Дело № 2а-1497/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи И.И. Костюк,
при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,
с участием административного истца Жуковой М.А. и ее представителя Зверева Д.А., представителя административного ответчика Администрации Краснооктябрьского района Волгограда Бахматовой Е.В., представителя заинтересованного лица прокуратуры Краснооктябрьского района города Волгограда в лице помощника прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда Колесникова Р.Ю., представителя заинтересованного лица Прокуратуры Волгоградской области в лице помощника прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда Колесникова Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жуковой М.А. к Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, главе администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронову И.В. о признании незаконными распоряжений главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда,
установил:
Административный истец Жукова М.А. обратилась в суд к Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, главе администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронову И.В. о признании незаконными распоряжений главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда. В обоснование требований указала, что 06 марта 2019 года распоряжением главы Краснооктябрьского района Волгограда Дронова И.В. № №Р отменено разрешение на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> № № от 27 апреля 2017 года. Так же 06 марта 2019 года распоряжения главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронова И.В. № №-Р отменено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> № № от 13 сентября 2017 года. Основанием отмены указанных ненормативных документов послужило поступление в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда протеста прокуратуры Краснооктябрьского района Волгограда от 22 февраля 2019 года № №, согласно которому, заместителем прокурора Краснооктябрьского района Волгограда указано требование об отмене разрешения № № от 27 апреля 2017 года выданное администрацией Краснооктябрьского района Волгограда Жуковой М.А. на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> и разрешения № № от 13 сентября 2017 года выданное администрацией Краснооктябрьского района Волгограда Жуковой М.А. на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> № №-Р и № №-Р главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда являются незаконными, поскольку в силу действующего законодательства орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии оснований прямо указанных в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ. Однако данные основания в оспариваемых распоряжениях не указаны. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является правоустанавливающим документом, с которым закон связывает возникновение прав собственности. За Жуковой М.А., на основании разрешения № № от 13 сентября 2017 года, в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на жилой <адрес>, в связи с чем, отмена данного разрешения в административном порядке является прямым нарушением прав Жуковой М.А. на принадлежащее ей недвижимое имущество, поскольку оспаривание зарегистрированного права подлежит разрешению исключительно в судебном порядке.
Просит признать незаконным распоряжение главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>». Признать незаконным распоряжение № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>.
16 апреля 2019 года определением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Департамент по градостроительству и архитектуре Волгограда, Администрация Волгограда.
30 апреля 2019 года определением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Волгоградской области.
Административный истец Жукова М.А. и ее представителя Зверев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных административных исковых требованиях настаивают, по основаниям изложенным в иске. Просят признать незаконным распоряжение главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>». Признать незаконным распоряжение № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>.
Представитель административного ответчика Администрации Краснооктябрьского района Волгограда Бахматова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что к вынесению распоряжений главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>» и № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> имелись основания. Распоряжения вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Административный ответчик – глава администрации Краснооктябрьского района Волгограда Дронов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, предоставил суду письменные возражения, согласно которым возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Краснооктябрьского района города Волгограда, представителя заинтересованного лица Прокуратуры Волгоградской области в лице помощника прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда Колесникова Р.Ю., действующего на основании удостоверения и доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц: Департамента по градостроительству и архитектуре Волгограда, Администрации Волгограда, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии, либо об отложении рассмотрения дела, возражений суду не представили.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 8, 9 и 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Изучив материалов дела, суд приходит к выводу о необоснованности принятых администрацией Краснооктябрьского района Волгограда, в лице главы администрации Дронова И.В. распоряжений: № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>» и № №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06 декабря 2013 года за Жуковой М.А. было зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (основание договор купли-продажи индивидуального жилого дома и земельного участка от 21 ноября 2013 года).
Согласно техническому паспорту от 4 июля 2014 года по адресу: <адрес> расположен жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, построенный в 2014 году.
Решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 13 августа 2015 года, вступившим в законную силу 18 ноября 2015 года, исковое заявление администрации Волгограда к Жуковой М.А. о сносе самовольной постройки, прекращении права собственности – удовлетворено. Права собственности Жуковой М.А. на двухэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное за № от 17 сентября 2014 года – прекращено. На Жукову М.А. возложена обязанность за свой счет произвести снос объекта самовольного строительства - двухэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №.
18 января 2016 года Краснооктябрьским районным отделом судебных приставов города Волгограда УФССП России по Волгоградской области на основании исполнительного листа от 13 августа 2018 года № ФС № было возбуждено исполнительное производство №-ИП о сносе двухэтажного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №.
19 февраля 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонной ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области, принято к исполнению исполнительное производство №-ИП в отношении Жуковой М.А..
13 апреля 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонной ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области, исполнительное производство №-ИП о сносе двухэтажного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № – окончено, на основании пункта 1 части 1 статьи 46 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с возвращением исполнительного документа, по заявлению взыскателя Администрации Волгограда об окончании исполнительного производства.
26 апреля 2017 года в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда обратилась собственник земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Жукова М.А., по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по указанному адресу.
В силу части 9 статьи 51 ГрК РФ (в редакции действующей на момент подачи заявления и выдачи разрешения), в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
- описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Согласно части 10 статьи 51 ГрК РФ (в редакции действующей на день подачи заявления и выдачи разрешения), не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, Жуковой М.А. были представлены следующие документы: заявление; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка; копия письма Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 04 апреля 2016 года №; проектная документация на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, выполненная ООО «СпецЭнергоПроект» (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурное решение, проект организации строительства, проект организации работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, технический план здания).
Из письма Департамента по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда от 12 апреля 2019 года, следует, что согласно утвержденному постановлением главы Волгограда от 07 сентября 2009 года № 2271 «Проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной <адрес>, отводом железной дороги <адрес> в <адрес>, в границах укрепленного квартала для перспективного размещения многоэтажной жилой застройки существующей индивидуальной жилой застройки», земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах зоны планируемого размещения среднеэтажной жилой застройки. Указанная зона определяет вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № – «среднеэтажная жилая застройка». Согласно данным Публичной кадастровой карты (на официальном сайте Росреестра) разрешенное использование земельного участка с кадастровым нломером № по документу «индивидуальное жилищное строительство».
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ (в редакции на день подачи заявления и выдачи разрешения) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
- проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Администрация Краснооктябрьского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Положением «Об администрации Краснооктябрьского района Волгограда» утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда».
В соответствии с Положением (действующим в редакции с 25 мая 2016 года по 04 апреля 2018 года) администрация Краснооктябрьского района Волгограда выдает в установленном порядке разрешения на строительство и разрешение на ввод объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
27 апреля 2017 года за №, Администрация Краснооктябрьского района города Волгограда в лице главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда Чуйкова А.А., после проверки документов, выдано Жуковой М.А. разрешение на строительство объекта капитального строительства, индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно Положения об отделе градостроительства и землепользования, утвержденному, распоряжением главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 03 августа 2018 года №-Р полномочия на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов отнесены к компетенции отдела градостроительства и землепользования администрации района.
23 августа 2017 года в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда обратился собственник земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Жукова М.А. по вопросу выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, возведенного на основании ранее полученного разрешения на строительство.
Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по <адрес> Жуковой М.А. были представлены: заявление; копия технических условий на подключение (техническое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 24 июля 2017 года №, выданных АО «Волгоградгоргаз»; копия технических условий для присоединения к электрическим сетям от 09 июля 2014 года №ко-2014, выданных МУПП «ВМЭС»; схема отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства; копия технического плана здания, выполненного кадастровым инженером.
Данные документы прошли проверку главным специалистом отдела градостроительства и землепользования администрации Краснооктябрьского района Волгограда.
13 сентября 2017 года Администрация Краснооктябрьского района Волгограда в лице главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда Дронова И.В. выдала Жуковой М.А. разрешение № на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым №.
07 ноября 2017 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области осуществило государственная регистрация права собственности за Жуковой М.А. на индивидуальный жилой дом, общей площадью 341, 9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым № (л.д.20-21).
22 февраля 2019 года прокурор Краснооктябрьского района города Волгограда вынес протест N 7-36-2019 в адрес главы администрации об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>» и об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>, поскольку индивидуальный жилой дом не является вновь созданным объектом недвижимости, у администрации Краснооктябрьского района города Волгограда отсутствовали основания к выдаче документов, использованных Жуковой М.А., для регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
06 марта 2019 года распоряжением главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда Дронова И.В. №-Р отменено разрешение на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> № от 27 апреля 2017 года.
Так же 06 марта 2019 года распоряжения главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронова И.В. №-Р отменено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по улице <адрес> Волгограда № от 13 сентября 2017 года.
Жукова М.А., полагая, что распоряжения №-Р и №-Р главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда противоречат закону и нарушает права заявителя, обратилась с заявлением в суд.
В силу части 21.1 статьи 51 ГрК РФ, действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Данная норма права носит императивный характер, перечень оснований прекращения действия (аннулировании, отмене) разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Часть 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органа местного самоуправления или должностного лица отменить принятый им муниципальный правовой акт, но только с соблюдением условия, что решение об отмене ранее изданного муниципального правового акта не носит произвольный характер. При этом орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, представив доказательства того, что отмененный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лиц.
Основанием отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> № от 27 апреля 2017 года, а так же основанием отмены разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по улице <адрес> Волгограда № от 13 сентября 2017 года, послужило поступление в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда протеста прокуратуры Краснооктябрьского района Волгограда от 22 февраля 2019 года №. При этом, о каких либо нарушениях, допущенных при выдаче разрешений на строительство, и при выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, нормативного обоснования принятых решений, в текстах распоряжений не имеется.
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Оценив представленные суду доказательства, суд считает установленным, что на момент вынесения оспариваемых распоряжений за Жуковой М.А. было зарегистрировано право собственности (с 2017 года) на индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым №, при этом в качестве документа-основания для регистрации послужило разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по улице <адрес> Волгограда № от 13 сентября 2017 года.
Согласно пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, акты органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, могут быть отменены только в судебном порядке, как и возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса административным органом в административном порядке, действующее законодательство не допускает.
Доводы ответчиков о нарушениях, допущенных при выдаче разрешений на строительство, и при выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, не являются основанием для признания законными оспариваемые распоряжения, поскольку не названы в данных актах, в качестве оснований для их принятия.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ). Статьей 48 Закона N 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления, принявшие (издавшие) муниципальный правовой акт, уполномочены на отмену таких актов или приостановление их действия. Такие полномочия основаны на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Оспариваемые распоряжения не соответствуют требованиям части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку не мотивированны, не обоснованны, а, следовательно, и не законны, что напрямую нарушает права административного истца.
При этом доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованных лиц, о том, что здание, имевшее признаки многоквартирного дома, расположенное по адресу: <адрес>, имущественное право Жуковой М.А. на которое являлось предметом судебного разбирательства в рамках гражданского дела №, и вновь созданный индивидуальный жилой дом, возведенный Жуковой М.А. на основании разрешения на строительство от 27 апреля 2017 года выданного администрацией Краснооктябрьского района Волгограда, фактически является одним и тем же объектом недвижимости, в настоящее время земельный участок на котором расположен жилой дом относится к зоне (Д2-1), а следовательно хотя Жукова М.А. и зарегистрировала 07 ноября 2017 года право собственности на данный объект, объект не утратил статуса самовольной постройки и в силу части 2 статьи 222 ГК РФ, Жукова М.А. не приобрела на нее право собственности, не свидетельствуют о законности оспариваемых распоряжений, поскольку как указано выше, отмена актов органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, возможна только в судебном порядке, решения этих вопросов административным органом, после регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, в административном порядке (в порядке самоконтроля), действующее законодательство не допускает.
На основании изложенного, суд считает правомерным, административные исковые требования Жуковой М.А. к Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, главе администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронову И.В. о признании незаконными распоряжений главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда – удовлетворить.
В целях устранения нарушения прав административного истца Жуковой М.А., суд считает необходимым распоряжение главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>» и распоряжение №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес> - отменить.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Жуковой М.А. к Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, главе администрации Краснооктябрьского района города Волгограда Дронову И.В. о признании незаконными распоряжений главы администрации Краснооктябрьского района города Волгограда – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения №-Ru № от 27 апреля 2017 года на строительство объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>».
Признать незаконным и отменить распоряжение №-Р от 06 марта 2019 года «Об отмене разрешения № от 13 сентября 2017 года на ввод объекта в эксплуатацию объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья: И.И. Костюк
Справка: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 15 мая 2019 года. Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 мая 2019 года.
Судья: И.И. Костюк