Дело № 2-642/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.10.2021 г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Каретниковой Е. П.,
при секретаре Козловой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишиной Е.П. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Боготольская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
Никишина Е.П. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Боготольская МБ» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя требования тем, что приказом от 01.09.2016 на основании трудового договора она принята на работу в КГБУЗ «Боготольская МБ» в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи, где осуществляет свою трудовую деятельность по настоящее время. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 утверждены правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекции. Приказом КГБУЗ «Боготольская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень наименований структурных подразделений и должностей работников, работа которых дает право на получение выплаты за работу с новой коронавирусной инфекцией. В июле и октябре 2020 года она оказывала медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, однако выплаты стимулирующего характера выплачены ей не в полном объеме, начислены из учета времени, фактически отработанного с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, а не за все отработанное время по графику работы, в связи с чем, просит взыскать с ответчика в недоначисленную заработную плату за указанный период в размере 25 048,82 руб.
Истец Никишина Е.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Боготольская МБ», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, считает, что стимулирующие выплаты предусмотрены за фактически отработанное время с больным новой коронавирусной инфекцией, поскольку в остальное время Никишина Е.П. медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 не оказывала.
Боготольский межрайпрокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Принимая во внимание положения ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материала дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью первой ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 (в ред. от 29.05.2020 № 784), действовавшим на момент спорных правоотношений, утверждены правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, действовавшие в период спорных правоотношений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В пункте 10 Правил указано, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п. 11 Правил, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются, в том числе, перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из Письма Минздрава России от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484» следует, что стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 осуществляются медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.
Министерством здравоохранения России в письме от 10.06.2020 N 16-3/И/2-8198 даны разъяснения по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам за работу в особых условиях в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415.
Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 с 30 января 2020 года и выплачиваются за месяцы, в которые производилась работа с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, с даты зарегистрированного подтвержденного случая COVID-19 на территории субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края № 14-н от 20.04.2020 внесены изменения в приказ Министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 № 521-орг «О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края», согласно которому среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно письму Министерства здравоохранения Красноярского края от 10.07.2020 выплаты по постановлению Правительства РФ № 415 от 02.04.2020 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 373, по трем видам медицинской помощи за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (лицам, имеющим контакт с лицами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19), в том числе, первичная медико-санитарная помощь (в т.ч. параклиника). Обязательным условием для осуществления стимулирующих выплат за работу COVID-19 являются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь (в т.ч. параклиника) с даты формирования структурного подразделения (наличие приказа о создании бригад).
По данным Федеральной службы государственной статистики среднемесячный доход от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года составляет 42368 руб.
В Письме Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484» указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время. Это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных исковых требований и подлежащих применению норм материального права является выяснение вопросов о праве Никишиной Е.П. на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку как медицинскому работнику, оказывающему медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, о фактически отработанном Никишиной Е.П. времени, о размере выплаты стимулирующего характера, и о том, была ли она выплачена Никишиной Е.П. в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 01.09.2016 Никишина Е.П. (ранее ФИО9 л.д. 11), состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Боготольская МБ» в должности фельдшера выездной бригады (л. д. 10, 12-16). Условиями трудового договора от 01.09.2016 Никишиной Е.П. установлен сменный график работы.
Приказом главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Боготольская МБ» утвержден перечень наименований структурных подразделений и должностей работников, работа в которых дает право на получение доплаты за работу с новой коронавирусной инфекцией, в который включено отделение скорой медицинской помощи и должность фельдшера скорой медицинской помощи (л.д. 31, 32).
Приказом главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список сотрудников из числа медицинского персонала КГБУЗ «Боготольская МБ», уполномоченных на оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в число которых, включена фельдшер выездной бригады Никишина Е.П. (л.д. 33).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главным врачом КГБУЗ «Боготольская МБ» назначены ответственные лица, в том числе за составление списка лиц, оказывающих скорую медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом COVID-19, а также пациентам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией для начисления стимулирующих выплат, а также за своевременное начисление стимулирующих выплат.
Выезд для оказания медицинской помощи пациентам, зараженным новой коронавирусной инфекцией подтверждается табелями.
Количество часов оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция у Никишиной Е.П. составило: в июле 2020 года – 12 часов; октябре 2020 года – 24 часа.
Согласно расчетным листкам, табелю учета рабочего времени и расчета заработной платы, а также перечню, утвержденному главным врачом ГКБУЗ «Боготольская МБ», при 39 часовой рабочей неделе, Никишиной Е.В.:
- в июле 2020 года отработано 64 часа, при норме 179,4 часа, оплата за работу с больными, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в размере 1898,06 руб. за 12 часов произведена в сентябре (л. д. 28; 38);
- в октябре 2020 года отработано 192 часа, при норме 171,6 часа, оплата за работу с больными, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, произведена в размере 3 796,13 руб. за 24 часа в декабре (л. д. 30; 50).
При таких обстоятельствах, судом установлено, что приказом главного врача КГБУЗ «Боготольская МБ» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень подразделений и должностей работников КГБУЗ «Боготольская МБ», работа в которых дает право на получение выплаты за работу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в указанный перечень включена, в том числе должность фельдшера скорой медицинской помощи. Кроме того, приказом главного врача КГБУЗ «Боготольская МБ» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список сотрудников из числа медицинского персонала, которые могут вести прием, оказывать медицинскую помощь пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией (COVID-19) и пациентам с подозрением на эту инфекцию, в том числе, в который включена Никишина Е.П. При этом, осуществляя в июле, октябре 2020 года трудовую деятельность в КГБУЗ «Боготольская МБ» в должности фельдшера выездной бригады, Никишина Е.П. непосредственно контактировала с пациентами с подтвержденной коронавирусной инфекцией, что подтверждается табелями и приказами, которые составлены на лиц, контактирующих с пациентом, зараженным новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019 – nCov, и лиц, оказывающих медицинскую помощь пациентам, зараженным новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019 – nCov, в связи с чем, у Никишиной Е.П. возникло право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 за все отработанное работником время по графику работы. Однако, как следует из материалов дела, Никишиной Е.П. производились выплаты за июль, октябрь 2020 года не в полном объеме, начислены из учета времени, фактически отработанного с пациентами с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, а не за все отработанное работником время по графику работы, что противоречит действующему законодательству.
С учетом вышеуказанных правовых норм, поскольку размер стимулирующих выплат должен быть установлен исходя из размера среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики с включением суммы районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, размер стимулирующих выплат Никишиной Е.П. должен составлять:
- за июль 2020 года в размере 9 673,32 руб., из расчета: из расчета: 27 115,52 руб. (стимулирующая выплата) : 179,40 час. х 64 час.
- октябрь 2020 года в размере 27 115,52 руб., из расчета: 42 368 руб. (среднемесячный доход от трудовой деятельности в Красноярском крае за 09 месяцев 2019 года) х 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка) х 40 %.
Между тем, ответчиком обязательства по начислению дополнительных выплат за особые условия труда были произведены Никишиной Е.П. не в полном объеме, таким образом, разница недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет 31 094,65 руб., из расчета:
- июль 2020 года: 9 673,32 руб. – 1 898,06 руб. = 7 775,26 руб.;
- октябрь 2020 года: 27 115,52 – 3 796,13 руб. = 23 319,39 руб.
Итого: 7 775,26 + 23 319,39 = 31 094,65 руб.
При таких обстоятельствах исковые требования Никишиной Е.П. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Боготольская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению.
С учетом того, что в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд не может выйти за пределы заявленных требований, исковые требования подлежат удовлетворению в размере суммы заявленного иска 25 048,82 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ответчика надлежит взыскать сумму государственной пошлины в размере 951,45 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Никишиной Е.П. удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Боготольская межрайонная больница» в пользу Никишиной Е.П. недоначисленную заработную плату за июль и октябрь 2020 года в размере 25 048,82 руб. (двадцати пяти тысяч сорока восьми) рублей 82 копеек.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Боготольская межрайонная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 951,45 руб. (девятисот пятидесяти одного) рубля 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е. П. Каретникова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.