Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года г. Венев
Веневский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Волковой М.С.,
при секретаре Бочарниковой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-94/2021 по иску Панкова Л.В. к МУП муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» о компенсации морального вреда,
установил:
Панков Л.В. обратился в суд с иском к МУП муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Услуги по снабжению питьевой водой оказывает МУП МО Веневский район «Коммунальщик».
По мнению истца в период с 01 января 2017 года по 01 декабря 2020 года питьевая вода подавалась ответчиком истцу ненадлежащего качества (отсутствовал производственный контроль качества питьевой воды с периодичностью, определенной законодательством РФ).
На протяжении длительного периода ответчиком предоставлялась коммунальная услуга сомнительного качества. При определении фактов о предоставлении ответчиком истцу воды без документального подтверждения качества, истцом испытываются моральные и физические страдания, выраженные в нарушении физического состояния (повышенное артериальное давление) и моральных страданиях по фактам противоправных действий ответчика в длительном временном отрезке (2017-2020 г.г.), а именно: игнорирование ответчиком требований Законодательства РФ по контролю качества питьевой воды; предоставление ответчиком коммунальной услуги сомнительного качества без обеспечения соответствия свойств и характеристик питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Исходя из п.п. 2.2 и 3.1 данных санитарных правил вода питьевая должна подаваться потребителю безопасной и качественной, а именно, состав и свойства воды должны постоянно соответствовать требованиям санитарным нормам и правилам.
Считает, что ответчиком постоянно в период 2017-2020 г. г. постоянно нарушались требования рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды.
Просит взыскать в его пользу с МУП муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Истец Панков Л.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика МУП муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований за необоснованностью.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц МУП «Управляющая организация МО Веневский район», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Панкову Л.В. на праве собственности принадлежит квартира N <адрес>.
Истец Панков Л.В. является потребителем коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация муниципального образования Веневский район", что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 09 июня 2015 года.
11 января 2021 года между МУП МО Веневский район «Коммунальщик» и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация муниципального образования Веневский район" заключен муниципальный контракт №186.
В соответствии с п.1.1 данного контракта Ресурсоснабжающая организация осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение. Обязуется подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду установленного качества, в объеме, определенном контрактом, осуществлять прием сточных вод, а Исполнитель обязуется соблюдать предусмотренный настоящим Контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ.
Сроки исполнения контракта установлены с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Аналогичный муниципальный контракт был заключен между МУП МО Веневский район «Коммунальщик» и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация муниципального образования Веневский район" 09 января 2020 года, по которому срок действия истек 31 декабря 2020 года.
Границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям Исполнителя и Ресурсоснабжающей организации определяется для сети водоснабжения – по внешней стене многоквартирного дома, а для канализационных сетей – границей эксплуатационной ответственности является канализационные сети от последнего канализационного приемного колодца жилого многоквартирного дома.
Производственный лабораторный контроль качества питьевой воды осуществляется ресурсоснабжающей организацией силами собственной лаборатории и организацией, имеющей право на проведение данных видов исследований на договорной основе.
Стороной ответчика представлены протоколы лабораторных испытаний качества воды № 23268 от 3 сентября 2018 года, №4385 от 11 марта 2019 года, №7665 от 03 апреля 2020 года, произведенных в испытательном лабораторном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» филиал в г.Новомосковск, из которых усматривается, что отбор проб воды производился на насосной станции Стрелецкая слобода МУП «Коммунальщик», Тульская область, Венев, Стрелецкая Слобода. По результатам исследований качества питьевой воды в рамках социально-гигиенического мониторинга, и результатам произведенного контроля качества питьевой воды в г.Веневе и в населенных пунктах, расположенных на территории МО Мордвесское, неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим и радиологическим показателям на водозаборных сооружениях МУП «Коммунальщик» не зарегистрировано.
В свою очередь, стороной истца, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено допустимых и относимых доказательств не соответствия установленным требованиям качества поставляемой воды в многоквартирный <адрес> в период с января 2017 года по декабрь 2020 года.
Из направленных ответов истцу Панкову Л.В. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области следует, что МУП МО «Коммунальщик» был привлечен к административной ответственности по ст.6.5, ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за период 2017-2019 года за нарушения действующего законодательства в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой в пос. Грицовский Веневского района по санитарно-химическим и органолептическим показателям и отсутствие должного производственного лабораторного контроля за качеством воды в соответствии с утвержденной программой коммунальными предприятиями. Однако, от иных жителей Веневского района жалоб о ненадлежащем качестве питьевой воды за текущий период не поступало.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство (подпункты 10 и 11 части 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а Постановлением от 14.02.2012 года N 124 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пункт 8 указанных Правил предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в подпунктах 9 и 10 данных Правил (то есть, как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с подпунктами 14 - 17 Правил.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9, пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как следует из пунктов. 5, 7, 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, товарищество обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управляющую компанию собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая компания автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязано заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей компанией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно пунктам 13 и 54 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, производить расчет размера платы за представленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354).
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за энергоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (подпункт 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных положений закона управление многоквартирным домом осуществляется посредством оказания коммунальных услуг, в том числе путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также выставления платежных документов по оплате предоставленных и оказанных услуг, в связи с чем юридическое лицо, заключившее договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурсов, по отношению к потребителю является исполнителем, и, как следствие, несет ответственность за надлежащее оказание поставляемой услуги.
При этом, в соответствии с пунктом 150 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, исполнитель освобождается от ответственности на нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно п. 4.1.2 Договора управления многоквартирным домом от 09 июля 2015 года ООО «УО МО Веневский район» должна обеспечить предоставление собственникам коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
Производить уменьшение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и иным лицам, проживающим в доме, ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
При этом, стороны несут материальную ответственность за невыполнение условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором. Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил. В случае не предоставления жилищных или коммунальных услуг собственник или иные лица, проживающие в доме, имеют право выставить управляющей организации неустойку за несоблюдение условий договора и причинении неудобств собственнику или иным лицам, проживающим в доме.
На основании изложенного, принимая во внимание, что функция исполнителя коммунальных услуг и ответственность за их непредставление либо предоставление ненадлежащие качества собственнику помещения квартиры № 48 многоквартирного дома N 38В по мкр. Южный г. Венева в спорный период была возложена на управляющую организацию - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация МО Веневский район", суд приходит к выводу о том, что МУП «МО Коммунальщик» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Панкова Л.В. о компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Панкова Л.В. к МУП муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» о компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий