РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу УИД 43RS0039-01-2022-000103-42, № производства 2-127/2022
21 июля 2022 года г. Уржум
Уржумский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Тимохиной Л.В.,
при секретаре Дряминой С.Н.,
с участием помощника прокурора Уржумского района Кировской области Алмаматова С.С.,
истца ФИО1, его представителя ФИО9,
представителя ответчика – главы администрации Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области Масленникова Л.Л.,
представителя ответчика администрации Уржумского муниципального района по доверенности Гребнева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уржумского района Кировской области в интересах ФИО1 к администрации Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области, администрации Уржумского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению ФИО1 выявлено, что жилой дом, в котором проживает истец, ФИО1, признан аварийным и подлежащим сносу. ФИО1 поставлен на учет по улучшению жилищных условий. До настоящего времени истец жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. Учитывая уточнение исковых требований, ФИО1 просит возложить на администрацию Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанность предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, в границах Уржумского района Кировской области, в виде отдельного жилого помещения, не менее 52 кв.м. общей площади.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Уржумского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Уржумского района Кировской области Алмаматов С.С. исковые требования поддержал в части предоставления жилого помещения ФИО1 в границах муниципального образования Буйское сельское поселение Уржумского района Кировской области.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО9 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика – глава администрации Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области Масленников Л.Л., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований поскольку ФИО1 состоит на учете по улучшению жилищных условий.
Представитель ответчика администрации Уржумского муниципального района Гребнев И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований к администрации Уржумского муниципального района так как они являются ненадлежащим ответчиком.
Выслушав мнение истца, его представителя, представителей ответчиков, помощника прокурора Уржумского района Кировской области Алмаматова С.С, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО7 согласно договора социального найма зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 55, 59-62).
Согласно акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 19-22).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ему присвоен в общей очереди №, во внеочередном порядке № (л.д. 14-16, 24).
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> повторно признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 28-31).
Из экспертного заключения, протоколов измерений параметров микроклимата ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» следует, что жилые помещения по адресам: <адрес> не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 87-95).
Согласно сведениям администрации Уржумского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, решение о включении в программу переселения граждан по многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес> не принималось (л.д. 127).
В областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П, жилой дом по адресу: <адрес> отсутствует.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, в которой проживает и зарегистрирован истец, в текущем техническом состоянии не подлежит эксплуатации, имеет опасность жизни и здоровья граждан (л.д. 183-191).
Из сведений из ЕГРН и БТИ следует, что ФИО1 и его супруга, ФИО9 другого жилья не имеют (л.д. 83-84, 149).
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений ст. 86 ЖК РФ в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
С учетом правовой позиции, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В соответствии со статьями 12, 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также вопросы, указанные в пунктах 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 37 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Требование истца о предоставлении ему жилого помещения в границах Уржумского муниципального района удовлетворению не подлежит, так как в силу прямого указания закона, жилое помещение должно находиться в границах населенного пункта, где проживает нуждающийся.
В удовлетворении исковых требований к администрации Уржумского муниципального района также следует отказать, поскольку обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по указанным в иске обстоятельствам не входит в их компетенцию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Буйского сельского поселения Уржумского района Кировской области обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте населенного пункта <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Уржумский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.В. Тимохина