Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2506/2021 ~ М-2060/2021 от 11.06.2021

    2-2506/2021

24RS0002-01-2021-003903-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года                                             г. Ачинск, ул. Назарова, 28Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Порядиной А.А.,

при секретаре Лосукове Н.В.,

с участием представителя истца Барышникова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ачинского района к Межрайонному отделу судебных приставов по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация Ачинского района обратилась в суд с иском к МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора от 11.03.2021г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Ачинского района было возбуждено исполнительное производство №56208/21/24016-ИП от 26.03.2021г. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 12.04.2021г. в связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке с администрации Ачинского района взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб. Между тем, 04.03.2017г. администрацией Ачинского района заключен договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с МУП «РКХ», по акут приема-передачи КО-505А (машина вакуумная) передана в хозяйственное ведение МУП «РКК». При этом, бюджет Ачинского района на 2021г. и плановый период 2022-2023 г.г. является высокодотационным и в нем предусмотрены только расходы на защищенные статьи социального направления. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», представитель администрации Ачинского района в связи с затруднительным имущественным положением просил освободить орган местного самоуправления от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам от 12.04.2021 г. (л.д.2-3).

     Определениями Ачинского городского суда от 06.07.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Главное управление ФССП по Красноярскому краю, в качестве третьих лиц - судебный пристав-исполнитель МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Салтыкова О.Н., МУП «Районный коммунальный комплекс» (л.д. 44,45).

    В судебном заседании представитель истца администрации Ачинского района Барышников К.В., действующий на основании доверенности от 23.06.2021г., сроком действия по 31.12.2021г. (л.д.32), исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, ГУФССП по Красноярскому краю Батова С.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2021г., сроком действия до 31.12.2021г. (л.д.52), уведомленная о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе в путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явилась, представителя заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчиков МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, ГУФССП по Красноярскому краю, поддержал письменные отзыв судебного пристава-исполнителя Салтыковой О.Н. на исковое заявление (л.д.51).

Третье лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Салтыкова О.Н., уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.46), согласно полученной телефонограмме, находится на больничном листе (л.д.50). В ранее поданном отзыве просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что 26.03.2021г. ею было возбуждено исполнительное производство №56208/21/24016-ИП на основании постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора от 11.03.2021г., администрации Ачинского района был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней с момента вручения копи постановления о возбуждении исполнительного производства. Должнику было разъяснено, что в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику 30.03.2021 года. Таким образом, ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в добровольном порядке постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено ею обоснованно, тогда как истцом доказательств принятия им мер к уплате штрафа либо наличия обстоятельств, препятствовавших таковому, не представлено. Кроме того, полагает, что истцом не доказано наличие у него оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, просила в иске отказать (л.д.33-36).

Представитель третьего лица МУП «Районный коммунальный комплекс», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.48,49), в суд не явился, возражений относительно заявленных исковых требований, ходатайств не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации Ачинского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, постановлением Центрального МУГАДН Ространснадзора №10673342203492657248СП от 12.08.2020, вступившим в законную силу 29.08.2020, администрация Ачинского района как собственник транспортного средства марки «КО505А Специальная прочие», государственный регистрационный знак , признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа размером 10 000 руб. (л.д. 26). Данное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу 29.08.2020. Срок для добровольного исполнения требований – 09.11.2020.

11 марта 2021 года постановление Центрального МУГАДН Ространснадзора №10673342203400488533СП от 29.08.2020 года, выдано для принудительного исполнения в отношении должника администрации Ачинского района.

26.03.2021г. судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Салтыковой О.Н. в отношении администрации Ачинского района было возбуждено исполнительное производство №56208/21/24016-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления (л.д. 27-28).

Копия данного постановления направлена должнику администрации Ачинского района и получена 30.03.2021 г. (л.д. 27,38).

Штраф в размере 10 000 руб. по постановлению от 11.03.2021 года истцом в установленный пятидневный срок не оплачен, равно как и до настоящего времени.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Салтыковой О.Н. от 12.04.2021 г., с администрации Ачинского района взыскан исполнительский сбор в сумме 10 000 руб. (л.д. 40-41), об освобождении от уплаты которого заявлено истцом.

В обоснование своих доводов истцом представлены постановление администрации Ачинского района от 03.03.2017г. № 90-П о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «РКК» с перечнем передаваемого транспортного средства марки КО505А (машина вакуумная), договор №02/17-ХВ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 04.03.2017г., заключенный между администрацией Ачинского района и МУП «РКК» с приложением акта приема-передачи транспортного средства марки КО505А (машина вакуумная), акт приема-передачи указанного транспортного средства (л.д. 7-25).

На основании заявления администрации Ачинского района, судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам 16.06.2021 г. исполнительное производство № 56208/21/24016-ИП приостановлено (л.д. 43).

Оценивая доводы истца о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд находит их несостоятельными.

Так, в силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В данном случае администрацией Ачинского района какие-либо меры к уплате штрафа после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в течение срока для добровольного исполнения не принимались. Будучи должником по исполнительному производству, истец только после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа начал предпринимать действия, уведомлять предприятие МУП «РКК», которому на праве хозяйственного ведения передано транспортное средство о необходимости уплатить штраф. Кроме того, администрацией Ачинского района не принимались меры по обжалованию постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора №10673342203492657248СП от 12.08.2020 года.

Иные доказательства того, что с момента возбуждения исполнительного производства 23.03.2021 г. до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 12.04.2021г. администрацией Ачинского района принимались меры для исполнения требований исполнительного документа, либо имелись уважительные причины, объективно препятствующие этому, в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд принимает во внимание, что с момента вступления постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора №10673342203492657248СП от 12.08.2020 года в законную силу, администрации Ачинского района был предоставлен срок для уплаты штрафа до 09.11.2020, однако истцом действий по получению средств на уплату штрафа в бюджете района на 2021 г. либо для корректировки текущего бюджета не совершено, МУП «РКК» не уведомлялось о необходимости оплаты штрафа, доказательств этому истцом не представлено.

Таким образом, указание на передачу транспортного средства марки КО505А (машина вакуумная) МУП «РКК» по договору №02/17-ХВ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 04.03.2017г. не может быть признано уважительной причиной неисполнения требований исполнительного документа, вступившего в законную силу.

Вместе с тем, в силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, с учетом вышеизложенным норм права, взыскание исполнительского сбора является ответственностью за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Следовательно, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2017 № 1-П, определении от 02.04.2015 № 654-О.

В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установлю в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление иных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13- П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13- П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку требования исполнительного документа в установленный срок исполнены не были.

При этом суд также принимает во внимание, что должником до настоящего времени не приняты меры, направленные на исполнение постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора №10673342203492657248СП от 12.08.2020 года, в том числе путем направления МУП «РКК» требования об оплате штрафа, обращений с целью корректировки бюджета района, доказательств этому истцом не представлено, вследствие чего оснований для снижения исполнительского сбора суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации Ачинского района к Межрайонному отделу судебных приставов по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                    А.А. Порядина

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.

2-2506/2021 ~ М-2060/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Ачинского района
Ответчики
МОСП по г. Ачинску
Другие
МУП «Районный коммунальный комплекс»
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Порядина Алена Анатольевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Подготовка дела (собеседование)
06.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2022Дело оформлено
16.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее