Решение по делу № 77-719/2024 от 03.06.2024

    Судья Идрисова М.А.                                                                              Дело №12-2450/2024

    Дело №77-719/2024

Р е ш е н и е

    14 августа 2024 года                                                                                            город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Загородный клуб» ФИО2.

Изучив материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Павлова С.В. №02/24 от 26 февраля 2024 года (далее - постановление №02/24), оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 мая 2024 года, председатель правления товарищества собственников жилья «Загородный клуб» (далее ТСЖ «Загородный клуб») ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному штрафу в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник                   ФИО2 - ФИО1, действующий на основании доверенности, просит состоявшимися акты отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права; дело рассмотрено неполно, необъективно, без установления всех юридически значимых обстоятельств; ТСЖ «Загородный клуб» создано для совместного управления имуществом собственников земельных участков и жилых домов в коттеджном комплексе «Загородный клуб» (далее – КК «Загородный клуб»), действует в интересах членов товарищества, обслуживание общего имущества собственников КК «Загородный клуб» осуществляет ООО УК «Загородный клуб» на основании договора управления; на территории КК «Загородный клуб» расположен собственный водозабор, система холодного водоснабжения является нецентрализованной, предназначена для собственных нужд собственников земельных участков КК «Загородный клуб», нормативная мощность водозабора не предусматривает возможность подключения сторонних лиц; решением общего собрания собственников земельных участков от <дата> установлены размеры отчислений в фонды, созданные для содержания, сохранения общего имущества, в том числе водозабора и сетей водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании защитник ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Дополнительно сослался на отсутствие вины заявителя как обязательного элемента состава административного правонарушения. Направленная ТСЖ «Загородный клуб» в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Казанский научно-исследовательский технологический университет» (далее - ФГБОУ ВО «КНИТУ») претензия с расчетом не является требованием о внесении платы за оказание услуги холодного водоснабжения, а является требованием о возмещении затрат на содержание системы водоснабжения КК «Загородный клуб» в размере, установленном решением общего собрания собственников земельных участков вне зависимости от объема потребления воды. ФИО1 не оспаривает, что изначально на этапе планирования и строительства КК «Загородный клуб» помимо прочего было предусмотрено строительство школы-детского сада и подключение данного объекта к общей сети водоснабжения КК «Загородный клуб». В последующем незавершенное строительством здание школы было перепрофилировано в лицей – интернат и его строительство было завершено за счет республиканских средств. ТСЖ «Загородный клуб» не располагало сведениями о том, что ООО УК «Загородный клуб» осуществляло взаимодействие с Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам для установления тарифа на питьевую воду и что между ООО УК «Загородный клуб» и ФГБОУ ВО КНИТУ заключались договора на оказание услуг по водоснабжению лицея – интерната через присоединенную водопроводную сеть КК «Загородный клуб».

Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее – Госкомитет по тарифам РТ) ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

ФИО2 (далее – заявитель) извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причина неявки не известна, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

Объективная сторона указанного правонарушения охватывает и деяния в виде иных нарушений порядка ценообразования, которые в диспозиции данной нормы прямо не перечислены. Одним из главных условий наступления административной ответственности за такое правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом виновного.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела усматривается, что 19 января 2024 года начальником контрольно-ревизионного отдела Госкомитета по тарифам РТ Ханбиковым Б.З. составлен протокол об административном правонарушении №02/24, согласно которому ФИО2 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

Госкомитет по тарифам РТ поступило обращение ФГБОУ ВО «КНИТУ» о снабжении холодной водой по ценам, не соответствующим установленным Госкомитетом тарифам за коммунальную услугу холодного водоснабжения по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Новопольское сельское поселение, деревня Дубровка, улица Загородная, дом 1, объект «Лицей-интернат ФГБОУ ВО «КНИТУ». К обращению приложена претензия от 18 октября 2023 года №79/10, подписанная председателем правления ТСЖ «Загородный клуб» ФИО2, согласно которой ТСЖ «Загородный клуб» является собственником водозаборного сооружения, производит добычу воды и ссылаясь на Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) просит компенсировать затраты по поставке воды, итоговая сумма претензии - 305916 рублей 60 копеек. Из содержания претензии усматривается факт признания ТСЖ «Загородный клуб» участником правоотношений на поставку холодной воды потребителю.

При этом в нарушение статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения"), Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", ТСЖ «Загородный клуб» являясь организацией, оказывающей услуги сторонним организациям в области холодного водоснабжения, уклоняется от публично-правовой обязанности по взаимодействию с Госкомитетом по тарифам РТ для установления предельного тарифа, самостоятельно определяет стоимость оказываемых услуг по водоснабжению.

По мнению должностного лица, составившего протокол, действия председателя правления ТСЖ «Загородный клуб» ФИО2, выразившиеся в предъявлении третьим лицам (абонентам) требования оплаты стоимости услуг по водоснабжению по неустановленным тарифам, является нарушением установленного законом порядка ценообразования в регулируемых сферах деятельности, содержит признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Привлекая ФИО2 к административной ответственности, должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и виновности ФИО2 в его совершении при обстоятельствах, описанных в протоколе №02/24.

При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.

С учетом понятий, определенных статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ, абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1); нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29); организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В силу части 1 статьи 7, части 2, 8 статьи 13 названного закона, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, согласно которому договор холодного водоснабжения заключается между организацией водопроводно-канализационной хозяйства и абонентом.

По смыслу названных положений, субъектом административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ является лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения (водоотведения) либо отдельных объектов таких систем. Отношения, возникающие между лицом, эксплуатирующим централизованную систему холодного водоснабжения либо отдельных объектов такой системы и гражданами, юридическими лицами, являющимися фактическими потребителями холодной воды (абонентами), подлежат тарифному регулированию.

В силу статей 1.6, 26.1, 26.7 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленных требований, в жалобе, поданной в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан, защитник ФИО1 сослался в том числе на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу актами Арбитражного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2012 года по делу №А65-29176/2010 и от 6 июля 2009 года по делу №А65-5480/2009-СГ5-53.

КоАП РФ не предусматривает понятия «преюдиции».

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №30-П, признание преюдициального значения вступившего в законную силу судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

В дело представлены копия решения Арбитражного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2012 года №А65-29176/2010 по иску Некоммерческого партнёрства «Загородный Клуб» к ОАО «Ипотечное агентство РТ» о взыскании неосновательного обогащения (л.д. 8-12) и копия определения Арбитражного Суда Республики Татарстан от 6 июля 2009 года №А65-5480/2009-СГ5-53 об утверждении мирового соглашения между ОАО «Ипотечное агентство РТ» и Некоммерческим партнёрством «Загородный Клуб» (л.д. 47-51).

Из содержания названных судебных актов следует, что заказчиком строительства                       КК «Загородный клуб» и проектных работ по газоснабжению, кабельных линий, линий электропередач, водоснабжения, канализации является ОАО «Ипотечное агентство РТ» (разрешение на строительство ТАТ 024297 от 18.01.2006). Некоммерческим партнёрством «Загородный Клуб» с привлечением третьих лиц, выполнены работы, в том числе по строительству водопроводных систем (первой, второй и третьей очереди), все работы проводились на территории и для нужд КК «Загородный клуб». Результаты работ были получены и в дальнейшем переданы ТСЖ «Загородный клуб» по акту приема-передачи от 1 июля 2009 года.

Следовательно, в соответствии с положениями статей 218, 259.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, инженерная инфраструктура КК «Загородный клуб», в том числе водопроводная система, с момента приема-передачи ТСЖ «Загородный клуб», является общедолевой собственностью членов ТСЖ - собственников земельных участков КК «Загородный клуб». Границы КК «Загородный клуб» определены решением общего собрания собственников земельных участков от 1 сентября 2022 года. Затраты на содержание, эксплуатацию водозабора и сетей водоснабжения КК «Загородный клуб» компенсируются собственниками земельных участков в размере, установленном решением общего собрания от 1 сентября 2022 года.

Как следует из материалов дела и установлено административным органом, обслуживание общего имущества КК «Загородный клуб» осуществляет ООО УК «Загородный клуб» на основании договора управления №03-У/2014 от 1 октября 2014 года. В соответствии с данным договором, ООО УК «Загородный клуб» предоставляет жителям КК «Загородный Клуб» коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение (п.2.1.1).

Следует указать, что письменные доказательства, положенные в основу постановления №02/24, не опровергают позицию защитника ФИО1 о том, что система холодного водоснабжения КК «Загородный Клуб» является нецентрализованной, нормативная мощность водозабора рассчитана для обеспечения нужд собственников земельных участков КК «Загородный Клуб» и не предусматривает возможность подключения иных потребителей.

Имеющаяся в деле совокупность доказательств позволяет прийти к выводу о том, что на дату возбуждения настоящего дела, КК «Загородный Клуб» представляет собой единый комплекс, объединяющий как жилые дома, так нежилые строения, здания, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, имеет автономное водоснабжение, которое осуществляется с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, находящейся в общей собственности членов ТСЖ «Загородный клуб» - собственников земельных участков.

В соответствии с Уставом, ТСЖ «Загородный клуб» является некоммерческой организацией, объединяющей собственников, которым принадлежит право собственности на имущество в КК «Загородный Клуб», предметом деятельности товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в КК «Загородный Клуб», обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжением общим имуществом. Членство в ТСЖ «Загородный клуб» возникает у собственника на основании заявления о вступлении в товарищество, собственники, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом. Высшим органом управления является общее собрание членов товарищества, председатель правления товарищества обеспечивает выполнения решений правления, имеет право без доверенности действовать от имени товарищества и несет ответственность в случае причинения ущерба товариществу виновными действиями.

В рассматриваемом случае, с учетом положений статьи 2 Федерального закона              №416-ФЗ, ТСЖ «Загородный клуб» не может рассматриваться как юридическое лицо, эксплуатирующее централизованную систему водоснабжения либо отдельные объекты такой системы и оказывающее абонентам услугу на основании типового договора холодного водоснабжения.

ТСЖ «Загородный клуб» является некоммерческой организацией, объединяющей собственников, которым принадлежит право собственности на имущество в КК «Загородный Клуб». Взимаемая ТСЖ «Загородный клуб» плата за потребление холодной воды направлена не на получение прибыли, а на компенсацию затрат, связанных с приведением и поддержанием в надлежащем техническом состоянии системы водоснабжения КК «Загородный Клуб».

Учитывая вышеизложенное, нельзя согласиться с выводами в постановлении должностного лица №02/24, сводящимися к утверждению о том, что ТСЖ «Загородный клуб» фактически осуществляет деятельность по предоставлению абонентам услуги в сфере холодного водоснабжения при отсутствии тарифов, утвержденных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, что в свою очередь исключает наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, вывод о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и виновность председателя правления ТСЖ «Загородный клуб» ФИО2 в его совершении, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Павлова С.В. №02/24 от 26 февраля 2024 года, решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 мая 2024 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

жалобу защитника ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Павлова С.В. №02/24 от 26 февраля 2024 года, решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 мая 2024 года, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Загородный клуб» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

           Судья                                                                                                         Сабитов И.Н.

77-719/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Андреева Лада Владимировна
Другие
Пермяков Е.И.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
03.06.2024Материалы переданы в производство судье
24.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Дело оформлено
19.08.2024Дело передано в экспедицию
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее