ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а–13934/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 1 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей Жидковой О.В., Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щербаковой Г. А. (далее – Щербакова Г.А.) на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года, дополнительное решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1982/2020 по исковому заявлению Щербаковой Г.А. к администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, Главе Кировского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Щербаковой Г.А. – Рази А.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации Кировского муниципального района Ленинградской области – Емельяненко В.Ю., судебная коллегия
установила:
Щербакова Г.А. является собственником 28 земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства».
7 октября 2019 года Щербакова Г.А. обратилась в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков с разрешенным использованием «для ведения сельскохозяйственного производства» Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее Классификатор) – «Скотоводство», код 1.8.
Письмом от 28 ноября 2019 года за № Щ-693/034-3 Щербаковой Г.А. отказано в изменении вида разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков со ссылкой на то, что указанные участки расположены в границах функциональной зоны сельскохозяйственных угодий, для которых действующим законодательством установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель, в том числе недопущение их застройки и выведение таких земель из сельскохозяйственного оборота, в связи с чем, требуемый вид разрешенного использования для земельных участков не может быть признан соответствующим Классификатору.
Оспаривая правомерность данного отказа, 27 января 2020 г. Щербакова Г.А. обратилась в суд с административным иском к заместителю главы администрации по общим вопросам администрации Яковлеву Е.С. и Кировского муниципального района Ленинградской области и администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о признании его незаконным.
Просила также проверить оспариваемый отказ на соответствие пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать устранить допущенное нарушение ее прав путем принятия решения об установлении в соответствии с Классификатором вида разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков «Скотоводство, код 1.8 и его направления в Филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований Щербакова Г.А. указала, что при вынесении оспариваемого решения администрация не учла, что она не просила о внесении изменений в Правила землепользования и застройки о виде разрешенного использования земельных участков, а использовала предусмотренное пунктом 13 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года право на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков с целью установления соответствия между разрешенным использованием земельных участков, указанным в кадастре, и видом разрешенного использования земельных участков, предусмотренным Классификатором, который предусматривает возможность ведения скотоводства на сельскохозяйственных угодьях.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года и дополнительным решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 апреля 2021 года указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга 25 июня 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 7 июля 2021 года, Щербакова Г.А. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что установленные пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации принципы «приоритета в использовании» и «особой охраны» сельскохозяйственных угодий реализованы в Классификаторе, который допускает осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях в виде скотоводства.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 9 июля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23 июня 2014 г № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что принадлежащие административному истцу земельные участки на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области расположены в территориальной зоне С1 - зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которых капитальное строительство не разрешается, в то время, как требуемый административным истцом вид разрешенного использования «Скотоводство» допускает размещение объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения, пришел к выводу об обоснованности отказа административному истцу в установлении соответствия требуемого вида разрешенного использования спорных земельных участков по классификатору — «Скотоводство» (код 1.8.) и об отсутствии оснований полагать права административного истца нарушенными ввиду того, что ранее отраженное в ЕГРН указание на категорию земельных участков «земли сельскохозяйственного назначения» позволяет ему использовать спорные земельные участки по ранее используемому назначению.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле не установлена.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. При этом для размещения зданий и сооружений в указанных целях возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом установленный Классификатором вид разрешенного использования «Скотоводство» (код 1.8) допускает:
- осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей);
- сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных;
- разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
Изложенное свидетельствует о том, что на землях сельскохозяйственных угодий допускается только деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей).
Размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных на землях сельскохозяйственных угодий, Классификатор не допускает, размещение таких сооружений возможно только на землях сельскохозяйственного назначения, в состав которых не входят сельскохозяйственные угодья.
Поскольку судами установлено, что земельные участки, принадлежащие Щербаковой Г.А., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» расположены в территориальной зоне С1 – сельскохозяйственных угодий, установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов Кировского муниципального района Ленинградской области второго созыва от 23 июня 2014 года № 42, выводы судов об отсутствии оснований для установления в отношении принадлежащих ей земельных участков вида разрешенного использование «Скотоводство» на основании кода 1.8 Классификатора, допускающего размещение на земельных участках зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, следует признать правомерными.
При этом, как верно отмечено судами, в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года, дополнительное решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербаковой Г.А. – без удовлетворения.
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года, дополнительное решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 сентября 2021 года