Решение по делу № 33-14784/2023 от 08.08.2023

Судья Казакова Л.Д.                                           УИД 16RS0046-01-2022-018868-20

Дело № 2-1429/2023

№ 33-14784/2023

Учет № 070г

А П Е Л Я Ц И О Н Н О Е         О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 сентября 2023 года                                                                             город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И. и Прытковой Е.В.,

при ведении протокола секретарем Нигматзиновой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе истца К.Е.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 марта 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований К.Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

В обоснование своих требований истец К.Е.А. указала, что она является инвалидом <данные изъяты> группы (с детства), с учетом которой получает страховую пенсию за 33-летний трудовой стаж. Пенсионный орган с 1 января 2015 года и до настоящего времени в нарушение положений статей 16, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»» не назначил фиксированную выплату к страховой пенсии в повышенном на 100 процентов размере, нарушая тем самым ее пенсионные права. По изложенным основаниям истец просила взыскать с ответчика сумму невыплаченной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 2 статьи 17 названного выше Федерального закона в размере 1 003 106 рублей 90 копеек за период с                                      1 января 2015 года по 31 декабря 2022 года.

Определением суда, вынесенным без удаления в совещательную комнату с занесением в протокол судебного заседания от 20 января 2023 года, произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан его правопреемником – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

На судебное заседание суда первой инстанции стороны, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, не явились.

Определением Вахитовского районного суда города Казани от                                       16 марта 2023 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от                    13 июля 2023 года, производство по гражданскому делу по иску К.Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии в части требования за период с 1 января 2015 года по 30 апреля 2020 года прекращено.

Также судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе истец К.Е.А. приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивает на своей правовой позиции, в силу которой считает, что ее требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены. Выражая несогласие с выводами суда по установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, ссылается на рассмотрение дела без истребования документов о ее пенсионном обеспечении.

На судебном заседании суда апелляционной инстанции лица участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции не явились.

Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Реализация прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №-400 «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»), который вступил в законную силу с 1 января 2015 года.

С указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размера страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в непротиворечащей ему части.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

В соответствии с частями 2 и 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Порядок установления и выплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

В силу положений частей 1 и 8 статьи 18 Федерального закона от                          28 декабря 2023 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец К.Е.Ф., имеющая инвалидом <данные изъяты> группы (с детства) и ранее получавшая пенсию по инвалидности, с 1 января 2010 года является получателем страховой пенсии.

Страховая часть пенсии истца была исчислена по формуле, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 14, пунктом 3 статей 30 и 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего фактического трудового стажа, составляющего по состоянию на 1 января 2002 года – 34 года 4 месяца (стажевый коэффициент 0,69), стажа, отработанного до 1 января 1991 года, – 23 полных года (для расчета валоризации), коэффициента по заработной плате за 2000-2001 годы в размере 2,522, ограниченного максимальным 1,2, суммы страховых взносов в размере 6 057 рублей 23 копеек, перечисленных на ее индивидуальный лицевой счет на формирование страховой пенсии за период с                   1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года.

Общий размер пенсии по состоянию на 1 января 2010 года составлял                     9 735 рублей 09 копеек, в том числе фиксированной выплаты – 5 124 рублей, исчисленной в двукратном размере фиксированной базовой выплаты (2 562 рубля Х 2).

Как было отмечено ранее, с 1 января 2015 года положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года №-173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Вступивший в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввел новый порядок формирования и расчета пенсии. Трудовая пенсия стала называться страховой пенсией, а фиксированный базовый размер был выведен из состава страховой части пенсии и преобразован в фиксированную выплату к страховой пенсии, по сути своей являющейся аналогом фиксированного базового размера.

Нормы определения размера страховой части трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера), установленные ранее действующим законодательством, сохранены в положениях части 10 статьи 15, части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

На дату его вступления в силу размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составлял 3 935 рублей, а для инвалидов 1 группы – 7 870 рублей (3 935 рублей Х 2).

Размер страховой пенсии истца с 1 января 2015 года составляет 7 037 рублей 85 копеек, фиксированной выплаты – 7 870 рублей. С 1 января 2020 года размер фиксированный выплаты составляет 11 372 рубля 50 копеек, страховая пенсия – 10 213 рублей 73 копейки.

Размер страховой пенсии истца с 16 декабря 2021 составляет 11 497 рублей 58 копеек, фиксированной выплаты – 12 802 рубля 20 копеек.

Размер страховой пенсии истца с 22 января 2022 составляет 11 790 рублей 81 копейка, размер фиксированной выплаты – 13 128 рублей 62 копейки. Общая сумма пенсии – 24 919 рублей 43 копейки.

С 26 мая 2022 года размер страховой пенсии истца К.Е.А. стал составлять 12 970 рублей 33 копейки, размер фиксированной выплаты – 14 441 рубль 48 копеек. Общий размер пенсии установлен в сумме 27 411 рублей 81 копейка.

При этом, как верно указал в своем решении суд первой инстанции, за период с 1 мая 2020 года по 31 декабря 2022 года двукратная фиксированная выплата установлена истцу с учетом соответствующих индексаций, а произведенный ответчиком расчет пенсии соответствует нормам пенсионного законодательства.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, указав, что пенсионные права истца при определении ответчиком размера фиксированной выплаты не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что фиксированный базовый размер, установленный в 2010 году, является частью страховой части трудовой пенсии, а фиксированная выплата, установленная в 2015 году в качестве дополнительной надбавки к страховой пенсии, начисляется как отдельный и самостоятельный вид выплаты, основаны на ошибочном толковании норм закона, в связи с чем на правильность принятого судом решения повлиять не могут.

При этом вопреки доводам апеллянта, решение суда первой инстанции вынесено на основании исследования и оценки как обстоятельств дела, так и представленных сторонами доказательств, в том числе выплатного пенсионного дела истца К.Е.А., копия которого имеется в материалах настоящего гражданского дела.

Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 марта 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-14784/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлова Елена Александровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Насретдинова Дияна Минзуфаровна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
18.09.2023Судебное заседание
30.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Передано в экспедицию
18.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее