Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шайдуллиной А.Х., при секретаре Акимовой Т.А., с участием старшего помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Кузнецовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ... сельского поселения ... Республики о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокурор Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации ... сельского поселения ... Республики:
о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к определению места положения границ поворотных точек кладбищ и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с находящимися на них общественными кладбищами по адресам: <адрес> площадью ... га (кладбище <адрес>), <адрес>, находящееся в <адрес>, площадью ... га (кладбище <адрес>),
обязании административного ответчика в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу определить местоположение вышеуказанных границ и поворотных точек кладбищ и провести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с находящимися на нем кладбищами.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки соблюдения сельским поселением требований Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выявлены нарушения земельного законодательства. В частности на территории сельского поселения расположены и действуют 2 кладбища, которые являются открытыми, общественными: с кадастровым номером №, с кадастровым номером №. Вместе с тем, администрацией сельского поселения длительное время соответствующие меры по оформлению вышеназванных земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность, настоящего времени не принято. Не проведено межевание занятых под кладбища земельных участков. По мнению административного истца, бездействием администрации ... сельского поселения ... района нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью жителям поселения.
Представитель административного истца старший помощник прокурора района Кузнецова А.А. в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь привела их суду, просила удовлетворить с установлением срока для устранения недостатков в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик администрация ... сельского поселения ... Республики, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя не направил. В заявлении глава администрации сельского поселения Ч просил рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо Администрация Батыревского района Чувашской Республики, о дне и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя не направило.
Заинтересованное лицо Батыревский отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике, о дне и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя не направило.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Частью 1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора Батыревского района Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Органами местного самоуправления согласно ст.25 Закона №8-ФЗ осуществляется организация похоронного дела.
На основании ст.4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст.18 Закона №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализирован-ной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п.4 и 5 ст.16 Закона №8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.п.3 и 4 ст.17 Закона №8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №84 от 28.06.2011, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закона №218-ФЗ) является межевой план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.1 и ч.8 ст.22 вышеуказанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п.4 и п.4.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе. Кадастровые работы выполняются, в том числе, в отношении земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В ходе судебного разбирательства установлено, что дата прокуратурой ... Республики проведена проверка соблюдения администрацией ... сельского поселения земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что на территории сельского поседения расположены и действуют 2 общественных кладбища, расположенные по адресам:
<адрес> ... га (кладбище <адрес>),
<адрес>, площадью ... га (кладбище <адрес>
Указанные кладбища фактически находятся в ведении сельского поселения, земельные участки по ним прошли кадастровый учет, но без определения места положения границ поворотных участков.
Данное обстоятельство подтверждается справкой о проведении проверки исполнения администрацией ... сельского поселения Батыревского ... Республики требований земельного законодательства, составленной старшим помощником прокурора района К дата.
Из письма Администрации ... сельского поселения ... района Чувашской Республики от дата следует, что расположенные на территории ... сельского поселения кладбища ранее были учтены в ГКН без определения границ, в настоящее время проводится процедура межевания данных земельных участков для содержания и обслуживания кладбищ и определения границ в ГКН с присвоением новых кадастровых номеров и местоположением, межевые работы в настоящее время не закончены.
Таким образом, администрацией .... сельского поселения соответствующие меры по оформлению вышеназванных земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность, до настоящего времени не принято. Отсутствие определенных границ земельных участков, может повлечь захоронение умерших не на территории кладбищ, нарушая при этом санитарные правила и права неограниченного круга лиц на благоприятную среду, а также препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Батыревского района Чувашской Республики являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым с учетом требований разумности установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации .... сельского поселения .... Республики о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ... сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер к определению места положения границ поворотных точек кладбищ и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с находящимися на них общественными кладбищами по адресам:
<адрес>
<адрес>
Обязать администрацию .... сельского поселения ... Республики в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу определить место положение границ и поворотных точек кладбищ и провести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с находящимися на них общественными кладбищами по адресам:
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Батыревский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.Х. Шайдуллина
Мотивированное решение составлено дата