Решение по делу № 12-115/2021 от 13.09.2021

УИД № 11RS0006-01-2021-002236-56     Дело № 12-115/2021

РЕШЕНИЕ

г. Усинск 1 декабря 2021 года

Судья Усинского городского суда Республики Коми Ларина Л.В.

при секретаре Витязевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Рочева В.С. от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по ...-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Рочева В.С. от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей.

В жалобе, поданной в Усинский городской суд Республики Коми, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения, ссылаясь на недоказанность объективной стороны правонарушения, поскольку действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» были связаны с устранением последствий техногенного события в рамках плана по ликвидации аварийных разливов и не являлись следствием деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, требующем исполнение мер по сохранению водных биоресурсов.

В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Кретов В.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо Рочев В.С., вынесший обжалуемое постановление, в судебное заседание не явился. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать по доводам, указанным в его возражениях на жалобу.

Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.

Заслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу частей 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).

Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Пунктом 4 указанных Правил установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.213 № 380, относит оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания (подпункт «а» пункта 2 Положения), производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «б» пункта 2 Положения), выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по строкам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «в» пункта 2 Положения), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «г» пункта 2 Положения), проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «д» пункта 2 Положения).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», под сбросом загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества, понимается любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Частями 1 и 8 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В соответствии с п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в частности, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

Как следует из материалов дела, во исполнение рейдового задания от дд.мм.гггг. старшим государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по ... Рочевым В.С. с целью проведения государственного контроля, надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания дд.мм.гггг. в дд.мм.гггг. часов проведено инспектирование ручья ...», состояния водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

В ходе этого мероприятия было установлено, что на левом берегу ручья, в 19,4 м от береговой линии, производилось обвалование из песчаного грунта места выхода из почвы грифоновой смеси (вода, песок, глина) серо-голубого цвета, на площади длиной 64 м, шириной 25 м. Высота обвалования 2,5-3 м, ширина 3 м. Площадь обвалования грифона 920 кв.м. Откачка грифоновой смеси осуществлялась с использованием автомобилей: КАМАЗ, государственный регистрационный знак УРАЛ, государственный регистрационный знак , стоянка которых осуществлялась в 27 м от береговой линии левого ручья Домкин-Ёль. На левом берегу ручья, непосредственно у береговой линии, производилась выборка грунта, имеются следы ковша экскаватора.

На правом берегу данного ручья, вдоль береговой насыпи, имеется насыпь из размываемых грунтов шириной 9 м, длиной 90 м со следами гусеничной техники. В 10 м от береговой линии правого берега ручья обнаружена стоянка автомобиля УРАЛ, государственный регистрационный знак , откачивающего грифоновую смесь второго обвалования на площадь 3650 кв.м, длиной 100 м, шириной 55 м. В 75 м от береговой линии обнаружена стоянка гусеничного экскаватора на насыпной грунтовой дороге шириной 9 м, длиной 90 м, высотой от 1,5 до 2 м.

Забор грунта для обвалований использовался с прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны правого и левого берегов ручья ... Вся откачиваемая грифоновая смесь с первого и второго обвалования через насосы качающих автомашин поступает через трубопроводы обратно в скважину . По краям береговой линии правого и левого берегов ручья ... наблюдается серая масса, похожая на грифоновую смесь в обвалованиях, повреждение кустарников, растительности, деревьев, верхнего слоя почвы. Ниже по течению ручья от места обвалования наблюдается мутность водотока ручья коричневого цвета взвешенных веществ.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от дд.мм.гггг.(л.д. 301-306), актом осмотра места происшествия дд.мм.гггг. с фотоматериалом и планом-схемой (л.д. 4-13); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 3); протоколами лабораторных испытаний отбора проб воды в ручье ... в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (л.д. 53-133); сообщениями Коми филиала ФГБУ «Главрыбвод» от дд.мм.гггг., согласно которым ручей ...) – правый приток ..., впадает в 45 км от устья. Протяженность водотока 8,5 км. Склоны долины высотой 8-10 м, заняты травянистой и кустарниковой растительностью. Русло водотока извилистое неразветвленное устойчивое. Является водным объектом рыбохозяйственного значения. В состав ихтиофауны ручья ... входят: хариус европейский (молодь), гольян. В устьевой части во время половодья могут встречаться: щука, окунь, плотва. Попадание грифона (техническая вода, глина, песок) в русло ручья ... привело к ухудшению качества воды в водном объекте, о чем свидетельствует мутный коричневый цвет воды от взвешенных веществ ниже по ручью от площадок разлива грифона. Взвешенные вещества оказывают негативное влияние на физико-биохимические параметры рыб, иммунную систему рыб. Многократно показано отрицательное воздействие взвешенных частиц на состав фауны рыб, структуру популяций, численность, икру, личинок, мальков рыб, рост, упитанность, размножение и др. Взвешенные вещества засоряют, заиляют нерестилища рыб, ухудшая качества, приводят, наряду с повышением смертности искры и личинок, к снижению потенциала воспроизводства, ускорение созревания и др. Поступление грифона в ручей безымянный может привести к долговременным неблагоприятным последствиям в водных объектах, повлечь изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула и путей миграции. Попадание грифона в водные объекты может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде (л.д. 16); иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии вины ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении административного правонарушения, поскольку непосредственным исполнителем работ по обвалованию и откачке грифоновой смеси являлось ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», при этом забор грунта для обвалований использовался с прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны правого и левого берегов ручья ... В результате указанных действий по краям береговой линии правого и левого берегов ручья ... образовалась серая масса, похожая на грифоновую смесь в обвалованиях, повреждение кустарников, растительности, деревьев, верхнего слоя почвы. Ниже по течению ручья от места обвалования образовалась мутность водотока ручья коричневого цвета взвешенных веществ.

Таким образом, доказательств принятия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» всех зависящих от него мер по осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями действующих норм в области охраны окружающей среды не предприняты, в связи с чем выводы должностного лица о виновности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, правомерны.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.48 названного Кодекса.

При этом доказательств невозможности соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не представлено.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.48 названного Кодекса.

Доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе производства по делу, установленные обстоятельства и выводы о виновности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого постановления.

Несогласие ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с оценкой установленных по делу обстоятельств не может являться правовым основанием к отмене постановления.

Действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по ...-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Рочева В.С. от дд.мм.гггг. о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Ларина

    

12-115/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Статьи

8.48

Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
14.09.2021Материалы переданы в производство судье
16.09.2021Истребованы материалы
11.10.2021Поступили истребованные материалы
09.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее