Решение по делу № 33-3997/2024 от 22.07.2024

Судья Левченко Н.В.                                      УИД 39RS0004-01-2023-001030-08

                                                                                                   дело № 2-1875/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-3997/2024

07 ноября 2024 года                                                                       г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего                              Поникаровской Н.В.

судей                                                                Алексенко Л.В., Мариной С.А.

при секретаре                                         Макаревской А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Голобородько В.В. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 05 октября 2023 года по иску Голобородько В.В. к начальнику Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Краснощекову И.А., жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, Пограничному управлению ФСБ России по Калининградской области об отмене решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., возражения представителя Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по доверенностям Козлова В.С., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Голобородько В.В. обратился в суд с иском к ФГКУ ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором просил суд отменить решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для последующего предоставления такового, как для отдельной категории граждан, установленных законодательством РФ.

В обоснование иска ссылался на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по контракту в войсковой части ПУ ФСБ России по Калининградской области, в ДД.ММ.ГГГГ ему как военнослужащему было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 39,1 кв.м, состоящее из двух комнат, находящееся на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>.

Данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области».

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ -лс Голобородько В.В. был уволен с военной службы в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» по ст.51 п.З п.п. «в» по семейным обстоятельствам в запас ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ с выслугой 13 лет и 9 месяцев в календарном исчислении, 6 лет 4 месяца 14 дней в льготном исчислении и всего – 20 лет 2 месяца 11 дней.

На момент увольнения он на учете нуждающихся в получении жилья предоставляемого по договору социального найма не состоял и права на получение жилого помещения от органов ФСБ России не приобрел.

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссий ПУ ФСБ России по Калининградской области он был отнесен к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и включен совместно с членами своей семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области истец и члены его семьи были исключены из участников указанной подпрограммы и сняты с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

Считает такое решение незаконным, полагал, что оно принято в нарушение закона, без его согласия и без учета его интересов, в том числе и потому, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Истец полагал, что он подпадает под действие специальных норм ФЗ «О статусе военнослужащих» и не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем обратился в суд.

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 05 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Голобородько В.В. просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы повторяет правовую позицию, изложенную суду первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского спора. Критикует выводы суда, ссылается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального права. Полагает, что ПУ УФСБ России по Калининградской области должно было поставить его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях еще по предоставлению ему служебного жилья в военном городке, поскольку собственного жилья он не имел и нуждался в нем до самого увольнения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 24 января 2024 года решение Московского районного суда г. Калининграда от 05 октября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 24 января 2024 года отменено; дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Голобородько В.В. не явился; о дате и времени рассмотрения дела извещен по последнему известному месту жительства. В деле имеется заявление истца с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с убытием для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть <адрес>.

Проверив при новом рассмотрении дела законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия полагает его подлежащим оставлению без изменения.

Так, как установлено судом жилое помещение - <адрес> в <адрес> является объектом собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ПУ ФСБ России по Калининградской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. жилищный фонд военного городка <адрес> был включен в Перечень жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что данная квартира была предоставлена военнослужащему Голобородько В.В. и его дочери, куда они вселились, проживали и были зарегистрированы Голобородько В.В. - с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени (л.д. 87).

Согласно выписке из Приказа в/ч от ДД.ММ.ГГГГ Голобородько В.В. ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по п.п. «в» п. 3 ст. 51 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (по семейным обстоятельствам) с направлением на учет в ВК <адрес>. Основание: рапорт военнослужащего и решение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Выслуга лет Голобородько В.В. в вооруженных силах составила: календарная 13 лет 09 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 06 лет 04 месяца 14 дней (л.д. 15).

Судом также установлено, что после увольнения с военной службы Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Голобородько В.В. подал заявление в ПУ ФСБ России по Калининградской области, в котором просил включить его и его дочь в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий      граждан, установленных федеральным законодательством» как подлежащий отселению с закрытого военного городка в целях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (л.д. 21-22).

Такое заявление было удовлетворено и решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Голобородько В.В. и его дочь Голобородько В.В. включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи 2 человека, что подтверждается протоколом (л.д. 23-24).

Впоследствии решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Голобородько В.В. снят с учета участников такой подпрограммы, что видно из протокола (л.д. 16).

Основанием для такого исключения послужило то обстоятельство, что Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в ПУ ФСБ России по Калининградской области не состоит, права на получение жилого помещения для постоянного проживания за период службы не приобрел, поскольку не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления других жилых помещений предусмотренных ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 103 ЖК РФ.

Принимая по делу решение и отказывая в иске, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и руководствуясь нормами Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действующего на момент увольнения Голобородько В.В. со службы в 2006 году, положениями действующего жилищного законодательства, исходил из того, что оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии от 21.04.2022 о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении не имеется.

Суд указал, что на момент увольнения Голобородько В.В. со службы в 2006 году отношения по обеспечению военнослужащих и военнослужащих, уволенных в запас, регулировались Законом РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих».

Пунктом 1 ст. 15 данного Закона предусматривалось, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 указанной нормы предусматривал, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В силу п. 13 и п. 14 указанного ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными" законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

При увольнении с военной службы Голобородько В.В. не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма или по избранному месту жительства, что подтверждается приказом об увольнении его с военной службы со снятием со всех видов довольствия и исключения из списков части.

Более того, каких-либо доказательств того, что Голобородько В.В. при увольнении с военной службы обращался к командиру части с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также иных документов (заявления на имя главы муниципального образования, выписки из личного дела о составе семьи, выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, выписки из личного дела о дате и месте призыва), им суду не представлено.

Отменяя апелляционное определение, в котором суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами районного суда, кассационная инстанция указала на необходимость установления обстоятельств того, утратил ли Голобородько В.В. связь с Министерством обороны, принимая во внимание, что необходимым условием для разрешения спора является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению истца другим жилым помещением, а также причин утраты гражданином связи с военным ведомством.

Выполняя данные указания суда кассационной инстанции, которые являются обязательными для нижестоящего суда, судом апелляционной инстанции получены сведения о том, что ФИО6 изъявил желание и заключил с Министерством обороны контракт сроком на 1 год и ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу по контракту и убыл в войсковую часть <адрес> (<адрес>).

Из ответа Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации следует, что Голобородько В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в Министерстве обороны не состоит.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение истцом в настоящее время с Министерством обороны РФ контракта на прохождение военной службы, а равно и его потенциальное право состоять на учете нуждающихся в жидом помещении по линии Министерства обороны РФ, не может повлиять на законность решения о снятии истца с учета нуждающихся, принятое Пограничным управлением ФСБ России, и не свидетельствует об обоснованности заявленных им исковых требований как к Пограничному управлению ФСБ России, так и жилищной комиссии данного ведомства.

С учетом изложенного апелляционная инстанция не усматривает достаточных правовых оснований для отмены решения, полагая его законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Московского районного суда г. Калининграда от 05 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2024 года.

Председательствующий:

    Судьи:

33-3997/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Голобородько Владислав Владиславович
Ответчики
Жилищная комиссия ПУ ФСБ России по Калининградской области
Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Калининградской области
Начальник пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Краснощеков Иван Александрович
Другие
Козлов Вадим Сергеевич
Одайник Александр Григорьевич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Поникаровская Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
24.07.2024Передача дела судье
22.08.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024Передано в экспедицию
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее