Судья – Дмитриенко О.С. Дело № 33а-9459/2022 А-27а
24RS0024-01-2019-004045-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 августа 2022 года Красноярский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Данцевой Т.Н.,
рассмотрев заявление Редькина АГ об изменении способа и порядка исполнения определения суда о взыскании судебных расходов
по частной жалобе представителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю - Блисковка С.Н.
на определение Канского городского суда Красноярского края от 5 мая 2022 года, которым постановлено:
«Заявление Редькина АГ – удовлетворить.
Изменить способ и порядок исполнения определения суда от <дата> о взыскании судебных расходов по делу по иску Редькина АГ к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Канску и Канскому району Запольскому К.Г., УФССПП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Канску и Канскому району Петровой А.А., ОСП по г. Канску и Канскому району Петровой А.А., ОСП по г. Канску и Канскому району об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, и взыскать в пользу Редькина АГ с Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации судебные издержки в размере <данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу решением Канского городского суда Красноярского края от 14 февраля 2020 года удовлетворены требования Редькина А.Г. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов (далее – ОСП) по г. Канску и Канскому району Запольского К.Г. в виде списания денежных средств со счета должника до истечения срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата>.
Редькин А.Г. обратился в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг в размере <данные изъяты> и государственной пошлины – <данные изъяты>.
По результатам рассмотрения данного обращения Канским городским судом Красноярского края вынесено определение от <дата>, согласно которому с ОСП по г. Канску и Канскому району в пользу административного истца взысканы судебные издержки на сумму <данные изъяты>.
По получении исполнительного листа Редькин А.Г. предъявил его в Управление Федерального казначейства в г. Канске для исполнения. Однако согласно полученным разъяснениям, взыскание денежных средств с ОСП по г. Канску и Канскому району произведено быть не может, поскольку данное подразделение службы судебных приставов не является юридическим лицом и распорядителем средств федерального бюджета.
В связи с этим Редькин А.Г. вновь обратился в суд, но уже с заявлением об изменении способа и порядка исполнения определения суда от <дата>, полагая целесообразным переложить бремя несения судебных расходов на Федеральную службу судебных приставов России за счет казны Российской Федерации.
Судом первой инстанции постановлен приведенный выше судебный акт.
Выражая несогласие с таковым, представитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов (ГУФССП) по Красноярскому краю – Блисковка С.Н. указывает на допущенное судом нарушение норм материального права, выразившееся в неверном определении распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется судьями соответствующих судов единолично по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судья судебной коллегия приходит к выводу, что, определяя лицо, с которого подлежат взысканию обозначенные суммы судебных расходов, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту (п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 28 мая 2019 года № 13, критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
В соответствии с пп. 8 п. 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316, обозначенный орган государственной власти является юридическим лицом и осуществляет, в том числе функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.
Федеральная служба судебных приставов России выполняет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы (п. 4 Положения).
Приказом Министерства юстиции от 30 марта 2020 года № 64 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов. Пунктами 2, 12 и подпунктом 25 пункта 8 данного нормативного правового акта предусмотрено, что Управления Федеральной службы судебных приставов, являющиеся территориальными органами указанной Службы и самостоятельными юридическими лицами, осуществляют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета в соответствии с правовыми актами, принятыми главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось и в п. 2.1.37 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 74.
При этом Управления Федеральной службы судебных приставов не имеют филиалов и представительств. В структуру данных территориальных органов входят его подразделения (отделы и отделения судебных приставов) (раздел III Положения).
Таким образом, территориальным органом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, получающим и распределяющим средства федерального бюджета, является территориальный орган субъекта Российской Федерации, в данном случае – Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.
Соответственно именно на указанное учреждение суду первой инстанции и надлежало возложить обязанность по возмещению Редькину А.Г. судебных расходов, понесенных им в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Канского городского суда Красноярского края от 5 мая 2022 года изменить, указав, что взыскание в пользу Редькина АГ судебных расходов в размере <данные изъяты> надлежит производить с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.
В остальной части определение Канского городского суда Красноярского края от 5 мая 2022 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Судья Т.Н.Данцева