К делу N 2-847/2023
УИД 23RS0018-01-2023-000692-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года ст. Калининская
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ядришниковой А.Г.,
секретаря судебного заседания Щербань С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Дейман С.Г., Сидельник В.Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,
установил:
администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края обратилась с иском к Дейман С.Г., Сидельник В.Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указано, что в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) на рассмотрение поступила документация (вх. от 15 марта 2023 года N 78-4451/23-0): «План мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», античное время, средневековье («Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», ст-ца Тамань, западнее пристани (ст-ца Таманская)) при проведении земляных, строительных, хозяйственных работ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, земельный участок 3». Вышеуказанный земельный участок расположен на территории памятника археологии федерального значения «Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», ст-ца Тамань, западнее пристани (ст-ца Таманская). Объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №). При рассмотрении документации установлено, что согласно плану на территории вышеуказанного земельного участка на момент обследования проведены земляные работы на общей площади 297 кв.м, вырыты: котлован под фундамент двухэтажного дома высотой 6,95 м (возведен каркас на два этажа) 22,5х10,5 м, глубиной 0,8 м; котлован под бассейн (залито бетонное основание) 8,5х4,2 м, глубиной 1,6 м; два котлована под септик 2,5х5 м, глубиной 1,2 м; котлован под опору ЛЭП около 0,3х0,3 м (опора N 11a). Специалистами ФГБУН «Институт археологии Российской Академии наук» на земельном участке с кадастровым номером № проведены разведочные мероприятия методом шурфов. В результате проведенных работ были заложены и исследованы 2 археологических шурфа размерами 2х1 м общей площадью 4 кв.м, произведено визуальное обследование испрашиваемой территории. Проведенные работы не выявили на земельном участке стратифицированного культурного слоя, конструктивных элементов/комплексов (построек, сооружений, захоронений и другое). Вместе с тем, необходимой мерой охраны объекта культурного наследия на территории участка с кадастровым номером № являются археологические наблюдения. Однако в связи с тем, что вышеуказанные земляные работы на территории объекта археологического наследия проведены в полном объеме без археологических наблюдений, то усматриваются признаки нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Дейман С.Г. и Сидельник В.Г. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № по 1/2 доли на каждого. Таким образом, в результате проведения земляных работ на вышеуказанном земельном участке, объекту археологического наследия «Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань» причинен вред. Согласно выполненным расчетам, размер вреда, причиненный объекту археологического наследия, составляет 693 513,60 рублей.
На основании изложенного администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края просила суд взыскать с Дейман С.Г. и Сидельник В.Г. в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений) в сумме 693 513,60 рублей.
Представитель истца на основании доверенности Комаров Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчики Дейман С.Г., Сидельник В.Г., представитель ответчиков на основании доверенностей Сидельник Я.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражали. Дополнительно пояснили, что ответчики действовали добросовестно, поскольку не были должным образом осведомлены об обременениях, наложенных на земельный участок.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, земельный участок 3 расположен на территории памятника археологии федерального значения «Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», <адрес>, западнее пристани (ст-ца Таманская).
Указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №).
15 марта 2023 года в адрес управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края из ФГБУН «Институт археологии Российской академия наук» на рассмотрение поступил «План мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», античное время, средневековье («Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», ст-ца Тамань, западнее пристани (ст-ца Таманская)) при проведении земляных, строительных, хозяйственных работ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, земельный участок 3».
Из заключения указанного «Плана мероприятий…» следует, что в феврале 2023 года в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности были проведены археологические полевые работы (разведка) на земельном участке с кадастровым номером № площадью 561 кв.м, по адресу: <адрес>, земельный участок 3.
Участок обследования располагался на территории Объекта культурного наследия федерального значения - археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», античное время, средневековье («Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», ст-ца Тамань, западнее пристани (ст-ца Таманская)) (гос. N 3423). Памятник охраняется государством согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327.
Также обследованный земельный участок расположен в границах Исторического поселения станицы Тамань Краснодарского края, утвержденных приказом администрации Краснодарского края от 30 мая 2017 года N 23/кн «Об утверждении предмета охраны, границ территории, требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения станицы Тамань Краснодарского края». Сооружение навеса на бетонной площадке на насыпном грунте в соответствии с предоставленной схемой планировочной организации участка не оказывает негативного влияния на внешний облик Исторического поселения станицы Тамань Краснодарского края.
На участке было заложено 2 (два) шурфа, каждый из которых имел размеры 1х2 м. Общая площадь шурфов составила 4 кв.м. Вследствие того, что стратифицированного культурного слоя в разведочных шурфах обнаружено не было (количество археологических находок минимально, они представлены невыразительными фрагментами 38 керамики конца 19 - нач. 20 вв. и костями животных), однако, учитывая расположение испрашиваемого участка на территории памятника археологии «Городище в составе археологического комплекса «Гермонасса-Тмутаракань», античное время, средневековье. Гос. № 3423, ст. Тамань, западнее пристани. Сведения о постановке на учет: Постановление Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327», необходимой мерой являются археологические наблюдения при проведении строительных работ на всей площади участка, либо в соответствии с проектом строительства.
Учитывая, что к моменту проведения археологической разведки на указанном участке уже были произведены землеустроительные работы, в соответствии с нормами действующего законодательства об объектах культурного наследия во избежание полного или частичного разрушения отдельных археологических объектов при проведении хозяйственных работ на территории объектов культурного наследия, необходимой мерой должны были быть археологические наблюдения на площади не менее 297 кв.м.
Кроме того, специалистами ФГБУН «Институт археологии РАН» при оценке воздействия планируемых хозяйственных работ на археологические объекты в зоне охраны ОАН, указано, что на территории вышеуказанного земельного участка на момент обследования проведены земляные работы на общей площади 297 кв.м, вырыты:
- котлован под фундамент двухэтажного дома высотой 6,95 м (возведен каркас на два этажа) 22,5х10,5 м, глубиной 0,8 м;
- котлован под бассейн (залито бетонное основание) 8,5х4,2 м, глубиной 1,6 м;
- два котлована под септик 2,5х5 м, глубиной 1,2 м;
- котлован под опору ЛЭП около 0,3х0,3 м.
Таким образом, специалисты ФГБУН «Институт археологии РАН» указали на необходимость проведения археологических наблюдений на площади не менее 297 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 10 апреля 2023 года N КУВИ-001/2023-84586054, собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 561 кв.м, по адресу: <адрес>, земельный участок 3, по 1/2 доли являются Сидельник В.Г. и Дейман С.Г.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 73-Ф3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу части 3 статьи 49 Федерального закона N 73-Ф3 объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (статьи 47.2, 47.3 Федерального закона N 73-Ф3).
Согласно пунктам 1, 5 статьи 5.1 Федерального закона N 73-Ф3, в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом Российской Федерации, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленного ст. 5.1 Федерального закона N 73-Ф3 особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 73-Ф3 проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона N 73-Ф3, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условий соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктами 6, 7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 года N 3223-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон N 3223-К3) в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
Статьей 40 Федерального закона N 73-Ф3 установлено: 1) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ; 2) в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона N° 73-Ф3, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчетной документации, утвержденным постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27 ноября 2013 года N 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона N 73-Ф3), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).
Объект культурного наследия восстановить или заменить вещью того же рода и качества невозможно ввиду уникальности этих объектов археологического наследия. Поэтому по обстоятельствам дела возмещение вреда возможно только в форме возмещения причиненных убытков.
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ понимает под убытками расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает возмещение убытков в виде будущих расходов, необходимых для восстановления нарушенного права, и не ставит их взыскание в зависимость от возможности или одновременности предъявления иска в отношении стоимости утраченного имущества или размера неполученных доходов.
Необходимые для восстановления нарушенного права расходы определены истцом в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утвержденного приказом Министерства культуры СССР от 5 ноября 1990 года N 321, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от 13 октября 1998 года N 01-211/16-14 и от 20 декабря 2011 года № 107-01-39/10-КЧ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 года N 729 «O размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
В соответствии с пунктами 15 п. 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, включая спасательные археологические полевые работы, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Согласно выполненным расчетам, размер вреда, причиненный объекту археологического наследия федерального значения «Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань», ст-ца Тамань, западнее пристани (ст-ца Таманская), выраженный в стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ наблюдений на площади 297 кв.м), предусмотренных статьей 45.1 Федерального закона N 73-Ф3, составляет 693 513,60 рублей.
Суд считает, что расчет причиненного вреда истцом произведен арифметически верно в полном соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вред, причиненный объекту культурного наследия федерального значения в результате проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, земельный участок 3, подлежит возмещению ответчиками в размере 693 513,60 рублей.
Доводы ответчиков о том, что им не было известно о том, что земельный участок входит в состав объекта культурного наследия, в связи с чем они действовали добросовестно в строгом соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку после самостоятельного обращения ответчиков 7 ноября 2022 года в Управление с заявлением о предоставлении информации об объектах культурного наследия на рассматриваемом земельном участке, им было сообщено письмом от 30 ноября 2022 года N 78-19-18893/22 о наличии объекта культурного наследия «Остатки древнего города «Гермонасса-Тмутаракань». Кроме того, информация о зарегистрированных объектах культурного наследия находится в открытом доступе.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчиков, не освобожденных от ее уплаты.
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Дейман С Г, Сидельник В.Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия, удовлетворить.
Взыскать солидарно с Дейман С.Г. (паспорт гражданина РФ серии №) и Сидельник В.Г. (паспорт гражданина РФ серии №) в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений), в сумме 693 513 (шестьсот девяносто три тысячи пятьсот тринадцать) рублей 60 копеек.
Реквизиты для перечисления: ИНН 2308038402; КПП 230801001; получатель УФК по Краснодарскому краю (администрация Краснодарского края л/с 04182000020); Южное ГУ Банка России//УФК по Краснодарскому краю, г. Краснодар; единый казначейский счет – N 40102810945370000010; казначейский счет – 03100643000000011800; БИК ТОФК – 010349101; ОКТМО – 03701000; КБК – 80211610022020000140.
Взыскать солидарно с Дейман С.Г., Сидельник В.Г. в доход государства государственную пошлину в размере 10 135 рублей 14 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Г. Ядришникова
Мотивированный текст решения изготовлен 27 октября 2023 года.