Решение по делу № 33-590/2023 от 06.03.2023

Судья Кошевая Н.Н.

Дело № 33-590/2023

Дело № 2-3-76/2022

82RS0001-03-2022-000101-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Нечунаевой М.В.,

судей

Володкевич Т.В., Гавриной Ю.В.,

при секретаре

Шинкееве М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 13 апреля 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Литвинова А.Д. на решение Олюторского районного суда Камчатского края от 26 декабря 2022 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Литвинова Андрея Джановича (<данные изъяты>) к администрации Карагинского муниципального района о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии от 23 июня 2022 года № 2558, возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к пенсии с 21 июня 2022 года отказать.

Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В., объяснение представителя апеллянта – Трипольской Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Литвинов А.Д. обратился в суд с иском к администрации Карагинского муниципального района о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к пенсии.

В обоснование заявленных требований указал на то, что он (истец) обратился в администрацию Карагинского муниципального района с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность - главы муниципального образования сельского поселения п. Оссора.

В письме от 23 июня 2022 года ответчик сообщил ему (истцу) об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с не достижением им пенсионного возраста на момент увольнения.

С данным решением истец не согласен, так как считает, что назначение доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, производится при условии назначения страховой пенсии по старости и не зависит от факта работы на иных должностях после освобождения от замещаемой муниципальной должности.

Он (истец) обладает правом на получение спорной доплаты к пенсии, поскольку имеет необходимый стаж муниципальной службы и с 2014 года является получателем страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, с учетом последующего изменения исковых требований, Литвинов А.Д. просил суд:

- признать незаконным отказ в назначении ему (истцу) и выплате ежемесячной доплаты к пенсии от 23 июня 2022 года № 2558;

- возложить на администрацию Карагинского муниципального района обязанность назначить и выплачивать ему ежемесячную доплату к пенсии с 21 июня 2022 года (с даты обращения к ответчику с заявлением).

Истец Литвинов А.Д. участие в судебном заседании не принимал.

Представитель истца Щербина Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.

Ответчик администрация Карагинского муниципального района своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в представленных письменных возражениях с исковыми требования не согласился, указав, что отказ в установлении ежемесячной доплаты к пенсии истцу соответствует требованиям, установленным Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 года № 710.

Представитель третьего лица Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края участия в судебном заседании не принимал.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Литвинов А.Д. в лице своего представителя Щербины Н.А., полагая означенное решение незаконным, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что на момент обращения за ежемесячной доплатой к пенсии он достиг пенсионного возраста, не состоял на государственной гражданской службе и не замещал муниципальную должность, соответственно у него возникло право на назначение такой доплаты к пенсии. Отмечает, что при рассмотрении спора и принятии обжалуемого решения судом применен закон, признанный противоречащим федеральному законодательству.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Литвинов А.Д. был избран на должность главы муниципального образования пгт. Оссора.

11 октября 2005 года Литвинов А.Д. освобожден от занимаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ Литвинов А.Д. принят на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с муниципальной службы по собственной инициативе.

После увольнения истец иные муниципальные должности не замещал.

С 5 июня 2014 года Литвинов А.Д. является получателем страховой пенсии пор старости.

21 июня 2022 года истец обратился в Администрацию Карагинского муниципального района с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к государственной пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность.

В ответном письме от 23 июня 2022 года ответчик сообщил Литвинову А.Д. об отказе в назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости по причине не достижения в период замещения должности главы муниципального образования пгт. Оссора, как и непосредственно перед увольнением с этой должности, пенсионного возраста.

Полагая, что он имеет право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, Литвинов А.Д. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что на момент увольнения Литвинова А.Д. с должности муниципальной службы, он не достиг пенсионного возраста, тогда как это обстоятельство является обязательным условием для назначения испрашиваемой им (истцом) доплаты к пенсии.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.

Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления.

Как следует из положений статьи 33 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» на лиц, замещавших должности муниципальной службы в Камчатской области, должности муниципальной службы в Корякском автономном округе, и уволенных с муниципальной службы до вступления в силу настоящего Закона, распространяется действие статьи 22 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 22 указанного Закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права краевого гражданского служащего, установленные в соответствии с федеральными законами и Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 N 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края».

Согласно статье 9 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае» в соответствии с уставом муниципального образования лицам, замещавшим муниципальные должности, может быть установлена ежемесячная доплата к пенсии на условиях и в размерах, определяемых в соответствии с главой 2 Закона Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края».

Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На дату обращения истца за доплатой к пенсии правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих Карагинского муниципального района осуществлялось на основании Положения «О порядке назначения выплаты пенсии и перерасчёта ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Карагинском муниципальном районе и муниципальном образовании сельское поселение п. Оссора, к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Карагинском муниципальном районе и муниципальном образовании сельское поселение п. Оссора, утвержденного решением совета депутатов Карагинского муниципального района №127 от 23 декабря 2021 года.

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Положения к условиям для приобретения права на назначение доплаты к пенсии относится наличие стажа муниципальной службы не менее 5 лет и при условии замещения муниципальной должности в Карагинском муниципальном районе и муниципальном образовании сельское поселение п. Оссора непосредственно перед увольнением не мене трех лет.

Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с частью 1 настоящей статьи, назначается при условии назначения им страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") либо пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края».

Исходя из изложенного, по своей правовой цели ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, является дополнительной мерой социальной поддержки, выплачивается к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовой пенсии.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года N 6-О закреплена правовая позиция, что введение ограничений при определении условий предоставления дополнительного материального обеспечения, таких как достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий по названным должностям, призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, которое реализуется в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.

Таким образом, предоставление дополнительных мер социальной поддержки лицам, чьи полномочия по названным должностям были прекращены ранее наступления пенсионного возраста, и не испытывающих каких-либо ограничений на занятие оплачиваемой деятельностью, вступает в противоречие с компенсационной природой соответствующих доплат к государственной или страховой пенсии, принципом социальной справедливости.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Литвиновым А.Д. требований, суд первой инстанции, проанализировав подлежащий применению закон, исходил из того, что право на доплату к пенсии возникает у лиц, замещавших муниципальные должности Камчатского края при наличии совокупности определенных условий: муниципальный служащий должен достигнуть пенсионного возраста, иметь необходимый стаж и замещать должность муниципальной службы не менее 3 лет непосредственно перед увольнением.

С учетом установленных по делу обстоятельств, установив, что на момент увольнения с муниципальной службы истец не достиг пенсионного возраста, продолжил работать в иных организациях, на момент назначения страховой пенсии по старости - 5 июня 2014 года не замещал должность муниципальной службы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в назначении испрашиваемой доплаты к пенсии и возложения на ответчика обязанности назначить такую доплату.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для назначения Литвинову А.Д. испрашиваемой доплаты к пенсии.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о наличии оснований для дополнительного пенсионного обеспечения, предоставляемого за счет средств местного бюджета, являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении суда первой инстанции дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.

Соответственно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 228, 229 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олюторского районного суда Камчатского края от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-590/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Литвинов А.Д.
Ответчики
Администрация Карагинского м/р
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
09.03.2023Передача дела судье
13.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Передано в экспедицию
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее