Решение по делу № 33-3459/2021 от 17.05.2021

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-3459/2021

Номер дела 2-п49/2021

36RS0034-03-2020-000628-36

Строка № 045 г


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Квасовой О.А.,

судей Готовцевой О.В., Храпина Ю.В.,

при секретаре Кузьминой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Андреевой Ларисы Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, пени за задержку выплаты денежного содержания и компенсаций, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области

на решение Россошанского районного суда Воронежской области от
28 января 2021 г.

(судья Морозов В.А.)

установила:

Андреева Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области, ссылаясь на нарушение ответчиком ее трудовых прав. В обоснование своих требований она указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области в различных должностях, с
ДД.ММ.ГГГГ – в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. Приказом УФНС России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС № 4 по Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Воронежской области, которая в соответствии с указанным приказом является правопреемником реорганизованной межрайонной инспекции в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности. Приказом Межрайонной инспекции ФНС № 4 по Воронежской области от
ДД.ММ.ГГГГ Андреева Л.А. была уволена с государственной гражданской службы по пп. 8.2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от
27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Ссылаясь на то обстоятельство, что при увольнении расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, денежного содержания на период нахождения в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках был произведен ответчиком неверно, без учета средств материального стимулирования и единовременного поощрения, производимых сотруднику за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств, Андреева Л.А. просила:

взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 14 по Воронежской области в ее пользу:

- 29 159, 73 руб., составляющих задолженность по денежному содержанию на период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске за 2020 г.;

- 11 025, 27 руб., составляющих задолженность по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 г.;

- 96 079, 68 руб., составляющих задолженность ответчика по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере четырехмесячного денежного содержания;

- денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве
29,5 календарных дней в размере 25 393, 32 руб.;

- денежную компенсацию (пени) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи искового заявления в суд в размере 2 308 руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму денежной компенсации (пени) за задержку выплаты указанных выше сумм с даты подачи иска по день фактического расчета в размере, не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации;

- компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. (л.д. 3-11).

Решением Россошанского районного суда Воронежской области от
28 января 2021 г. требования Андреевой Л.А. удовлетворены: взысканы с ответчика в ее пользу вышеназванные суммы задолженностей, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, компенсация за задержку названных выплат, а также компенсация морального вреда в сумме
5 000 руб.; взысканы с Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Воронежской области в пользу Андреевой Л.А. сумма денежной компенсации (пени) за задержку выплат денежного содержания за период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске со следующего дня после подачи иска в суд по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, а также сумма денежной компенсации (пени) за задержку выплат компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 29,5 календарных дней с даты подачи искового заявления по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (л.д. 123, 124-136).

Представитель Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на то, что Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
6 сентября 2007 г. № 562, содержат закрытый перечень выплат, входящих в состав денежного содержания, который не подлежит расширительному толкованию и не включает в себя суммы материального стимулирования, указывает на неверное толкование судом и Андреевой Л.А. положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 140-155).

Андреева Л.А. в возражениях на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность изложенных представителем ответчика доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 175-178).

В судебное заседание явился представитель ответчика МИФНС № 14 по Воронежской области - Образцов А.М.

Истец Андреева Л.А. в судебное заседание не явилась, судом была надлежащим образом извещена, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, направила в адрес судебной коллегии заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в ее отсутствие.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

С учетом вышеизложенного на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующего представителя ответчика, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель МИФНС № 14 по Воронежской области - Образцов А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, постановить новое, которым в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Андреева Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции ФНС № 4 по Воронежской области, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности главного государственного налогового инспектора выездных проверок (л.д. 22, 35-43).

Приказом УФНС России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ
в целях реализации приказа ФНС России от
27 июля 2020 г. № ЕД-7-4/469 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» были проведены организационно-штатные мероприятия, связанные с изменением структуры и сокращением должностей согласно приложению к названному приказу, в частности, Межрайонная инспекция ФНС № 4 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Воронежской области. Данным приказом также установлено, что Межрайонная инспекция ФНС № 14 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС № 4 по Воронежской области (л.д. 49-56).

Указанный приказ УФНС России по Воронежской области от
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 57).

В связи с вышеизложенными обстоятельствами приказом Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ
Андреева Л.А. была уволена с занимаемой должности по пп. 8.2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственной органе (л.д. 44-45).

В связи с увольнением по данному основанию Андреева Л.А. была выплачена компенсация, предусмотренная п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 104 270, 28 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск в указанном в иске размере (л.д. 70).

Сторонами по делу не отрицалось, что в ходе определения размера вышеназванных сумм и их выплате Межрайонной инспекцией ФНС № 14 по Воронежской области не принимались во внимание средства материального стимулирования и единовременного поощрения, выплачиваемые сотруднику за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку, как утверждал представитель ответчика, данные суммы не входят в денежное содержание гражданского служащего.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные истцом требования, руководствуясь ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. 2,6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, принимая во внимание Указы Президента Российской Федерации от
25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», оценив представленные сторонами документы, пояснения, пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным п. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно, подлежит учету при расчете среднего заработка сотрудника для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Судебная коллегия, вопреки позиции стороны ответчика, соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.Пунктом 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно п. 2 указанной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В силу п. 6 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Кроме того п. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

П. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее по тексту Правила), также предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п.п. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет вышеназванных средств (дополнительных выплат), а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (п. 6
ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Так согласно указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, а также ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.п. 8, 9).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поручено Правительству Российской Федерации обеспечить достижение определенных показателей, в том числе, до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях исполнения данного Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 Правительством Российской Федерации принимались постановления, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, в связи с чем, что не отрицалось стороной ответчика, в том числе, в течение 12 месяцев перед увольнением Андреевой Л.А., как государственному гражданскому служащему, выплачивались суммы материального стимулирования.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных вышеназванными п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих, предусмотренное постановлениями Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование подлежит учету в составе денежного содержания сотрудника государственной гражданской службы для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением.

Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н (далее по тексту Порядок, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от
17 октября 2007 г. № 90н), повлечь отмену постановленного решения не может, поскольку дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое на основании постановлений Правительства Российской Федерации в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, имеет иную, отличную от указанного ранее материального стимулирования правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в то время как материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных непосредственно Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 г.

Таким образом, положения данного Порядка, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, в частности, его п. 2, согласно которому материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, к спорным правоотношениям применению не подлежит.

Расчет взысканных денежных сумм ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не оспаривался.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что доводы настоящей апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, были обоснованно отклонены, по своей сути направлены на иное толкование вышеприведенных положений действующего законодательства и, соответственно, не являются основанием к отмене постановленного решения.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя МИФНС № 14 по Воронежской области не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Россошанского районного суда Воронежской области от
28 января 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-3459/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андреева Лариса Анатольенв
Ответчики
МИФНС №14
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Квасова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
17.05.2021Передача дела судье
10.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Передано в экспедицию
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее