Дело № 2-4394/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2018 года город Нижний Новгород
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Бакалдиной С.С., при секретаре судебного заседания Дюткиной М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] к ООО «А» о понуждении к исполнению требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указали, что [ДД.ММ.ГГГГ] и [ДД.ММ.ГГГГ] в адрес Территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. и [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].) о несоответствии на протяжении длительного времени температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства. [ДД.ММ.ГГГГ] Территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Н». В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой дом №[Номер] по [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 43,7 °C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 43,7 °C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 43,13 до 44,27° при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечило температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес]А по [Адрес] (согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», температура горячей воды в квартирах потребителей составила в [Адрес] - 41,0°C, в [Адрес] – 28,3°C, в [Адрес] – 27,6°C). За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [ФИО 1] [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 23500 рублей. [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер]. [ДД.ММ.ГГГГ] в адрес территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ]) о несоответствии температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства. [ДД.ММ.ГГГГ] территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Н». В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 50,6°C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 50,6°C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 50,03 до 51,17°C при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечила температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес] согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от 02.11.2017г., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]» температура горячей воды в квартирах потребителей составила от 36,9°C до 48,5°C). За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [ФИО 1] [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 25500 рублей. [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер]. [ДД.ММ.ГГГГ] в адрес территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ].) о несоответствии температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства. [ДД.ММ.ГГГГ] территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Н». В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес], городском округе [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой [Адрес]А по [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 46,4°C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 46,4°C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 45,83 до 46,97°C при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечила температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес]А по [Адрес] (согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес], городском округе [Адрес]» температура горячей воды в квартирах потребителей составила от 31,2°C до 37,9°C).
За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 27500 рублей. [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер]. Между ООО «А» (теплоснабжающая организация) и ООО «Н» (Исполнитель) заключен договор [Номер] теплоснабжения и горячего водоснабжения от [ДД.ММ.ГГГГ], предметом которого является обеспечение подачи исполнителю горячей воды через тепловые сети и сети централизованного горячего водоснабжения сетевых организаций в точки поставки. В соответствии с п. 2.1.1 договора теплоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу исполнителю горячей воды в точки поставки и в соответствии с установленными настоящим договором нагрузками, с обеспечением качества, соответствующего требованиям действующего законодательства и следующими режимами потребления: в отношении горячей воды - бесперебойное круглосуточное обеспечение в течение года с параметрами по качеству, температуре и давлению согласно действующему законодательству и проектным решениям и (или) иным техническим документам, за исключением 14 календарных дней на планово-предупредительный ремонт системы горячего водоснабжения. В соответствии с согласованной редакцией абз.3 п.2.1.1 Договора, стороны согласовали параметры качества горячей воды по температуре, которая на вводе в дом должна составлять не ниже 60 °C плюс нормативные (расчетные) потери тепла на внутридомовых сетях. ООО «А» - как организация, чья деятельность связана с организацией и обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения обязана разработать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, выполнение которых даст возможность обеспечить нормативную температуру горячей воды на вводе в [Адрес]. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C, данный показатель не ставится в зависимость от каких либо условий. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяется Договором теплоснабжения. Возможная угроза загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila. По данным ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН, Москва, помимо легионеллы, в горячей воде ненормативной температуры могут успешно выживать и другие микроорганизмы (Еsсherichia coli, Clostridium perfringens, Staphylococcus aureus, Vibrio cholerae, Listeria monocytogenes, Shigella, Campylobacter jejuni), а из-за снижения температуры воды, поступающей к потребителям, могут возникнуть хронические водные вспышки кишечных заболеваний, вызванных разными возбудителями (сальмонеллезы, шигеллезы). Деятельность ООО «А» по поставке населению горячей воды с нарушением требований санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность продолжается, т.е. продолжается угроза причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга потребителей, а так же имеется опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем.
Просят обязать ООО «А» со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение надлежащего качества с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес].
Истец – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] в судебное заседание не явился, о явке извещены надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик - представитель ООО «А» - Рыжов О.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласен, в судебном заседании пояснил, что ООО «А», являясь ресурсоснабжающей организацией, вырабатывает горячую воду с надлежащей температурой, что подтверждается показаниями приборов учёта о температуре горячей воды на выходе из генерирующего оборудования Общества. Таким образом, произведённая ООО «А» горячая вода поступает в муниципальные сети горячего водоснабжения, распоряжение которыми осуществляет Администрация [Адрес]. В целях надлежащей эксплуатации эти сети переданы в аренду ООО «Т». Из муниципальных сетей горячая вода поступает потребителям. Таким образом, ООО «А» не нарушает требования санитарного законодательства и не может повысить температуру воды у потребителей, поскольку не владеет подводящими трубопроводами. В связи с этим решение об удовлетворении требований истца будет невыполнимо. Кроме того, истец в своём исковом заявлении не указывает причины, по которым горячая вода поступает потребителям с пониженной температурой. Причины могу быть любыми, в том числе, отсутствие регулировки домовой системы, повреждённая изоляция, нарушение проекта и т.д. По рассматриваемому делу не установлена вина ООО «А», ответственным за выявленные нарушения может быть, в том числе, Администрация [Адрес], как собственник трубопроводов. Таким образом, по рассматриваемому делу не установлена вина ООО «А», ответственным за выявленные нарушения может быть, в том числе, ООО «Н». Просил в удовлетворении иска к ООО «А» отказать.
3-е лицо - представитель администрации [Адрес] - Груздева Ю.С., действующая по доверенности, оставила вынесение решения на усмотрение суда.
3-е лицо - представитель ООО «Н» в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что точкой поставки горячей воды в дом является граница балансовой ответственности ООО «А» и ООО «Н». Истец руководствуется санитарными нормами и правилами, разделом 2, который содержит требования к качеству горячей воды в местах водоразбора – кранах, смесителях в квартирах потребителей. В точках водоразбора с холодной и горячей водой следует предусматривать установку смесителей с раздельной подводкой холодной и горячей воды. Требования СанПиН 2.1.4.2496, в том числе, о температуре горячей воды не распространяется на места водоразбора на производственные (технологические) нужды. Следовательно, применять к параметрам теплоносителя на вводе в дом либо в любом другом месте до ввода в дом (как ошибочно полагает ООО «А»), то есть тогда, когда горячая вода ещё не может быть непосредственно использована населением для удовлетворения своих личных и бытовых нужд. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Кроме того, законодательство, которое регулирует отношения между управляющей организацией и поставщиком коммунального ресурса, прямо подтверждают вышеизложенное. Так, с целью обеспечения именно конечных потребителей горячей водой п. 20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 обязывает ОО «А» подавать в многоквартирный дом горячую воду в том объёме и качестве, которое позволит исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям. Зона ответственности ООО «Н» в данном случае – содержание внутридомовых сетей горячего водоснабжения в исправном состоянии во избежание ненормативных потерь температуры горячей воды.
Представитель третьего лица ООО «Т» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, представителя 3-го лица, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 42 Конституции РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу их нарушения.
Согласно преамбуле Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определила что, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека (ст.1).
Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статья 19 указанного закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению населения, а именно, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно ч.2 ст.19 ФЗ № 52 организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой холодной воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведении. Медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания, обучения граждан.
Как следует из части 3 ст. 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу положения ч. 16 ст.2 федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией осуществляющей горячее водоснабжение является юридическое лицо осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Из материалов дела следует, что между ООО «А» и ООО «Н» заключен договор [Номер] теплоснабжения и горячего водоснабжения от [ДД.ММ.ГГГГ], предметом которого является обеспечение подачи потребителю через тепловые сети и сети центрального горячего водоснабжения сетевых организаций в точки поставки [ ... ]
Таким образом, ООО «А» является организацией, осуществляющей централизованное горячее водоснабжение.
Согласно п.1 указанного договора, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется обеспечить подачу исполнителю через присоединенную водопроводную сеть организаций, осуществляющих транспортировку горячей воды (ООО Т), горячую воду из закрытой централизованной системы горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договором…
[ДД.ММ.ГГГГ] и [ДД.ММ.ГГГГ] в адрес Территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ]. и [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].) о несоответствии на протяжении длительного времени температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства.
[ДД.ММ.ГГГГ] Территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 43,7 °C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 43,7 °C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 43,13 до 44,27° при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечило температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес] (согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]» температура горячей воды в квартирах потребителей составила в [Адрес] - 41,0°C, в [Адрес] – 28,3°C, в [Адрес] – 27,6°C) [ ... ]
За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [ФИО 1] [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 23500 рублей. [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер] ([ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ] в адрес территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ]) о несоответствии температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства.
[ДД.ММ.ГГГГ] территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 50,6°C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 50,6°C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 50,03 до 51,17°C при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечила температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес] согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]» температура горячей воды в квартирах потребителей составила от 36,9°C до 48,5°C) [ ... ]
За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [ФИО 1] [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 25500 рублей. [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер] [ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ] в адрес территориального отдела поступило обращение жителя многоквартирного [Адрес] (вх. [Номер]/з от [ДД.ММ.ГГГГ].) о несоответствии температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного [Адрес] требованиям законодательства.
[ДД.ММ.ГГГГ] территориальным отделом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. При рассмотрении протокола проведения измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ], выполненного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес], городском округе [Адрес]», выявлено, что температура горячей воды, измеренная в точке поставки ООО «А» на вводе в жилой [Адрес]А по [Адрес] на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей горячего водоснабжения между ООО «Н» и ООО «А», составила 46,4°C. Согласно ГОСТ Р 54500.3-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3.Руководство по выражению неопределенности измерения» расширенная неопределенность измерения составила ± 0,57°C. Согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Руководство по оценке соответствия установленным требованиям» измеренное значение 46,4°C с учетом расширенной неопределенности измерения ± 0,57°C находится в диапазоне значений от 45,83 до 46,97°C при нормативе не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменения в СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»). ООО «А» не обеспечила температуру горячей воды на вводе в жилой дом в соответствии с гигиеническими нормативами, что не позволило обеспечить нормативные параметры температуры горячей воды у потребителей в [Адрес] (согласно протоколам измерений температуры воды централизованного горячего водоснабжения [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ, [Номер] ТГВ от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в [Адрес]» температура горячей воды в квартирах потребителей составила от 31,2°C до 37,9°C) [ ... ]
За выявленные нарушения постановлением начальника территориального отдела [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 27500 рублей [ ... ] [ДД.ММ.ГГГГ] начальником территориального отдела, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, ООО «А» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [Номер].
В силу п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09) (вместе с «СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 ) санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
ООО «Н» в материалы дела представлены акты обследования технического состояния трубопроводов внутридомовой системы ГВС [Адрес], из которых следует, что внутридомовой трубопровод горячего водоснабжения и его элементы находятся в технически исправном состоянии [ ... ]
Основания не доверять данным актам у суда отсутствуют, так как обследование системы горячего водоснабжения произведены комиссионно.
Правоотношения между ООО «А» и ООО «Н» по предоставлению собственникам и пользователям помещений в [Адрес] коммунальной услуги горячего водоснабжения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г №354 и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.
Согласно п. 21 Правил [Номер] ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.20 Правил [Номер] При установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами [Номер]
Согласно пп. «в» п.3, п.4 и п.5 Приложения [Номер] Правил [Номер] горячее водоснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течении года, а температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-09.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм с учётом положения ч.2 ст.19 ФЗ [Номер] "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что все лица, осуществляющие горячее водоснабжение населения, должны предпринять соответствующие меры, в результате которых у конечного получателя (потребителя) в месте водоразбора, а не точке эксплуатационной ответственности, горячая вода будет соответствовать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При таких обстоятельствах, на ООО «А» лежит обязанность по обеспечению соответствия горячей воды в [Адрес] требованиям санитарных норм и правил.
В силу п.5 ст.15 Закона о теплоснабжении, п.7 ст.13 Закона о водоснабжении, пункт 2 Основных положений, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 точкой поставки горячей воды в дом является граница балансовой (эксплуатационной) ответственности между ООО «А» и ООО «Н».
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями (п.8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как следует из абзаца 10 ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическими требованиями являются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, устанавливающими требования к качеству и безопасности горячей воды, являются СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Для осуществления контроля соответствия горячей воды требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 органы Роспотребнадзора руководствуются МУК 4.3.2900-11.
Как следует из п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно п.2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячею водоснабжения.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, пунктов 1.3, 1.4, 7.2 МУК 4.3.2900-11, а так же учитывая, что СанПиН 2.1.4.2496-09 содержит требование к качеству воды у конечного потребителя в точке водоразбора, а не в точке поставки ресурсоснабжающей организации, для того что бы достоверно установить, что температура горячей воды, подаваемой в дом, позволяет обеспечить всех потребителей коммунальной услугой соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 и во всём многоквартирном доме осуществляется горячее водоснабжение надлежащего качества, производятся замеры не только в наиболее приближенной точке эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, но и в самой удалённой от неё точке водоразбора.
В ч. 5 ст. 157 ЖК РФ определен порядок, согласно которому отсутствие технической возможности поставок горячей воды, соответствующей требованиям законодательства, подтверждается решением органа государственного жилищного надзора.
Такое решение органа государственного жилищного надзора освобождает лицо, у которого отсутствует техническая возможность поставок горячей воды надлежащего качества, не только от штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, но и, исходя из системного толкования ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, от административной ответственности.
ООО «А» в подтверждение своей позиции такое решение органа государственной жилищной инспекции в материалы дела не представило, следовательно в материалах дела отсутствуют предусмотренные законом доказательства технической невозможности поставки горячей воды надлежащего качества.
Кроме того, факт привлечения ООО «А» к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в силу положений ч.3.ст.4.1 КоАП РФ свидетельствует о том, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, требования истца по обязанию ООО «А» обеспечить подачу горячей воды в [Адрес] надлежащего качества подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым обязать ООО «А» обеспечить подачу горячей воды в [Адрес] надлежащего качества до границ общего имущества и границ внешних сетей инженерно – технического обеспечения данного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении требования потребителя об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением (например, безвозмездное устранение недостатков, замену товара), суду в каждом случае следует указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.
В случае наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в установленный срок, ответчик вправе в соответствии с положениями статьи 434 ГПК РФ поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] к ООО «А» о понуждении к исполнению требований санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать ООО «А» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение надлежащего качества с температурой не ниже 60 градусов С и не выше 75 градусов С в многоквартирный жилой дом по адресу: [Адрес] до границ общего имущества и границ внешних сетей инженерно – технического обеспечения данного дома.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.С.Бакалдина