Гражданское дело № <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Коломниковой Л.В.
с участием прокурора Путилиной М.В.
при секретаре Харниковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Лебедевой Яны Викторовны к Управлению социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Управлению образования и науки <данные изъяты> о признании права на получение специализированного жилого помещения, восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот, включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
<данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Лебедевой Я.В. к Управлению социальной защиты и семейной <данные изъяты> области, Управлению образования и науки <данные изъяты> о признании права на получение специализированного жилого помещения, восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование заявленных требований указал, что Лебедева ( до замужества Баранова) Я.В., <данные изъяты> рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать умерла, отца нет. Постановлением администрации <данные изъяты> ее опекуном назначена бабушка Баранова Г.П., с которой с рождения до настоящего времени проживает истица, и которая является собственницей <данные изъяты> <данные изъяты>, где зарегистрирована по месту жительства Лебедева Я.В. Истица в <данные изъяты> г. окончила МБОУ <данные изъяты> обучалась в ФГОУ ВПО Филиал «Поволжская академия госслужбы им.П.А.Столыпина» <данные изъяты> Лебедева Я.В. обратилась в Управление социальной защита и семейной политики с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей –сирот, однако, ей было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот, ввиду достижения возраста <данные изъяты>. В ходе проверки прокуратурой установлено, что на момент достижения <данные изъяты> в квартире, площадью <данные изъяты>.м., где проживала истица было зарегистрировано <данные изъяты>, что менее нормы предоставления, установленной на территории <данные изъяты> <данные изъяты> однако, органы опеки не учли данный факт и в актах обследования никогда не указывали, что Баранов В.В. зарегистрирован в квартире. В данном случае нарушено право Лебедевой Я.В. на обеспечение ее жильем.
В ходе рассмотрения дела истица увеличила исковые требования, поставив вопрос о предоставлении специализированного жилого помещения.
Определениями Октябрьского районного суда <данные изъяты> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен <данные изъяты> области.
Прокурор Путилина М.В. иск в интересах Лебедевой Я.В. поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Истица Лебедева Я.В. и ее представитель по доверенности Проскуряков С.И. иск поддержали, пояснив, что истица проживает с бабушкой с рождения до настоящего времени. Все это время в квартире был зарегистрирован ее дядя Баранов В.В., однако, работники органа опеки, которые не приходили к ним, составляли акта обследования жилищных условий, в которых не отражали данный факт. Истице же поясняли, что она стоит в очереди. В <данные изъяты> г. Лебедевой Я.В. должны были предоставить жилье во внеочередном порядке по достижении <данные изъяты>. На тот момент в квартире было зарегистрировано <данные изъяты>, и по учетной норме площади было недостаточно. В <данные изъяты> г. истица обращалась в органы опеки за разъяснением и ей пояснили, что ей не нужно никуда ходить, она состоит на очереди детей-сирот. В связи с этим она никуда больше не обращалась до достижении <данные изъяты> возраста.
Представитель ответчика Управлению социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Старкова Е.В. иск не признала, пояснив, что истицей не было представлено доказательств, подтверждающих уважительность несвоевременного обращения по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Доводы о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства обязанностей, несостоятельны, поскольку Лебедева Я.В. достигла совершеннолетия в <данные изъяты>, то есть она была полностью дееспособна и способна самостоятельно осуществлять свои права, без участия органа опеки и попечительства. Правовая неграмотность Лебедевой Я.В. не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель Управлению образования и науки <данные изъяты> иск не признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях на иск просил в иске отказать.
Представитель управления образования администрации <данные изъяты> Миронова О.Н. считает иск необоснованным. В пояснениях представитель указал, что учетное дело на Лебедеву Я.В. не формировалось, т.к. она не была признана нуждающейся в жилом помещении. В управлении образования имеется только личное дело истицы, из которого видно, что нуждающейся в жилье она не была. Согласно представленных справок, площадь жилого помещения на одного члена семьи, в которой проживала Лебедева Я.В. соответствовала установленной <данные изъяты>
Представитель администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд не находит основания для удовлетворения иска.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также <данные изъяты> области от <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В соответствии со ст. 8 ФЗ от <данные изъяты> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от <данные изъяты>
Фактически аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В силу статьи 6 <данные изъяты>О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте <данные изъяты>
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом и подтверждается материалами Лебедева Я.В., <данные изъяты> рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать, являющаяся матерью-одиночкой, <данные изъяты>
Тем не менее, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лебедева Я.В. не состояла, впервые обратилась в Управление социальной защиты с заявлением о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>
В Обзоре практики рассмотрения судами дел связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> указывалось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
При наличии уважительных причин, по которым дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа своевременно не встали на учет нуждающихся в жилом помещении ( к каковым относятся: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями органами опеки и попечительства и т.п.; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом: помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов), имеются основания для удовлетворения исковых требований об обеспечении этой категории лиц жилым помещением и по достижении ими 23-х летнего возраста.
При разрешении настоящего спора, доказательств наличия перечисленных выше причин пропуска истцом срока не представлено.
Как отмечалось выше, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет амостоятельно реализовать соответствующее праве, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда были несовершеннолетними.
В материалах дела отсутствуют доказательства более раннего, чем <данные изъяты>., обращения истицы по вопросу предоставления ей жилья. Из пояснений Лебедевой Я.В. и материалов дела следует, что по вопросу признания ее нуждающейся в жилье она в компетентные органы до указанной даты не обращалась.
Поскольку до <данные изъяты> Лебедева Я.В. не встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ей жилого помещения не имеется.
Более того, из материалов дела следует, что истица после своего совершеннолетия и не имела права на быть признанной нуждающейся, а при постановке не учет в качестве нуждающейся подлежала бы снятию с такого учета, поскольку в период с <данные изъяты> в квартире, где она проживала, было зарегистрировано <данные изъяты> при учетной норме, установленной решением <данные изъяты> она, при проживании в <данные изъяты> <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., являлась лицом, обеспеченным жильем и не нуждалась в улучшении жилищных условий. Следует отметить, что квартира была по договору о безвозмездной передачи жилья в собственность передана Барановой Г.П. в <данные изъяты> истица отказалась от участия в приватизации жилья.
Отказывая в удовлетворении иска к Управлению образования и науки <данные изъяты>, суд считает, что данная организация является ненадлежащим ответчиком по делу. В компетенцию указанного ответчика не входят вопросы обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска прокурора <данные изъяты> в интересах Лебедевой Я.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска прокурора <данные изъяты> в интересах Лебедевой Яны Викторовны отказать.
Решение может быть обжаловано судебную коллегию по гражданским делам <данные изъяты> областного суда через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течении одного месяца.
Судья Л.В.Коломникова
Решение в окончательной форме составлено <данные изъяты>
Судья Л.В.Коломникова