2-3646/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Астрахань 29.10.2024 года
Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Апостолова К.В.,
при секретаре Шефер Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижне-волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО2 о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нижне-волжское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось с иском к ФИО2 о возмещении ущерба, указав, что <дата обезличена>, в период времени с 12:27 по 14:11, на основании решения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры и распоряжения заместителя руководителя Межрегионального управления от <дата обезличена> <№>-р, с привлечением специалистов ФГБУ «СевКасптехмордирекция», проведены проверочные мероприятия по факту загрязнения и захламления земельного участка, а также загрязнения водного объекта <адрес> в результате проводимых работ по резке судов, выведенных из эксплуатации, в водоохранной зоне водного объекта <адрес>, по адресному ориентиру: <адрес>, в границах географических координат 46.24990, 47.99706. Согласно материалам проверки Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, между ООО МФ «Аксиома» и ООО «Астрвторсырье», <дата обезличена> заключен договор <№>/АВС-д на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов судна СТРМ «Аксиома» (проект 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979 г. постройки, <адрес>). <дата обезличена> между ООО «Астрвторсырье» и физическим лицом ФИО2, заключен договор подряда б/н на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов указанного судна. На момент проверки установлено, что в акватории водного объекта <адрес> происходит резка металлического судна СРТМ «Аксиома», выведенного из эксплуатации, а также других плавсредств, располагавшихся как в акватории, так и на береговой территории. Указанное судно было расположено перпендикулярно урезу воды, в непосредственной близости с территорией ООО «Астрвторсырье». На момент осмотра проводились работы по резке судна специализированным оборудованием для газопламенной обработки металлов, которые позволяют выполнять резку металла, а именно пропановыми резаками. Согласно договору подряда от <дата обезличена>, ФИО2, по заданию ООО «АВС», обязуется произвести демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом металлов судна СРТМ «АКСИОМА». Также, <дата обезличена>, в период времени с 16:32 по 17:16, на основании решения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры и распоряжения заместителя руководителя Межрегионального управления от <дата обезличена> <№>-р, с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», проведены проверочные мероприятия по факту загрязнения и захламления земельного участка, а также загрязнения водного объекта <адрес>, в результате проводимых работ по резке судов, выведенных из эксплуатации, в водоохранной зоне водного объекта <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, в границах географических координат 46.25029, 47.99723. ФИО2, осуществляя работы согласно договора подряда на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов судна СТРМ «Аксиома» (проект 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979 г. постройки, <адрес>), допустил сброс отходов производства и потребления, а также перекрытие почвы объектами размещения отходов и потребления. На основании выявленного правонарушения в отношении ФИО2 было вынесено постановление <№> о назначении административного наказания, предусмотренного ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Просят суд в счет возмещения вреда, причиненного почвам, взыскать с ФИО2 в бюджет денежную сумму в размере 54 004 000 руб.
Представитель истца Нижне-волжского межрегиональное управление Росприроднадзора ФИО5, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался, причина неявки суду неизвестна.
Судом, с учетом позиции представителя истца, принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося ответчика, с вынесением заочного решения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что согласно материалам проверки, проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой, между ООО МФ «Аксиома» и ООО «Астрвторсырье» <дата обезличена> заключен договор <№>/АВС-д, согласно условиям которого последнее обязуется произвести демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов судна СРТМ «АКСИОМА» (тип судна СРТМ проекта 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979г. постройки), принадлежащего на праве собственности ООО МФ «Аксиома», а также произвести утилизацию производственных и бытовых отходов.
Согласно акту приема-передачи имущества для разделки на металлолом от <дата обезличена>, ООО МФ «Аксиома» передает, а ООО «Астрвторсырье» принимает имущество: судно СРТМ «АКСИОМА» (тип судна СРТМ проекта 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979г. постройки).
<дата обезличена> между ООО «Астрвторсырье» и ФИО2, заключен договор подряда на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов указанного судна.
Согласно п. 3.1.5 данного договора, ФИО2 самостоятельно несет полную ответственность за причинение ущерба окружающей среде при производстве разделки судна.
В соответствии с п. <дата обезличена> договора, ФИО2 несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, за экологические правонарушения при оказании услуг по настоящему договору.
Согласно п. 4.2 договора подряда от <дата обезличена>., ФИО2 несет ответственность за соблюдение должного санитарного порядка, экологической безопасности окружающей среды, противопожарной безопасности при оказании услуг.
В соответствии с п. 4.4. договора подряда от <дата обезличена>., ФИО2 несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за нарушение законодательства в области окружающей среды, обращения с опасными отходами и условиями их хранения, транспортировки и утилизации.
Согласно акту передачи-приема имущества для разделки от <дата обезличена>, ООО «Астрвторсырье» передает, а ФИО2 принимает следующее имущество: судно СРТМ «АКСИОМА» (тип судна СРТМ проекта 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979 г. постройки).
<дата обезличена>, на основании распоряжения заместителя руководителя Межрегионального управления <№>-р, с привлечением специалистов ФГБУ «СевКасптехмордирекция», проведены проверочные мероприятия по факту загрязнения и захламления земельного участка, а также загрязнения водного объекта в результате проводимых работ по резке судов, выведенных из эксплуатации, в водоохранной зоне водного объекта <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, в границах географических координат 46.24990, 47.99706.
При осмотре места демонтажа судна установлено, что по всей его площади имеются признаки проведения работ по его резке, установлено наличие газового оборудования, а именно баллонов с пропаном и кислородом, к которым подсоединены газовые резаки. Установлено захламление береговой полосы отходами производства и потребления в виде пустых бочек и канистр из-под ГСМ, остатков пластиковой обшивки жилых помещений судов, проводов, ветоши, боя кирпича и бетона, автошин, пластиковых бутылок и т. д.
В рамках проведения проверочных мероприятий сотрудниками ФГБУ «СевКасптехмордирекция» отобраны пробы почвы на содержание загрязняющих веществ. Площадь загрязнения земельного участка составила 420 кв.м.
Согласно протоколу лабораторных испытаний почв ФГБУ «СевКасптехмордирекция» от <дата обезличена> <№>, превышения ПДК составили: по меди – в 31-45 раз, по свинцу – в 5,7-11,2 раза, по цинку в 9,1-9,3 раза, по нефтепродуктам в 1,1-1,99 раза по отношению к фоновым точкам.
Таким образом установлено, что ФИО2, осуществляя работы согласно договора подряда на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов судна СТРМ «Аксиома» (проект 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979 г. постройки, <адрес>), допустил загрязнение почвы в водоохранной зоне водного объекта <адрес>.
Постановлением <№> от <дата обезличена> ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства).
Данное постановление вступили в законную силу.
<дата обезличена>, в период времени с 16:32 по 17:16, на основании решения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, а также на основании распоряжения заместителя руководителя Межрегионального управления от <дата обезличена> <№>-р, с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведены проверочные мероприятия по факту загрязнения и захламления земельного участка, а также загрязнения водного объекта <адрес> в результате проводимых работ по резке судов, выведенных из эксплуатации, в водоохранной зоне водного объекта <адрес>, по адресному ориентиру: <адрес>, в границах географических координат 46.25029, 47.99723.
На момент проверки было установлено, что в акватории водного объекта <адрес> происходит резка металлического судна СРТМ «Аксиома», выведенного из эксплуатации, а также других плавсредств, располагавшихся как в акватории, так и на береговой территории. Указанное судно было расположено перпендикулярно урезу воды в непосредственной близости с территорией ООО «Астрвторсырье». На момент осмотра проводились работы по резке судна специализированным оборудованием для газопламенной обработки металлов, которые позволяют выполнять резку металла, а именно пропановыми резаками.
При осмотре судна было установлено, что по всей его площади имеются признаки проведения работ по его резке, установлено наличие газового оборудования, а именно баллонов с пропаном и кислородом, к которым подсоединены газовые резаки.
Кроме того, в рамках осмотра было установлено захламление береговой полосы отходами производства и потребления в виде пустых бочек и канистр из-под ГСМ, остатков пластиковой обшивки жилых помещений судов, проводов, ветоши, боя кирпича и бетона, автошин, пластиковых бутылок и т. д.
Межрегиональным управлением проведены измерения размеров навала отходов, расположенного на почве на расстоянии 57 м от уреза воды, длина которого составила 39 м, ширина 11 м, средняя высота 2 м, соответственно, объем составил 858 куб. м.
В рамках проведения проверочных мероприятий специалистами «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы отхода производства и потребления на определение класса опасности. Согласно проведенным лабораторным испытаниям (протокол биотестирования отхода от <дата обезличена> <№>гк), отход относится к IV классу опасности (код по ФККО: 81111531404 «Грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов»).
ФИО2 осуществляя работы согласно договора подряда на демонтаж, разборку, разделку и порезку на лом черных металлов судна СТРМ «Аксиома» (проект 502 ЭМ, бортовой номер А-0150, 1979 г. постройки, <адрес>), допустил сброс отходов производства и потребления, а также перекрытие почвы объектами размещения отходов и потребления.
Постановлением <№> от <дата обезличена> ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП (Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).
Согласно произведенного истцом расчёта, ущерб, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения вредными (загрязняющими) веществами на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: <адрес>, в границах географических координат N 46.25013, Е47.99706, N 46.25013, Е47.99706 составил 54 004 000 рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата обезличена> <№>-Ф3 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 14 данного закона установлено, что возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 5 Закона №o 7 предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в результате нарушения природоохранного законодательства, полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с п. 1 Положения о Нижне-волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата обезличена> <№> НИжне-волжское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования: на территории Астраханской и Волгоградской областей: в водоохранной зоне Каспийского моря на территории Республики Калмыкия; в акватории Каспийского моря, примыкающей к административным границам <адрес> и <адрес>.
Для осуществления своих полномочий, должностные лица Нижне- волжского межрегионального управления имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 67 Положения).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> <№>-Ф3 «Об охране окружающей среды» к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Статьей 4 Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статья 3 Федерального закона от <дата обезличена> <№>-Ф3 «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и т.д.
Статьёй 4 Федерального закона от <дата обезличена> N 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от <дата обезличена> <№>-Ф3 «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ГОСТ 17.<дата обезличена>-85 под загрязнением почв понимают изменение состава и состояния почвы в результате хозяйственной деятельности и других антропогенных нагрузок, способных вызвать ухудшение ее качества.
Статьей 1 Водного Кодекса РФ от <дата обезличена> <№>-Ф3 дано понятие водного объекта, под которым понимают природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима
Согласно ст. 55 Водного кодекса установлено, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от <дата обезличена> <№>-Ф3 «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст.39 Федерального закона от <дата обезличена> №o 7-Ф3 «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Пунктом 1 части 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, установлен факт причинения в результате действий ФИО2 материального вреда окружающей среде - почве и водному объекту, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию причиненный материальный вред в размере 54 004 000 руб.
Размер причиненного ущерба достоверно установлен расчетом, представленным Нижне-волжским межрегиональное управление Росприроднадзора, проверен судом и стороной ответчика не оспорен.
Каких-либо оснований для освобождения ответчика от ответственности за причиненный вред сторонами не указано, судом не установлено.
Таким образом, иск Нижне-волжского межрегионального управления Росприроднадзора п к ФИО2 о возмещении ущерба, подлежит удовлетворению.
Так как истец при подаче иска в соответствии со ст.89 ГПК РФ и ст.333.36 НК РФ был освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ФИО2
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нижне-волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО2 о возмещении вреда – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес>, паспорт <№>, в пользу Нижнее-волжского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 3015066698) в счет возмещения вреда, 54 004 000 рублей.
Взыскать с ФИО2, <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес>, паспорт <№>, в доход местного бюджета госпошлину в размере 60 000 рублей.
На заочное решение ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения им копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен 12.11.2024 года.
Судья подпись Апостолов К.В.