Дело № 2а-4487/2021
39RS0002-01-2021-004667-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 26 октября 2021 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи: Кисель М.П.,
при секретаре: Оксенчук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хомутовской Ольги Евгеньевны к ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области, СПИ ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиеву Т.В., УФССП России по Калининградской области, заинтересованные лица ООО «АБМ Эксперт», Хомутовская Валентина Николаевна, Хомутовский Сергей Феликсович о признании незаконным постановления, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась с названными требованиями, в обоснование которых указала, что на исполнении в ОСЦ Центрального района г. Калининграда Управления ФССП по Калининградской области находится исполнительное производство №, возбужденное 31.08.2020 на основании исполнительного листа №, выданного Ленинградским районным судом города Калининграда
14.04.2021 СПИ ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиевым Т.В. неправомерно постановлено принять результаты оценки по исполнительному производству № в размере 2612000 руб., а также взыскать расходы на совершение исполнительных действий по указанному исполнительному производству с Калькуляцией расходов по совершению исполнительных действий в сумме 3150,84 руб.
При этом, в нарушение требований действующего законодательства в адрес Хомутовской О.Е. не поступали: акт о наложении ареста (описи имущества) от 21.01.2021 г.; постановление об участии (привлечении) специалиста в исполнительном производстве для определения рыночной стоимости арестованного имущества; отчет оценщика от 14.04.2021 № об оценке арестованного имущества.
Оспариваемые постановления от 14.04.2021 являются незаконными, поскольку стоимость оцениваемого имущества квартиры, жилой площадью 33,2 кв.м., КН 39:15:150801:1839, расположенной по адресу: Российская Федерация гор. Калининград, ул. Тихорецкая, 22-235 (по тексту объект оценки) установлена не верно, не соответствует рыночной стоимости.
В судебном заседании Хомутовская О.Е. и ее представитель Фильковский С.Е. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям. Акцентировали внимание суда, что проведенная судом экспертиза определила обоснованность доводов административного истца. Заявление об отказе от исковых требований не поддержали.
Иные участники разбирательства, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения спора в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
В материалы дела представлены возражения ООО «АБМ Эксперт» на исковое заявления, из содержания которых следует, что на основании государственного контракта № 4 от 16.03.2021, заключенного между УФССП России по Калининградской области и ООО «АБМ Эксперт», а также постановления ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области от 24.02.2021 об участии специалиста в исполнительном производстве №, оценщиком ООО «АБМ Эксперт» определена рыночная стоимость объекта оценки, по состоянию на дату оценки в размере 2612000 руб., о чем составлен отчет об оценке № от 30.03.2021. Названный отчет в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, указанные обстоятельства не опровергнуты. Доводы Хомутовской О.Е. сводятся к несогласию с определенной стоимостью оцененного объекта, что само по себе не является основанием для признания постановления СПИ незаконным.
ООО «АБМ Эксперт» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии.
Выслушав явившихся лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что решением Ленинградского районного суда гор. Калининграда с Хомутовской Ольги Евгеньевны в пользу Хомутовской Валентины Николаевны взыскано неосновательное обогащение в размере 1491620,87 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 277247,37 руб., расходы по уплате государственной пошлины – 17044 руб.
Во исполнение указанного решения 17.07.2020 выдан исполнительный лист № ФС 036972840, на основании которого 31.08.2020 в ОСП Центрального района гор. Калининграда возбуждено исполнительное производство №
24.09.2020 Хомутовская О.Е. уведомлена о факте возбуждения исполнительного производства
26.10.2020 постановлен запрет на совершение регистрационных действий с объектами недвижимости, принадлежащими административному истцу: земельным участком, площадью 715 кв.м. кадастровый номер №. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: < адрес >»; помещение, площадью 33,2 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу6 Российская Федерация, Калининградская область, ГО «город Калининград», ул. Тихорецкая, 22-235; здание площадью 171,9 кв.м., КН 39:15:120904:523, расположенное по адресу: Калининградская область, ГО «город Калининград» тер. СНТ «Портовик, ул. Ручейная, 21.
11.11.2020 в отсутствие взыскателя и должника актировано наложение ареста (описи имущества) на объект недвижимости - помещение, площадью 33,2 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу: < адрес >. Фотофиксация описи имущества не осуществлялась.
24.02.2021 СПИ Агавердиевым Т.В. постановлено привлечь для участия в исполнительном производстве №, а именно оценки объекта № специалиста ООО «Аксерли», располагающегося 625003, Россия Тюменская область, гор. Тюмень, ул. Республики, 14/1 оф. 3.
18.03.2021 Постановлено внести изменение в наименовании оценщика ООО «Аксерли» заменено на ООО «АБМ Эксперт».
14.04.2021 СПИ Агавердиевым Т.В. приняты результаты оценки в соответствии с отчетом № 17/21-ОН-Кл от 30.03.2021, о чем вынесено соответствующее постановление.
25.05.2021 постановлением СПИ Агавердиева Т.В. помещение с № передано в территориальное управление Росимущества по Калининградской области для реализации на открытых торгах в форме аукциона за стоимость оценки в размере 2612000 руб.
Как следует из материалов отчета № от 30.03.2021 выезд оценщика на место, фотосъемка и осмотр объекта оценки и его окрестностей не осуществлялись. Основанием для проведения оценки определены государственный контракт № 4 от 16.03.2021, заключенный между УФССП России по Калининградской области и ООО «АБМ Эксперт» и постановление ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области от 24.02.2021 об участии специалиста в исполнительном производстве №-ИП. Оценщику ООО «АБМ Эксперт» представлены только выписка из ЕГРП КУВИ-002/2021-573450 от 16.01.2021, акт наложения ареста от 21.01.2021 и постановление от 24.02.2021 об участии специалиста в исполнительном производстве № №, иные документы отсутствуют.
Актом выполненных работ к отчету № от 30.03.2021 документировано, что сумма денежных средств, затраченных на работу оценщика составила 3150,84 руб.
Постановлением от 14.04.2021 СПИ Агавериевым Т.В. в связи с проведением оценки № от 30.03.2021 постановлено взыскать с Хомтовской О.Е. расходы по совершению исполнительских действий в сумме 3150,84 руб.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ №229-ФЗ) определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Указанные положения корреспондируют с содержанием положений ст. 4 вышеназванного закона и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», которые определяют, что сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оценка имущества является исполнительным действием, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом в силу ч. 1 ст. 85 названного Федерального закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика; стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение, стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах, объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки, цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было, платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 5 приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" при сборе информации об оцениваемом объекте не движимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра.
Вопреки указанным требованиям, отчет об оценке выполненный ООО «АБМ Эксперт» не содержит указание на акт осмотра оцениваемого объекта, фотоснимки данного объекта, фиксации его особенностей и индивидуальных характеристик, причин, по которым объект оценки не осмотрен. Состояние отделки и физического улучшения оцениваемого объекта, указанное как среднее и хорошее не мотивированно. Объективно следует, что визуально указанные критерии не оценивались. Названным обстоятельствам СПИ Агавердиевым Т.В. оценка не дана. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299 отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Положения пункта 5 Требований к отчету об оценке (ФСО N 3) предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Поскольку указанные требования в полном объеме не соблюдены, приведенные обстоятельства ставят под сомнение достоверность определенной оценщиком ООО «АБМ Эксперт» рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и возможность использования результатов оценки для исполнительного производства №
При рассмотрении в суде настоящего административного дела назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту < ИЗЪЯТО > ФИО12
Согласно заключению эксперта ФИО11 от 07.09.2021 № рыночная стоимость имущества – помещения квартиры, площадью 33,2 кв.м., кадастровый номер №, расположенной по адресу: Российская Федерация, Калининградская область, ГО «город Калининград», ул. Тихорецкая, 22-235 определена в размере 3250000 руб.
Экспертиза от 07.09.2021 N 183/С в полном объеме соответствует вышеприведённым требованиям действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о недостоверности сведений, изложенных в отчете оценщика № 17/21-ОН-Кл от 30.03.2021 ООО «АБМ Эксперт», явившемся основанием для судебного пристава-исполнителя для принятия результатов оценки, а учитывая значительную разницу в стоимости оцениваемого имущества, суд находит, что постановлением СПИ ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиева Т.В. от 14.04.2021 по исполнительному производству № 103651/20/39002-ИП о принятии результатов оценки на сумму 2612000 руб. не соответствует критерию рыночной стоимости объекта оценки - помещения квартиры, №
Учитывая названное обоснование, принимая во внимание факт признания незаконным постановления от 14.04.2021 о принятии результатов оценки на сумму 2612000 руб. постановлением от 14.04.2021 о взыскании с Хомутовской О.Е. расходов на совершение исполнительных действий в размере 3150,84 руб. также подлежит отмене.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
С соблюдением указанных положений закона и с целью устранения нарушения прав административного истца судом на судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиева Т.В. возлагается обязанность принять результаты оценки объекта недвижимости – помещения квартиры 33,2 кв.м., расположенной по адресу: < адрес > кадастровый номер № принадлежащего Хомутовской Ольге Евгеньевне в соответствии с заключением эксперта < ИЗЪЯТО > № от 07.09.2021, вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.
Согласно определения Центрального районного суда гор. Калининграда от 23.07.2021 обязанность по оплате стоимости производства экспертизы возложена на УСД в Калининградской области, за счет денежных средств внесенных Хомутовской О.Е. с последующим распределением судебных расходов в соответствии с требованиями КАС РФ.
Как следует из акта приема выполненных работ (об оказании услуг) управление судебного департамента в Калининградской области произвело оплату < ИЗЪЯТО > стоимости проведения экспертизы № от 07.09.2021 в размере 25000 руб., где 3000 руб. денежные средства внесенные административным истцом Хомутовской О.Е. и 22000 руб. бюджетные денежные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
Из разъяснений содержащийся в пункте 12 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что при удовлетворении требования административного истца к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, судебные расходы подлежат возмещению за счет территориального органа ФССП России в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.
При названном обосновании, в установленном порядке с УФССП России по Калининградской области в пользу Хомутовской Ольги Евгеньевны подлежат взысканию судебные расходы в размере 3000 руб., а в пользу Управления судебного департамента в Калининградской области судебные расходы в размере 22 000 руб.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хомутовской Ольги Евгеньевны – удовлетворить.
Признать незаконным постановление СПИ ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиева Т.В. от 14.04.2021 № о принятии результатов оценки по исполнительному производству № от 31.08.2020.
Установить оценка имущества должника – объекта недвижимости – помещения квартиры 33,2 кв.м., расположенной по адресу: < адрес >; кадастровый номер № в размере 3250000 (три миллиона двести пятьдесят тысяч) руб.
На судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиева Т.В. возложить обязанность принять результаты оценки объекта недвижимости – помещения квартиры 33,2 кв.м., расположенной по адресу: < адрес >; кадастровый номер № принадлежащего Хомутовской Ольге Евгеньевне в соответствии с заключением эксперта < ИЗЪЯТО > № от 07.09.2021, вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.
Признать незаконным постановление СПИ ОСП Центрального района гор. Калининграда УФССП России по Калининградской области Агавердиева Т.В. от 14.04.2021 № о взыскании расходов на совершение исполнительных действий по исполнительному производству № от 31.08.2020
Взыскать с УФССП России по Калининградской области в пользу Хомутовской Ольги Евгеньевны судебные расходы в размере 3000 руб.
Взыскать с УФССП России по Калининградской области в пользу Управления судебного департамента в Калининградской области судебные расходы в размере 22 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2021 г.
Судья: