Дело № 2а-985(1)/2021
64RS0034-01-2021-002269-58
Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой О.С.,
при помощнике Константиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области к Федурину А.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области обратилась в суд с иском о взыскании с Федурина А.В. задолженности по уплате страховых взносов за 2020 год на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в сумме 32 273 руб. 55 коп., пени в размере 91,44 руб.; на обязательное медицинское страхование (ОМС) в размере 8380 руб. 70 коп., пени в размере 23,75 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018-2019 г.г. в сумме 72 руб., пени в размере 1,41 руб.; земельного налога за 2019г. в размере 233 руб., пени в размере 2,08 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 г. в сумме 5536 руб., пени в размере 49,41 руб. Требования обоснованы тем, что административный ответчик состоит в качестве налогоплательщика - индивидуальный предприниматель. С учетом того, что общий доход ответчика за 2020г. не превысил 300 000 руб., деятельность ответчика относилась к наиболее пострадавшим отраслям и прекращена 29.12.2020г., страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование были рассчитаны и начислены в фиксированном размере с учетом периода осуществления предпринимательской деятельности. Учитывая, что налогоплательщиком в установленный срок страховые взносы не оплачены, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени на ОПС в размере 91,44 руб., на ОМС 23,75 руб. Кроме того, ссылаются на то, что Федурину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой по адресу: <адрес>, а также здание по адресу: <адрес>.
Федурину А.В. в соответствии со ст. 69,70 НК РФ направлены требования №24266 от 25.06.2020г., №2385 и 3058 от 03.02.2021г. об уплате налога, однако задолженность не погашена. Ранее вынесенный судебный приказ отменен по заявлению должника, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
С 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В силу ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
На основании ч. 1 ст. 430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, составляет в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование составляет в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Исходя из положений пункта 5 статьи 430 Кодекса, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Судом установлено, что Федурин А.В. имел статус индивидуального предпринимателя, поставлен на учет 15.06.2004г., снят с учета 29.12.2020г. За 2020 год административному ответчику начислены страховые взносы на ОПС в размере 32 273,55 руб., на ОМС в размере 8380,70 руб.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ч. 1 ст. 388 НК РФ).
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании ст. 391 НК РФ (в редакции на дату составления налогового уведомления) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как устанавливается ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Как следует из материалов дела, в 2019г. Федурин А.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а, следовательно, являлся плательщиком земельного налога.
ИФНС №12 по Саратовской области в адрес Федурина А.В. направлено налоговое уведомление №2689379 от 03.08.2020г. об уплате земельного налога за 2019 г. в сумме 233 руб. в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, что подтверждается реестром заказных писем.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как устанавливается ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Установлено, что Федурин А.В. в период 2018-2019 года являлся собственником жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес> здания с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Установлено, что административным истцом в адрес Федурина А.В. направлено налоговое уведомление №26896930 от 10.07.2019г. об оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год по вышеуказанным объектам недвижимости в сумме 24 руб. и 3214 руб.
ИФНС №12 по Саратовской области в адрес Федурина А.В. направлено налоговое уведомление №2689379 от 03.08.2020г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 48 руб. по объекту с кадастровым номером № и в сумме 5536 руб. по объекту с кадастровым номером № в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, что подтверждается реестром заказных писем.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Согласно требованию №2385 от 03.02.2021г. по состоянию на указанную дату за Федуриным А.В. числилась задолженность по страховым взносам на ОПС в размере 32273,55 руб., пени в размере 91,44 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 8380,70 руб., пени в размере 23,75 руб., по земельному налогу в сумме 233 руб., пени в сумме 2,08 руб., по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 48 руб., пени в сумме 0,43 руб., срок исполнения требования установлен до 30.03.2021г.
Согласно требованию №3058 от 03.02.2021г. по состоянию на указанную дату за Федуриным А.В. числилась задолженность по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 5536 руб., пени в сумме 49,41 руб., срок исполнения требования установлен до 30.03.2021г.
Согласно требованию №24266 от 25.06.2020г. по состоянию на указанную дату за Федуриным А.В. числилась задолженность по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 24 руб., пени в сумме 0,98 руб., срок исполнения требования установлен до 23.11.2020г.
19.05.2021г. налоговой инспекцией предъявлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности.
Таким образом, налоговая инспекция в установленный шестимесячный срок обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа.
19.05.2021г. мировым судьей судебного участка № 1 Саратовского района Саратовской области вынесен судебный приказ о взыскании с Федурина А.В. задолженности по страховым взносам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Саратовского района Саратовской области от 08.07.2021г. судебный приказ отменен.
Доказательств того, что данные обязательства административным ответчиком исполнены, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по уплате страховых взносов за период 2020г. на обязательное пенсионное страхование в размере 32273,55 руб., пени в размере 91,44 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 8380,70 руб., пени в размере 23,75 руб., по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 5536 руб., пени в сумме 49,41 руб., по земельному налогу за 2019г. в сумме 233 руб., пени в сумме 2,08 руб., по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 72 руб., пени в сумме 1,41 руб.
Гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ) и не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Ссылка ответчика на пропуск срока налоговым органом для подачи административного искового заявления противоречит представленным в материалы дела доказательствам, исследованным судом.
В соответствии со ст.ст.103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1599 рублей 90 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Федурина А.В., проживающему по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области задолженность по уплате страховых взносов за период с 2020г. на обязательное пенсионное страхование в сумме 32273 руб. 55 коп., пени в размере 91 руб. 44 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 8380 руб. 70 коп., пени в размере 23 руб. 75 коп., а также задолженность по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 г. в сумме 5536 руб., пени в сумме 49,41 руб., по земельному налогу за 2019г. в сумме 233 руб., пени в сумме 2,08 руб., по налогам на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018-2019г.г. в сумме 72 руб., пени в сумме 1,41 руб.
Взыскать с Федурина А.В. в местный бюджет государственную пошлину в размере 1599 руб. 90 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Судья: