается мерный столб (репер). Соблюдение заданной высоты отсыпки обеспечивает равномерность осадки толщи ТБО. С помощью репера контролируется плотность укладки ТБО и степень их уплотнение. Закрытие рабочей карты осуществляется после полной ее отсыпки отходами.
В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, с целью снижения уровня влияния полигона ТБО на загрязнение атмосферного воздуха проектом предусмотрены следующие мероприятия:
- распределение отходов по участку суточной карты тонким слоем и их уплотнение;
- изоляция каждого слоя отходов изолирующим слоем суглинка и его уплотнение;
- периодическое смачивание отходов в летний период времени;
- полив внутренних дорог;
- оснащение двигателей нейтрализаторами.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что инженерные изыскания и замеры, путем бурения вертикальных промерных скважин на теле полигона, без проектной документации, может повлечь нарушение гидролизационных слоев основания полигона.
Кроме того, согласно результатам исследования проб атмосферного воздуха, проведенных КГБУ «ЦРМПиООС» в местах, где было проведено бурение скважин, обнаружены превышения показателей по некоторым опасным веществам.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные действия Красноярской природоохранной прокуратуры по бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, рп.Емельяново, 22 км Енисейского тракта, осуществляемые в июне 2019 года в рамках проведении проверки в отношении АО «Автоспецбаза», не соответствуют требованиям действующего законодательства о прокуратуре и экологической экспертизе.
В остальной части требования административного истца (о приостановлении действий по проведению замеров и бурению скважин, и обязании устранить нарушение прав истца, путем приостановления проведения проверки) суд оставляет без удовлетворения, в связи с тем, что, согласно пояснениям представителя административного ответчика, бурение скважин произведено специалистами ООО «Красноярское кадастровое агентство» в полном объеме, результаты замеров отображены в справке специалистов, представленной в прокуратуру. Результаты прокурорской проверки, проводимой на основании решения от 08.04.2019 исх. №92, предметом настоящего административного спора не являются, и в случае несогласия с ними, АО «Автоспецбаза» вправе их оспорить в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст.175 – 181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Автоспецбаза» к Красноярской природоохранной прокуратуре об оспаривании действий по проведению проверки от 08 апреля 2019 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Красноярской природоохранной прокуратуры по бурению скважин на территории полигона по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, рп.Емельяново, 22 км Енисейского тракта, осуществляемые в июне 2019 года.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 16 декабря 2019 года.
Судья Т.А. Лузганова