РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Черненок Т.В.,

при секретаре Пузенцовой А.Д.,

рассмотрев открытом судебном заседании в г. Пензе 18 марта 2021 года гражданское дело №2-479/2021 по исковому заявлению общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Энергетик» о защите прав неопределенного круга потребителей

УСТАНОВИЛ:

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ТСЖ «Энергетик» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что Дата , руководствуясь ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Адрес в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетический эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД. На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг», для удовлетворения заявленного требования. Ответчик не устранил выявленные нарушения, по-прежнему не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому.

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» полагает, что ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 года, и п. 2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года.

Кроме того, истцом заявлено ко взысканию с ответчика в качестве расходов 20000 руб., обосновывая заявленную сумму проведением общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком; проведением правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; подготовкой претензионного письма с последующей отправкой в адрес ответчика посредствам электронной почты; составлением искового заявления и отправкой его в адрес ответчика и в суд; несением иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы).

На основании изложенного ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» просило суд обязать ТСЖ «Энергетик» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить следующую информацию: серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетический эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика судебные издержки в размере 20 000 руб.

В судебное заседание представитель истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» не явился, о месте и времени рассмотрения дела ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» извещалась в установленном порядке.

Представитель ответчика ТСЖ «Энергетик» Мальчукова А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленного иска, полагая его незаконным и необоснованным.

Представитель Госжилстройтехинспекции в Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался в установленном порядке.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Статьей 2 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Согласно ч. 18 ст. 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В силу п.п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» (АППО) представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п. 3.1 Устава АППО имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Судом установлено, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: Адрес , осуществляет ТСЖ «Энергетик».

Дата ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» была проведена общественная проверка по вопросу размещения в ГИС ЖКХ ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению указанным выше многоквартирным домом, информации, предусмотренной Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (л.д.13).

По результатам общественного контроля в отношении ответчика общественным инспектором Яшиным С.А. Дата составлен акт общественного контроля Номер , в тот же день утвержденный председателем АППО, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует информация, о размещении которой просит истец в рассматриваемом иске: серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетический эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД.

Дата истцом на электронную почту ответчика было направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения (л.д.8,11).

Дата экспертом Яшиным С.А. была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от Дата Номер , согласно которой на сайте ГИС ЖКХ отсутствует информация, которая, по мнению истца, должна быть размещена ответчиком: серия, тип постройки здания, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетический эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД, сделан вывод о нарушении ответчиком требований п.п. 6, 14, 24,21,25,42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту прав неопределенного круга лиц, истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц ответчиком, которым в нарушение требований указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.

При разрешении заявленных истцом требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Абзацем 1 данного закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела фактически истцом в отношении ответчика были проведены мероприятия общественного контроля в двух формах – общественной проверки, принимая во внимание привлечение общественного инспектора, по результатам которой составлен акт от Дата Номер , и общественной экспертизы, по результатам которой была подготовлена экспертиза от Дата .

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

Для осуществления общественной проверки привлекается общественный инспектор (ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественная экспертиза проводится общественным экспертом (ст. 23 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Порядок организации и проведения общественной проверки и общественной экспертизы устанавливается ее организатором (ч. 3 ст. 20, ч. 5 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В силу п. 4 Правил осуществления общественного жилищного контроля решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

В случае если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки - решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки (пп. «а» п. 5 Правил).

Положениями пп. 4,7-9 Правил предусматривается, что предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

Частью 4 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет", а с Дата - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 6 Правил).

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В п.п. 14-18 Правил определен порядок отбора кандидатур общественного эксперта.

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 9 и 10 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети "Интернет", а с Дата - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль.

Между тем истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, а именно:

1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС ЖКХ, где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки;

2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта;

3) в акте общественного контроля отсутствует указание: на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений;

4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение – на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) истцом не представлены сведения о направлении результатов общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также размещение акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

Кроме того, следует указать, что в нарушение абз. 4 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения потребителей о фактах нарушения их прав.

Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензию от Дата с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Между тем несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами.

Вместе с тем, суд учитывает и то обстоятельство, что акт от Дата , на который ссылается истец, не может являться надлежащим доказательством, поскольку в нем отсутствует указание на то, каким образом исследовался сайт и на основании каких установленных в ходе проверки обстоятельств лица, ее проводившие, пришли к выводу о размещении ответчиком требуемой информации не в полном объеме.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28.06.2012 г. N 17 в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона).

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства не относятся к предмету контроля со стороны общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), поскольку в силу норм Федерального закона от 21.07.2014 г. N209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", положений статей 12 и 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 493 от 11.06.2013 г. и постановления Правительства Пензенской обл. от 24.03.2011 N 167-пП указанная функция в Пензенской области осуществляется Управлением государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не наделен законом полномочиями по контролю за размещением поставщиками информации в государственной информационной системе ЖКХ, а, следовательно, и не вправе обращаться в суд с настоящим требованием.

Кроме того суд полагает, что указанные в иске обстоятельств о том, что на сайте ГИС ЖКХ отсутствует информация: кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

В силу п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться:

информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг;

информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;

информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;

информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг;

информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;

информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;

информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;

информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;

информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;

информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;

информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;

информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;

информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений;

условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;

договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;

информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

Согласно ч.18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

На основании п.2 ч.3 ст.7 Федерального закона №209-ФЗ перечень и состав информации, подлежащей размещению в системе ГИС ЖКХ, утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. №74/114/пр. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Разделом 10 названного Приказа установлены требования к информации, подлежащей к размещению в системе ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Исходя из бремени доказывания по указанной категории дел, на истца возложена обязанность доказывания невнесения ответчиком конкретных показателей по многоквартирному дому, а на ответчика – представление соответствующих доказательств о том, что такая информация по конкретному дому отсутствует либо ее должен вносить в программу не ответчик, а иная организация.

В ходе рассмотрения дела ответчиком предоставлены доказательства размещения в системе ГИС ЖКХ сведений: кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общая площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД.

Представитель ответчика, ссылаясь на отсутствие информации об использовании общего имущества, указывает на то, что решения об использовании общего имущества собственниками помещений МКД по адресу Адрес не принималось, общее имущество в пользование третьим лицам не передавалось.

Суд полагает, что действующее законодательство предусматривает размещение информации об использовании общего имущества только при наличии заключенных договоров о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с обязательным указанием сведений о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, документах, подтверждающих полномочия указанных лиц заключать, такие договоры, о сторонах договора, их реквизитах, дате начала и окончания действия договора, наименовании передаваемого в пользование объекта общего имущества и пр., с размещением протокола общего собрания.

В подтверждение отсутствия возможности размещения в системе ГИС ЖКХ сведений о серии, типе постройки здания, расположенного по адресу Адрес , ответчиком предоставлена техническая документация на жилой дом, в которой отсутствуют, указанные показатели, в связи с чем данная информация не может быть размещена в системе ГИС ЖКХ по объективным причинам.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств в подтверждение использования общего имущества МКД по Адрес , а так же сведений о серии, типе постройки здания, расположенного по адресу Адрес .

Являются не обоснованными и требования о понуждении ответчика к указанию в государственной информационной системе ЖКХ информации, предусмотренной пп. 14 ч.1 ст.6 Закона (о классе энергетической эффективности) в отношении МКД Номер по Адрес , поскольку указанную информацию в соответствии с п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.04.2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» размещает в ГИС ЖКХ орган местного самоуправления.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, обстоятельств нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Принимая во внимание, что в удовлетворении иска отказано, то отсутствуют и основания для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных расходов.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

2-480/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области"
Ответчики
ТСЖ "Энергетик"
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Черненок Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.01.2021Передача материалов судье
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее