Судья: Язова М.А.
Докладчик: Савинцева Н.А. Дело № 33-7671/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» июля 2019 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Дударёк Н.Г.,
и судей: Савинцевой Н.А., Пискунова Ю.А.,
при секретаре Поленок Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Савинцевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Денисовой Антонины Александровны на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 апреля 2019 года по делу по иску Мирошник Людмилы Викторовны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости,
установила:
Истец Мирошник Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Свои требования мотивирует тем, что она, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, 23.11.2018 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В подтверждение своего необходимого стажа приложила трудовую книжку, другие необходимые документы, где усматривается, она проработала на педагогических должностях в образовательных учреждениях 25 лет.
Решением Управления пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе № от 22.02.2019 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как педагогическому работнику, так как отсутствует требуемый педагогический стаж, в наличии – 23 года 04 месяца 15 дней, при требуемом 25 лет.
При принятии решения ответчиком из подсчета ее педагогического стажа были исключены следующие периоды ее работы:
1. с 03.06.1991 года по 15.07.1991 года (01 месяц 13 дней) – в должности воспитателя детского комбината № 98 Кемеровской ГРЭС, так как Списками от 06.09.1991 года № 463 и от 29.10.2002 года № 781 «детские комбинаты» не предусмотрены;
2. с 10.08.1992 года по 31.12.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности воспитателя, преподавателя ТРИЗ в детском комбинате № 18 Кемеровского почтамта, так как Списками от 06.09.1991 года №463, от 29.10.2002 года №781 «детский комбинат» не предусмотрен; и иные периоды ее работы.
Считает указанное решение ответчика незаконным, так как на дату обращения 23.11.2018 года с учетом спорных периодов ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет. Отказ в назначении ей досрочной страховой пенсии противоречит положениям действующего законодательства, и повлек существенные нарушения ее конституционных прав, поскольку название «детский комбинат», «ясли-сад (комбинат)» соответствует названию «детский сад».
В связи с чем, просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе № от 22.02.2019 года об отказе Мирошник Людмиле Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности эти периоды ее работы: с 03.06.1991 года по 15.07.1991 года (01 месяц 13 дней) – в должности воспитателя детского комбината № 98 Кемеровской ГРЭС; с 10.08.1992 года по 31.12.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности воспитателя, преподавателя ТРИЗ в детском комбинате № 18 Кемеровского почтамта;
обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе назначить Мирошник Людмиле Викторовне досрочную страховую пенсию по старости с учетом этих периодов ее работы с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 23.11.2018 года;
взыскать с Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе в ее пользу расходы на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 25.04.2019 года производство по делу в части требований Мирошник Л.В. об обязании ответчика включить в ее специальный педагогический стаж периода работы с 03.06.1991 года по 15.07.1991 года (01 месяц 13 дней) – в должности воспитателя детского комбината № 98 Кемеровской ГРЭС – прекращено, в связи с принятием отказа истца от иска в данной части.
В судебном заседании истец Мирошник Л.В. на остальных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Чаплыгина Н.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2019 года, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 апреля 2019 года постановлено:
«Исковые требования Мирошник Людмилы Викторовны частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) № от 22.02.2019 года об отказе Мирошник Людмиле Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части отказа включить в ее педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности воспитателя, преподавателя ТРИЗ в детском комбинате № 18 Кемеровского почтамта.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы Мирошник Людмилы Викторовны с 10.08.1992 года по 31.12.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности воспитателя, преподавателя ТРИЗ в детском комбинате № 18 Кемеровского почтамта.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить Мирошник Людмиле Викторовне досрочную страховую пенсию по старости с учетом этого периода ее работы с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 23.11.2018 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу Мирошник Людмилы Викторовны расходы на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления 2000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 2300 (две тысячи триста) рублей».
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Денисова А. А. просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Списками работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия наименование «детские комбинаты» не предусмотрено, поэтому период работы истца с 10.08.1992 по 31.12.1997г. в должности воспитателя ТРИЗ в детском комбинате №18 Кемеровского почтамта нельзя зачесть в стаж на соответствующих видах работ. Апеллянт полагает, что требования истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Истец Мирошник Л.В., представитель ответчика УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательства уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Кемеровского областного суда.
Принимая во внимание положения ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 (часть 2) Конституции РФ Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 (часть 1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный суд РФ в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года указал, сославшись на Постановление от 24 мая 2001г. и Определение от 05 ноября 2002г., на нарушение конституционных прав положениями статей ст. 12 и ст. 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», что граждане, приобретшие пенсионное право до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 23.11.2018 года Мирошник Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением ответчика № 1091275/18 от 22.02.2019 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из оспариваемого решения пенсионного органа, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, ее педагогический стаж составил 23 года 04 месяца 15 дней, при требуемых 25 годах. При этом, ответчиком не был учтен при исчислении стажа, в том числе, период работы Мирошник Л.В. с 10.08.1992 года по 31.12.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности воспитателя, преподавателя ТРИЗ в детском комбинате № 18 Кемеровского почтамта, так как Списками от 06.09.1991 года № 463, от 29.10.2002 года № 781 «детский комбинат» не предусмотрен
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган), предусматривающими возможность назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, применяющегося до 01.11.1999, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, действовавшего в период работы истца в детском комбинате Общесоюзного Классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 г., Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года № 677, пришел к верному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что факт работы истца в спорный период в должности воспитателя детского комбината подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке, архивной справкой Кемеровского почтамта от 17.11.2016г., архивной справкой Кемеровского МБОУ №18 «Детский сад общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» о 19.10.2018г., справками о заработной плате истца Мирошник Л.В. как воспитателя, о переименовании ясли-сада №18 в детский сад №18.
Судом достоверно установлено, что в спорный период с 10.08.1992 по 31.12.1997 истец, работая воспитателем в детском учреждении, осуществляла педагогическую деятельность, при этом указанная должность предусмотрена Списком соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели в детских дошкольных учреждениях всех типов.
Тот факт, что детские комбинаты прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в школах и других учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Более того, в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном 01.01.1976 г. и действовавшем до 01.01.2003 г., содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах, следовательно, суд первой инстанции обоснованно счел, что спорный период работы истца в детском комбинате подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что с учетом включенного судом спорного периода, стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, на момент обращения с заявлением 23.11.2018г. составлял 28 лет 08 месяцев 07 дней, суд правомерно возложил на пенсионный орган обязанность назначить Мирошник Л.В. пенсию на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с 23.11.2018г.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку выводов суда не опровергают, по своему содержанию сводятся к основаниям, по которым ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии, являлись правовой позицией ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в мотивировочной части решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 апреля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Денисовой Антонины Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи