Мотивированное решение изготовлено 17.12.2024 года | 50RS0035-01-2024-012345-51Дело № 2 – 9596/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2024 года
Подольский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Добряковой Л.А.
при секретаре Мишкине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату городского округа Подольск, Министерству социального развития <адрес> об установлении факта проживания, обязании предоставить сведения, обязании произвести единовременную выплату,
Установил
ФИО1 обратился с иском в суд к Военному комиссариату городского округа Подольск, Министерству социального развития <адрес> об установлении факта проживания сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на территории <адрес> по адресу: ФИО10 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании Военный комиссариат городского округа <адрес> направить сведения о погибшем военнослужащем ФИО2 в Министерство социального развития <адрес>, обязании произвести единовременную выплату членам семьи погибшего военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Истец мотивирует свои требования тем, что его сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., погиб ДД.ММ.ГГГГ при участии в специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих» установлено право членов семей погибших военнослужащих на дополнительную меру социальной поддержки.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки.
Согласно вышеуказанному Порядку дополнительная мера социальной поддержки предоставляется членам семей погибших военнослужащих, имевших место жительства в <адрес>. К членам семьи погибшего военнослужащего относятся родители и дети погибшего военнослужащего.
Дополнительная мера социальной поддержки оказывается в виде единовременной выплаты, которая назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес>. Право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариатом <адрес> в Министерство: о факте гибели военнослужащего; о месте жительства погибшего военнослужащего на территории <адрес>; о родстве с погибшим военнослужащим.
Территориальные подразделения Министерства в течение 3 рабочих дней с момента получения сведений информирует членов семей погибших военнослужащему необходимости представления в территориальное подразделение Министерства заявления о единовременной выплате.
До настоящего времени единовременная выплата членам семьи погибшего не произведена.
На обращение истца в Окружное управление социального развитие Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что сведений о погибшем ФИО2 в Управление не поступало. Также в данном письме содержалось указание на то, что выплаты членам семьи производятся при наличии регистрации месту жительства погибшего на момент смерти в <адрес>.
Сын, ФИО2, на момент смерти не 6ыл зарегистрирован в <адрес>. Однако, он всю свою сознательную жизнь прожил в <адрес>, учился в МОУ СОШ №, МОУ СОШ № <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован месту пребывания по адресу <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ был призван на срочную военную службу Подольским военным комиссариатом
С ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в <адрес>, был зарегистрирован по месту службы до момента окончания контракта. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента мобилизации ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес>, Октябрьский пр-т, <адрес>.
Установить факт постоянного проживания сына ФИО2 на территоритории <адрес> возможно только в судебном порядке в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ сын истца был снят с регистрационного учета по месту пребывания.
Истец – ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддерживали иск.
Ответчик – представитель Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание явилась, представила отзыв на исковое заявление.
Ответчик – представитель Военного комиссариата городского округа Подольск в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения.
Третье лицо – ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддерживала.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Судом установлено, что ФИО1 является отцом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем представлено свидетельство о рождении /л.д.22-23/.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был добровольно призван на специальную военную операцию.
В ходе выполнения воинского долга, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 погиб на территории <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти /л.д.20/.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Окружное управление Министерства социального развития № <адрес> о причине не оформления документов на единовременную социальную выплату согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ответ на вышеуказанное заявление, Окружное управление социального развития № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что Военный комиссариат <адрес>, ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по МО и войсковые части, не входящие в состав структурного подразделения ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по МО, представляют сведения:
- о факте гибели (смерти) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца;
- о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца на территории <адрес> или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории Московской области;
- о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим, лицом, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, добровольцем на дату его гибели (смерти).
Взаимодействие Министерства, Военного комиссариата Московской области, Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области и войсковых частей, не входящих в состав структурного подразделения Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области, при получении указанных сведений осуществляется на основании соглашения об информационном взаимодействии.
7.1. Министерство в течение 1 рабочего дня со дня поступления сведений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, информирует об их поступлении территориальное подразделение Министерства.
7.2. Территориальное подразделение Министерства в течение 1 рабочего дня со дня поступления сведений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, от Министерства направляет в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросы:
- о месте жительства погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев на территории Московской области - в органы регистрационного учета (территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России);
- о получении (неполучении) аналогичной единовременной денежной выплаты членами семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев - в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Управление оформляет заявления от членов семьи погибшего после поступления сведений о погибшем из Министерства социального развития <адрес>, куда данные сведения должны представить уполномоченные организации. На настоящий момент информации о погибшем ФИО2 не поступали.
Кроме того, Окружное управление Министерства социально развития № сообщило, что выплаты членам семьи производятся при наличии регистрации по месту жительства погибшего на момент смерти в <адрес> /л.д.13-14/.
Военной прокуратурой Подольского гарнизона также дан ответ, что ввиду того, что умерший ФИО2 регистрации по месту жительства <адрес> на момент смерти не имел, в связи с чем в принятии документов для оформления мер социальной поддержки отказано /л.д.17/.
В подтверждение факта проживания ФИО2 на территории <адрес> истцом представлены следующие документы:
- справка от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания ФИО2 по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/.
- справка от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания ФИО2 по адресу: <адрес> /л.д.19/.
- свидетельство, выданное ФИО2 серии АА № об обучении в автошколе, из которого следует, что водительское удостоверение было выдано органом ГИБББ <адрес> /л.д.44/, из списка обучающихся следует, что на момент обучения в автошколе местом жительством ФИО2 был <адрес> /л.д.44/.
- справка и.о. главного врача <данные изъяты> о подтверждении факта медицинского обслуживания в поликлинике № ФИО2, проживавшего по адресу: <адрес>, в период с 2007 г. по 2011 г. /л.д.45/.
- справка об обучении ФИО2 в МОУ СОШ № г.о. Подольск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.46/.
- справка об обучении ФИО2 в МОУ «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №» <адрес> и по результатам обучения получил аттестат о среднем общем образовании 05004000013361 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.48/.
- выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выбыл в <адрес> из <адрес>, стр. 181 /л.д.49/.
ФИО2 от брака имеет двух несовершеннолетних детей:
- ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении V-ИК № /л.д.53/
- ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении V-ИК № /л.д.54/
Из ответа УМВД России по городскому округу Подольск о полном паспортном досье умершего ФИО2 следует, что ФИО2:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, стр. 121,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Анализируя в совокупности представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО2 фактически проживал на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства МО от 29.03.2022 N 292/12 (ред. от 16.02.2024) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев"
к погибшим (умершим) военнослужащим относятся граждане, имеющие статус военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", погибшие (умершие) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного ими при исполнении обязанностей военной службы в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года;
к погибшим (умершим) лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, относятся лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальное звание полиции в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", погибшие (умершие) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного ими при исполнении обязанностей службы в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года;
к погибшим (умершим) добровольцам относятся граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, погибшие (умершие) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного ими в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года.
Судом установлено, что местом смерти ФИО2 являлось: <адрес> /л.д.20/.
Согласно п. 3 вышеуказанного Постановления Дополнительная мера социальной поддержки предоставляется:
членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших место жительства в <адрес>;
членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории <адрес>;
членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших место жительства в <адрес>;
(абзац введен постановлением Правительства МО от 16.08.2022 N 851/28)
членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших регистрацию по месту дислокации войск национальной гвардии Российской Федерации на территории Московской области; (абзац введен постановлением Правительства МО от 16.08.2022 N 851/28)
членам семей погибших (умерших) добровольцев, имевших место жительства в Московской области.
Поскольку судом установлен факт проживания ФИО2 на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд обязывает Военный комиссариат городского округа Подольск направить сведения о погибшем военнослужащем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в Министерство социального развития <адрес>.
Законом Московской области от 25.03.2022 г. № 31/2022-03 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих» установлено право членов семей погибших военнослужащих на дополнительную меру социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суд обязывает Министерство социального развития <адрес> произвести единовременную выплату членам семьи погибшего военнослужащего ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Решил
Исковые требования ФИО1 /паспорт №/ удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать Военный комиссариат городского округа <адрес> направить в Министерство социального развития <адрес> сведения о погибшем военнослужащем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство социального развития <адрес> произвести единовременную выплату членам семьи погибшего военнослужащего ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий подпись Л.А. Добрякова