РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2017 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Крастылевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6494/2017 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к Степаненко А.Г. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по ... обратилась в суд иском о взыскании с <данные изъяты> А.Г. задолженности по обязательным платежам, указав в обоснование требований, что ответчик является плательщиком транспортного налога. На основании сведений, предоставленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, установлено, что физическое лицо Степаненко А.Г. в налоговом периоде 2013-2014 годов являлся владельцем имущества, которое подлежит налогообложению, а именно, владельцем транспортных средств: <данные изъяты>. Налоговые уведомления об уплате налогов были направлены в адрес налогоплательщика почтой. В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налогов уплачена не в срок, установленный законодательством, ответчику в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговый орган направил ответчику требования об уплате налогов и пени. Поскольку самостоятельно налогоплательщик обязанность по уплате налога и пени не исполнил, административный истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке задолженность транспортному налогу за 2013-2014 годы в сумме 10480,56 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 355,68 рублей, начисленные за период с ** по **.
В судебное заседание представитель административного истца - ИФНС России по ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Степаненко А.Г. в судебное заседание не явился, извещен в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции.
Суд, направив административному ответчику судебную повестку по известному адресу, считает, что надлежащим образом выполнил свою обязанность по его извещению о дате и времени рассмотрения дела.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает административного ответчика надлежаще извещенным о дате и времени судебного заседания, его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу установлений ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Степаненко А.Г. в налоговом периоде 2013-2014 годов являлся плательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям из РЭО ГИБДД ... за ним в налоговом периоде зарегистрированы транспортные средства: Москвич, государственный номер У688КР38, Тойота Камри, государственный номер О546ХР38, Лексус, государственный номер О164АК38.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. ... от ** №-оз «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 05 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Пунктами 2 - 4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в уведомлении (п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ).
Налоговым органом исчислен транспортный налог, направлены налоговые уведомления, что подтверждается списком заказных писем. Таким образом, получение налогового уведомления налогоплательщиком в силу положений ст. 52 НК РФ презюмируется на шестой день с даты направления заказного письма.
В связи с тем, что налогоплательщиком допущена просрочка по уплате налогов, ответчику в порядке ст.75 НК РФ начислены пени.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Поскольку налогоплательщиком сумма налогов в сроки, установленные законодательством, уплачена не была, налоговый орган в порядке ст. 69 НК РФ направил налогоплательщику требования:
№ от ** со сроком исполнения до **,
№ от ** со сроком исполнения до **.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку установлено и подтверждено материалами дела, что налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени были направлены ответчику заказным письмом, то процедура направления налоговых извещений считается соблюденной.
В установленный срок налогоплательщик сумму задолженности, указанную в требованиях, не погасил.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000,00 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Следовательно, налоговый орган вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание обязательных платежей на основании требований № от ** со сроком исполнения до ** – не позднее **, а по требованию № от ** со сроком исполнения до ** – не позднее **.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по ... обращалась к мировому судье судебного участка № ... и ... с заявлением о выдаче судебных приказов, а именно, с заявлением от ** по требованию № от **, и заявлением от ** – по требованию № от **, что подтверждается входящими штампами мирового судьи, то есть, в установленный законом срок для взыскания обязательных платежей.
Мировым судьей судебного участка № ... и ... по заявлениям истца вынесены судебные приказы:
№ от ** о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2013 год в сумме 163,35 рублей, транспортный налог за 2013 год в сумме 6820,50 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 556,73 рублей.
№а-16/2016 от ** о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014 год в сумме 1371,00 рублей, транспортный налог за 2014 год в сумме 10296,00 рублей.
Определениями мирового судьи 35 судебного участка ... и ... от ** судебные приказы были отменены по заявлениям Степаненко А.Г.
Как следует из п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом указанной нормы, налоговый орган был вправе обратиться в суд с административным иском в течение 6 месяцев, то есть не позднее **.
Истец обратился с иском **, то есть, в пределах предусмотренного законом срока.
Как установлено судом, до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком сумма задолженности по налогам не оплачена.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Поскольку обязанность налогоплательщика Степаненко А.Г. по уплате обязательных платежей является ненадлежащим образом исполненной, имеются основания для удовлетворения требований истца.
Удовлетворяя административный иск, суд исходит из факта наличия задолженности и отсутствия доказательств ее погашения, а также суд учитывает, что расчет задолженности произведен истцом правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена, срок давности на обращение в суд с иском не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 433,45 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к Степаненко <данные изъяты> о взыскании задолженности по обязательным платежам - удовлетворить.
Взыскать с Степаненко <данные изъяты>, ** года рождения, в доход государства задолженность транспортному налогу за 2013-2014 годы в сумме 10480,56 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 355,68 рублей, начисленные за период с ** по **, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 433,45 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено судом **.
Судья А.В.Косточкина