Дело № 2-1-369/2020
УИД: 33RS0017-01-2020-000592-56
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июня 2020 года
Собинский городской суд Владимирской области
в составе:
председательствующего Дементьевой В.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
при участии
представителя истца Мавриной С.А.,
ответчика Семеновой Е.Н.,
представителя ответчиков Графской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Собинка Владимирской области гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области к Семеновой Елене Николаевне, Семенову Игорю Александровичу о возложении обязанности заключить договор мены жилого помещения,
установил:
Администрация МО г. Собинка Собинского района Владимирской области обратилась в суд с иском к Семеновой Е.Н., Семенову И.А., с учетом уточнений в порядке статьи 39 ГПК РФ, о возложении обязанности заключить договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: <...> на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, существенным условием которого является доплата разницы в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 360 711 рублей 70 копеек. В обоснование требований указано, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу. 25 января 2018 года между истцом и ответчиками было заключено соглашение о предоставлении равнозначного по площади жилого помещения в новом многоквартирном доме взамен изымаемого жилого помещения, рыночная стоимость которого составляет 1 689 975 рублей. В рамках программы по переселению из аварийного жилья администрацией МО г. Собинка было приобретено жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью 65,4 кв.м, стоимость которого по контракту составляет 2 411 398 рублей 40 копеек. 6 апреля 2020 года ответчикам было вручено уведомление с предложением заключения договора мены жилых помещений с доплатой разницы в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 360 711 рублей 70 копеек каждым. 8 апреля 2020 года от ответчиков поступило заявление об отказе оплачивать разницу в стоимости жилых помещений. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6 – 9, 96 – 97).
Определением суда от 6 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (л.д. 3 - 5).
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области Маврина С.В. уточненные исковые требования поддержала, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила. Дополнительно суду пояснила, что ранее программа переселения собственников жилых помещений осуществлялась без доплат, после поступления письма заместителя Министра от 17 апреля 2020 года с рекомендациями о необходимости переселения собственников жилых помещений с доплатой, обратились в суд с настоящим иском. Заключенное с ответчиками соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного не предусматривало доплату со стороны ответчиков разницы стоимости жилых помещений. Поскольку в аварийном доме по стене пошла трещина, ответчикам временно предоставлена квартира в новом доме по договору найма жилого помещения маневренного фонда, это помещение в дальнейшем будет исключено из маневренного фонда. Сумма доплаты была увеличена до 360 711 рублей 70 копеек каждым, исходя из стоимости муниципального контракта. Полагают, что доплата со стороны собственников предусмотрена статьей 32 ЖК РФ. Заявление о снятии обременения на новую квартиру застройщиком подано 29 июня 2020 года, в течение трех дней обременение будет снято. Полученные от граждан денежные средства будут возвращены в областной бюджет. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Семенова Е.Н. и ее представитель адвокат Графская М.В. в судебном заседании иск не признали, суду пояснили, что считают заявленные требования незаконными, поскольку ни федеральным, ни региональным законодательством, ни областной адресной программой не предусмотрена доплата собственниками жилых помещений при переселении из аварийного жилья. Полагают, что взимание доплаты нарушает конституционные права ответчиков на предоставление жилого помещения. В апреле 2020 года ответчикам предоставили новую квартиру, передали ключи, ответчики начали делать ремонт в квартире. У ответчиков отсутствует финансовая возможность произвести доплату за предоставленное жилье, поскольку ответчик Семенова Е.Н. является пенсионером, получает пенсию в размере 10 000 рублей. Другого жилья, кроме квартиры в аварийном доме, ответчики не имеют. Просили в иске отказать.
В судебное заседание ответчик Семенов И.А., представитель Управления Росреестра Владимирской области, извещенные о времени и месте слушания дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Суд установил, что ответчики Семенова Е.Н. и Семенов И.А. являются собственниками по ? доли в праве каждый квартиры, общей площадью 65,3 кв.м, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 16).
Постановлением главы муниципального образования города Собинки Собинского района Владимирской области от 5 декабря 2013 года № 571 на основании заключения межведомственной комиссии жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 17).
Жилой дом по адресу: <...>, включен в список домов, участвующих в подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 года № 235.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно пункту 4 статьи 30 Устава муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Собинского городского Совета народных депутатов от 24 августа 2005 года № 77/11, к полномочиям администрации муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в установленном порядке.
Таким образом, полномочия по решению вопросов переселения граждан из аварийного жилья на территории г. Собинки осуществляет администрация муниципального образования город Собинка.
Соглашением от 25 января 2018 года, заключенным между истцом и ответчиками, стороны предусмотрели предоставление ответчикам Семеновым взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <...>, признанного аварийным и подлежащим сносу, другого равнозначного по площади жилого помещения в новом многоквартирном доме (л.д. 18).
В связи со значительным ухудшением состояния дома № <...>, фактическим проживанием граждан в аварийном жилье и отсутствием у них или членов их семьи иных пригодных для проживания жилых помещений, решением комиссии, утвержденным постановлением администрации МО города Собинки Собинского района № 40 от 24 января 2020 года, принадлежащая ответчикам квартира включена в список жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих переселению в 2020 - 2021 годах в рамках областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» (л.д. 19, 63 - 67).
В рамках Программы по переселению из аварийного жилья администрацией муниципального образования город Собинка Собинского района по муниципальному контракту № 20000002 от 2 марта 2020 года было приобретено жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью 65,4 кв.м, право собственности на которое 11 марта 2020 года было зарегистрировано за муниципальным образованием город Собинка Собинского района, при этом в ЕГРН зарегистрировано обременение – «залог в силу закона» с 11 марта 2020 года до полного исполнения обязательств (л.д. 68 – 69, 72 – 75, 170, 171 - 173). По объяснениям представителя истца на момент рассмотрения спора в суде зарегистрированное в ЕГРН обременение не снято.
Постановлением администрации МО г. Собинка № 227 от 15 апреля 2020 года квартира по адресу: <...>, включена в перечень жилых помещений муниципального маневренного фонда (л.д. 169).
Как следует из реестра платежных документов по муниципальному контракту № 20000002 от 2 марта 2020 года и представленных суду платежных поручений № 839206 от 16 марта 2020 года, № 839207 от 16 марта 2020 года и № 839208 от 16 марта 2020 года, указанная квартира стоимостью 2 411 398 рублей 40 копеек приобретена за счет средств федерального бюджета в сумме 2 363 170 рублей 43 копеек, за счет средств областного бюджета в сумме 36 170 рублей 98 копеек, за счет средств местного бюджета в сумме 12 056 рублей 99 копеек (л.д. 70 – 71, 76, 77, 78).
На основании отчета независимого оценщика ИП Михеева Ю.С. от 26 марта 2020 № 084-03/20 рыночная стоимость выкупа жилого помещения (4-х комнатной квартиры) по адресу: <...>, составляет 1 689 975 рублей (л.д. 20 – 37, 108, 109).
Рыночная стоимость жилого помещения (3-х комнатной квартиры) по адресу: <...> на основании отчета независимого оценщика ИП Михеева Ю.С. от 26 марта 2020 года № 083-03/20, составляет 1 845 636 рублей (л.д. 38 – 53, 162 - 169).
6 апреля 2020 года ответчикам было вручено уведомление № 01-03-940 с предложением заключить договор мены жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 65,4 кв.м., принадлежащего муниципальному образованию город Собинка Собинского района, и жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 65,3 кв.м., принадлежащего Семеновой Е.Н. и Семенову И.А., с доплатой Семеновыми разницы в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 155 661 рубля каждым (л.д. 54).
Ответчики в заявлении от 8 апреля 2020 года, адресованном истцу, оплачивать разницу в стоимости жилых помещений отказались, в связи с тем, что в предыдущие годы переселение из аварийного жилья в равнозначное по площади жилые помещения производилось без доплаты (л.д. 55).
Поддерживая иск о возложении на ответчиков обязанности заключить договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, с доплатой со стороны ответчиков разницы в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 360 711 рублей 70 копеек каждым, представитель истца указал, что разница обусловлена разной стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Как следует из Приложения № 2 к областной адресной программе «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденной Постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 года № 235, дом № <...> области включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, под № 320 с планируемой датой окончания расселения до 10 сентября 2021 года.
При этом разделом 7 «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области» областной адресной программой «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» предусмотрено, что источниками финансирования программы являются средства областного бюджета, средства местного бюджета и средства Фонда.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Владимирской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 года, нельзя требовать от жителей аварийного дома доплату, если предоставляемое жилье дороже изымаемого.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования администрации МО г. Собинки о выплате собственниками разницы между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными.
Поскольку жилищное законодательство не предусматривает в отсутствие соглашения сторон возникновение обязанности собственника изымаемого жилого помещения в случае предоставления жилого помещения стоимостью выше выкупной цены оплатить разницу между ними, включение данного условия, с которым ответчики не согласились, также незаконно, в связи с чем, основания для возложения на них обязанности заключить договор мены на указанных истцом условиях у суда не имеется.
Доводы представителя истца со ссылкой на пункт 5 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о том, что заключенное между истцом и ответчиками 25 января 2018 года соглашение о предоставлении ответчикам взамен изымаемого у них жилого помещения в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, другого равнозначного по площади жилого помещения в новом многоквартирном доме, следует расценивать как предварительный договор для получения в дальнейшем нового жилого помещения взамен изымаемого, в связи с чем, ответчики должны заключить основной договор мены на предложенных администрацией условиях, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», для признания предварительного договора заключенным достаточно установить предмет основного договора или условия, позволяющие его определить (пункт 3 статьи 429 ГК РФ). Например, если по условиям будущего договора сторона обязана продать другой стороне индивидуально-определенную вещь, то в предварительный договор должно быть включено условие, описывающее порядок идентификации такой вещи на момент наступления срока исполнения обязательства по ее передаче.
Поскольку в вышеуказанном соглашении не указаны идентифицирующие признаки предоставляемой ответчикам квартиры, такие как площадь квартиры, адрес ее нахождения, т.е. предмет договора не установлен, а также не содержится условия о необходимости доплаты ответчиками за предоставляемое жилье, то данное соглашение нельзя расценивать как предварительный договор, в соответствии с которым заключение основного договора с указанным истцом условием о доплате обязательно.
По этим же основаниям суд признает ошибочной ссылку истца на положения пункта 4 статьи 445 ГК РФ, предусматривающую понуждение к заключению договора стороны, заключившей предварительный договор и уклоняющейся от заключения основного договора,
Суд также полагает необходимым отметить, что заявляя требование о понуждении ответчиков к заключению договора мены жилых помещений, истцом самого предлагаемого к заключению договора не представлено, а указано на одно лишь его условие о доплате ответчиками разницы в цене.
Кроме того, заявленное администрацией муниципального образования требование о понуждении ответчиков к заключению договора мены принадлежащей им квартиры в аварийном доме на жилое помещение - квартиру маневренного фонда, который в силу пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ отнесен к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, и проживание в котором согласно пункту 3 статьи 95 ЖК РФ является временным, противоречит требованиям статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из изложенного и представленных по делу доказательств, а также положений законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, поскольку заключенное между сторонами соглашение от 25 января 2018 года нельзя признать предварительным договором, учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на собственника изымаемого жилого помещения обязанности доплаты разницы между стоимостью изымаемого и вновь предоставляемого жилого помещения, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска администрации МО города Собинки не имеется, в связи с чем, полагает необходимым в иске отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области к Семеновой Елене Николаевне, Семенову Игорю Александровичу о возложении обязанности заключить договор мены жилого помещения – квартиры, находящейся по адресу: <...>, на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <...>, существенным условием которого является доплата разницы в стоимости обмениваемых жилых помещений в размере 360 711 рублей 70 копеек каждым, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Дементьева