Решение по делу № 2-702/2019 от 30.09.2019

Дело № 2-702/2019 Решение в окончательной форме принято 30 октября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2019 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Павлюченко А.А.,

при секретаре Уколицкой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, МОБУ «Митинская основная школа» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, МОБУ «Митинская основная школа» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание МОБУ «Митинская основная школа», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формой паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму образовательными организациями Гаврилов-Ямского муниципального района. В ходе проверки установлено, что здание образовательной организации – МОБУ «Митинская основная школа», расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение требований законодательства не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области Борисова Т.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Представитель ответчика Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района по доверенности Романюк А.Ю. с исковыми требованиями согласился, пояснил, что нарушения законодательства будут устранены в установленный срок.

Представитель ответчика МОБУ «Митинская основная школа» исковые требования признала в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно статье 38 Конституции РФ, детство находится под особой защитой государства. Приведенные нормы взаимосвязаны с положением пункта 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, согласно которому государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. По смыслу данного федерального закона государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. В пункте 1 статьи 9 указанного Федерального закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Положениями части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации».

Пункт 1 указанных Требований устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В силу пункта 2 указанных Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются, в том числе, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 данных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В настоящее время категория опасности по правилам, установленным Требованиями 2 объекту МОБУ «Митинская основная школа» не присвоена.

Подпунктом «л» пункта 22 вышеуказанных Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В силу пункта 6 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

На основании пункта 13 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, устанавливаются категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования с 1 по 4 категории.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из системного толкования подпункта «д» пункта 24, пунктов 25, 26, 27 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, а также подпункта «л» пункта 22 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации производится независимо от присвоенной им категории.

В настоящее время категория опасности по правилам, установленным Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, МОБУ «Митинская основная школа» не присвоена.

Прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в здании МОБУ «Митинская основная школа» по адресу: <адрес>. В результате проверки выявлено, что здание МОБУ «Митинская основная школа» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства подтверждаются справкой о проведении проверки от 23.09.2019г., перечнем образовательных организаций, которыми не исполнены мероприятия по антитеррористической защищенности объектов образования, и не оспариваются ответчиками.

Согласно пункту 1.4 Устава МОБУ «Митинская основная школа», учредителем Учреждения является муниципальное образование – Гаврилов-Ямский муниципальный район Ярославской области в лице Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, а в пункте 1.5 указано, что собственник имущества Учреждения - муниципальное образование – Гаврилов-Ямский муниципальный район Ярославской области.

Здание школы является муниципальной собственностью Гаврилов-Ямского муниципального района и передано в оперативное управление МОУ «Вышеславская основная школа».

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма указана в Уставе Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (пункт 8 части 1 статьи 9 Устава).

Пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Отсутствие систем оповещения в здании МОБУ «Митинская основная школа» отрицательно влияет на комплексную безопасность пребывающих в нем граждан: учащихся, педагогических работников, сотрудников, родителей, а также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

МОБУ «Митинская основная школа» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах – отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы оповещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, находящихся в образовательном учреждении.

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Заявленный прокурором срок для устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает разумным и соответствующим объему возложенных на ответчиков обязанностей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

Обязать МОБУ «Митинская основная школа» и Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание МОБУ «Митинская основная школа», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формой паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Павлюченко

2-702/2019

Категория:
Гражданские
Другие
прокурор Гаврилов -Ямского района
Управление образования администрации Гаврилов-Ямского МР
Администрация Гаврилов-Ямского м/р
МОБУ "Митинская основная школа"
Суд
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
gavrilov-yamsky.jrs.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2019Судебное заседание
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
14.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее