Судья Кузнецов А.Ю. |
Дело № 33а - 774/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2019 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Симоновича В.Г., Степановой М.Г.,
при секретаре Михаленко М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее также ООО «РН-ЮНГ», Общество) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры (далее также Природнадзор Югры), государственным инспекторам ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Подкорытову В.В., Прилепо А.А., Заруцкому В.В., Плотникову А.В. об оспаривании действий,
по апелляционной жалобе Природнадзора Югры на решение Нефтеюганского районного суда от 23 октября 2018 года, которым административный иск удовлетворен: действия Природнадзора Югры по проведению внеплановых выездных проверок на основании распоряжений (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата) признаны незаконными; на Природнадзор Югры возложена обязанность отменить результаты данных проверок; с административного ответчика в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины взыскано 16 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., объяснения представителя административного истца (ФИО)7, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ООО «РН-ЮНГ» обратилось в суд с административными исками, с требованиями признать незаконными действия Природнадзора Югры по проведению проверок и отменить результаты проверок, проведенных на основании распоряжений от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер).
Требования мотивированы тем, что в нарушение части 6 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» административным ответчиком к проведению проверки привлечено ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», с которым у Общества с 10 декабря 2017 года заключен договор на оказание возмездных услуг по контролю за заводнением нефтяных месторождений индикаторными методами, то есть имеются гражданско-правовые отношения. Данное обстоятельство, в силу пункта 8 части 2 статьи 20 указанного Федерального закона, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки.
В апелляционной жалобе представитель Природнадзора Югры просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что рассмотрение данного спора относится к подведомственности арбитражного суда. Указывает на пропуск административным истцом срока обращения в суд, так как о привлечении к участию в проверке специалистов ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» Обществу стало известно из представленных с уведомлениями распоряжений. Ссылаясь на отсутствие конфликта интересов, находит ошибочным вывод суда о нарушении Природнадзором Югры положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вследствие привлечения к участию в проверке специалистов ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз». Полагает, что обязав Природнадзор Югры отменить результаты проверок, суд вышел за пределы заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие административных ответчиков должностных лиц Подкорытова В.В., Прилепо А.А., Заруцкого В.В., Плотникова А.В., представителя административного ответчика Природнадзора Югры, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений и обсудив их, выслушав представителя Общества, судебная коллегия на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов административного дела, что распоряжениями Природнадзора Югры от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер) на основании пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) назначены проведения внеплановых выездных проверок в целях контроля исполнения Обществом ранее выданных предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности в лесах. К проведению проверок в качестве экспертов (представителей экспертных организаций) привлечено ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз».
По результатам приведенных проверок составлены акты проверок от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), которыми установлен факт неисполнения ранее выданных Обществу предписаний об устранении нарушении Правил пожарной безопасности, поскольку участки лесного фонда не были освобождены от горючих материалов (нефти и нефтепродуктов).
Из актов проверки усматривается, что в ходе их проведения сотрудниками ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» были отобраны пробы с загрязненных участков и подготовлены заключения, согласно которым уровень содержания нефтепродуктов на вышеуказанных лесных участках превышен по сравнению с фоновым.
Полагая действия сотрудников Природнадзора Югры по проведению проверок незаконными по указанным выше основаниям, Общество обратилось в суд с данным административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку между ООО «РН-ЮНГ» и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» 10 декабря 2017 года заключен договор по оказанию возмездных услуг по контролю за заводнением нефтяных месторождений индикаторными методами, сроком действия с 1 марта 2018 года по 31 декабря 2020 года, в силу частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проведена с грубыми нарушениями, что влечет недействительность ее результатов.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда исходя из следующего.
Действительно, в силу части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям, согласно пункту 8 части 2 данной статьи, относится нарушение требований части 6 статьи 12 данного Федерального закона, предусматривающей, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Из буквального толкования пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя не могут быть привлечены эксперты, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения, указанная норма не содержит.
Вопреки представленным возражениям на апелляционную жалобу следует отметить, что в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов возложена на административного истца. Вследствие чего доказательства наличия трудовых либо гражданско-правовых отношений проводивших исследование экспертов с Обществом должен был представить административный истец, а не административный ответчик, который лишен данной возможности в силу объективных причин.
Однако, доказательств нарушения своих прав оспариваемыми действиями, административным истцом не представлено.
Кроме того, факт неисполнения ранее выданного предписания, а равно нахождение на участках лесного фонда горючих материалов (нефти и нефтепродуктов), что также было установлено актом проверки без применения специальных познаний экспертов (визуальным методом обнаружено нахождение нефти и нефтепродуктов) Обществом не оспаривался, вследствие чего факт привлечения экспертов ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» к отбору проб и подготовке заключения, а также факт заключения данным юридическим лицом договора с Обществом, юридического значения для данного дела не имеет.
Помимо этого, согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Административным истцом заявлены требования о признании незаконными действий по проведению проверок и отмене результатов проверок.
В силу статьи 16 Федерального закона № 294 –ФЗ результаты проверки оформляются актом проверки. При этом положения данного закона предусматривают многообразие обязательных действий и процедур надзорного органа при проведении проверок.
Однако, из заявленных требований буквально следует, что Обществом оспариваются не акты проверок, а действия по проведению проверок – какие именно, из административного иска не следует. Судом первой инстанции данный вопрос не выяснялся, уточнить предмет административного иска административному истцу не предложено, а в силу части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия лишена данной возможности.
Следовательно, признание незаконными абстрактных действий Природнадзора Югры по проведению проверок свидетельствует о неисполнимости судебного акта и, как следствие, о его незаконности.
Вопреки доводу жалобы следует отметить, что требование об отмене результатов проверок в силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является не самостоятельным требованием, а предложенным административным истцом способом устранения нарушенного права, с которым суд не связан и определяет его самостоятельно исходя из характера заявленных требований и рассматриваемых правоотношений.
Довод жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд подлежит отклонению ввиду невозможности соотнести его с каким-либо оспариваемым действием (бездействием), поскольку таковые в предмете административного иска не отражены.
Ссылка автора жалобы на подведомственность данного административного спора арбитражному суду несостоятельна, поскольку данный административный спор не связан с хозяйственной деятельностью Общества, а вытекает из правоотношений по соблюдению противопожарной безопасности в лесах.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия, полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от 23 сентября 2018 года отменить полностью и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, государственным инспекторам ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Подкорытову В.В., Прилепо А.А., Заруцкому В.В., Плотникову А.В. об оспаривании действий отказать.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи коллегии: Симонович В.Г.
Степанова М.Г.