УИД 37RS0020-01-2024-000713-80
Дело №2-583/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года город Гаврилов Посад
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Т.В. Малышевой,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Ильинского района Сапожникова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ильинского района к администрации Ильинского муниципального района Ивановской области об устранении нарушений законодательства в сфере землепользования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском к администрации Ильинского муниципального района Ивановской об устранении нарушений законодательства в сфере землепользования, а именно просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища 100 м. южнее <адрес> и регистрацию права собственности на него.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Ильинского района проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией Ильинского муниципального района, в ходе которой установлено, что в отношении земельного участка под общественным кладбищем в 100 м. южнее <адрес> государственный кадастровый учет не произведен, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор Сапожников М.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Ильинского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в разрешении заявленных требований полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что вопросы местного значения для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Полномочия по организации ритуальных услуги и содержанию мест захоронения сельским поселениям Ильинского муниципального района не передавались.
В связи с чем, вопросы содержания мест захоронения на территории района отнесено к полномочиям администрации Ильинского муниципального района.
Согласно положениям ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 215 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Частью 1 ст. 18 ЗК РФ предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (ч. 1 ст. 19 ЗК РФ).
В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из положений пункта 3 статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что обязанность по государственной регистрации земельного участка, в том числе, постановки на кадастровый учет земельного участка, занятого и используемого под кладбище, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, на территории которого расположено общественное захоронение.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела, что в марте 2024 года прокуратурой Ильинского района проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией Ильинского муниципального района, в ходе которой установлено, что в отношении земельного участка под общественным кладбищем в 100 м. южнее <адрес> государственный кадастровый учет не произведен, право муниципальной собственности не зарегистрировано (л.д. 9, 10).
Сведений о том, что земельный участок под общественным погребением сформирован, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием не имеется.
При данных обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушаются требования земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем, исковые требования прокурора Ильинского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ильинского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища, расположенного в 100 м. южнее <адрес>, и регистрацию права собственности на данный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение составлено 22 мая 2024 года.