Решение по делу № 33-2148/2020 от 25.11.2020

Судья Алимгулова К.В.                       дело № 33-2148/2020

УИД 12RS0003-02-2020-003872-66 (дело № 2-3714/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                               17 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Харченко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 года, которым постановлено:

исковое заявление Токтаева Антона Александровича удовлетворить;

возложить обязанность на Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Токтаеву Антону Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилья;

взыскать с Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Токтаев А.А. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование искового требования указано, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по городскому округу «Город Йошкар-Ола». Однако в нарушение требований законодательства Токтаев А.А. до настоящего времени жильем не обеспечен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», считая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе отмечает, что истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком его прав, не указано, в чем именно выразились допущенные нарушения. Указывает, что с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» Токтаев А.А. не обращался, доказательств иного в суд первой инстанции представлено не было. Кроме того, судом незаконно взыскана с ответчика государственная пошлина.

Выслушав объяснения Токтаева А.А., его представителя Одинцова В.И., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третийпункта 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл № 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл № 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл № 79-З).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.

Из дела видно, что Токтаев А.А., <дата> рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца <...> решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 мая 2011 года лишена родительских прав в отношении сына Токтаева А.А., сведения об отце Токтаева А.А. отсутствуют.

Токтаев А.А. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 6 июня 2014 года <№> Токтаев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Руководствуясь приведенными нормами права, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Токтаева А.А.

Довод апелляционной жалобы о том, что с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» Токтаев А.А. не обращался, является необоснованным, поскольку принятие решения Министерством образования и науки Республики Марий Эл о включении Токтаева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (решение <№> от 6 июня 2014 года) уже повлекло для органа местного самоуправления обязанность обеспечения истца жилым помещением.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение об удовлетворении требований Токтаева А.А. постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

В то же время довод апелляционной жалобы Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о необоснованном взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 руб. заслуживает внимания.

В силу пункта 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы.

Учитывая, что Токтаев А.А. является инвалидом II группы, при обращении в суд в качестве истца он был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

С учетом вышеуказанного, решение суда в части взыскания с Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» государственной пошлины в доход бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежит отмене, поскольку для ее взыскания не имеется законных оснований, что не было учтено судом первой инстанции при применении положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 года отменить в части взыскания с Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» государственной пошлины в размере 300 руб.

В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                    А.Е. Соснин

Судьи                                М.А. Гринюк

                                    О.В. Клюкина

33-2148/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
25.11.2020Передача дела судье
17.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2020Передано в экспедицию
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее