Решение по делу № 2-4451/2024 от 08.11.2024

86RS0-88

дело №2-4451/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 декабря 2024 года                            город Ханты - Мансийск

мотивированное решение

изготовлено 20 декабря 2024 года

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Белоусовым Р.В.,

с участием:

представителя истца Силина А.Л. - Кармишина Е.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителей ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры -Салаховой А.А. и Губа М.В., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - Гладышевой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

старшего помощника Ханты-Мансийского межрайпрокурора Колесниковой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4451/2024 по исковому заявлению Силина Алексея Леонидовича к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры и Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и восстановлении на службе,

установил:

истец Силин Алексея Леонидовича обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев.

Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец на основании приказа замещал должность государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - <данные изъяты> Управления агропромышленного комплекса использования рыбных ресурсов Департамента природныхресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В дальнейшем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта прекращено. Истец переведён в Департамент промышленности ХМАО-Югры на основании п. 4 ч 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ - истец ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную гражданскую службу ХМАО-Югры на должность, государственной гражданской службы ХМАО-Югры, заместителя начальника Управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры, переводом из Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. В соответствии с постановлениями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя для государственных гражданских служащих ХМАО-Югры, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры в Департаменте промышленности ХМАО-Югры определен директор Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции в адрес истца направлено уведомление о сокращении занимаемой должности в связи с изменениями в структуре и штатном расписании Департамента промышленности ХМАО-Югры. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление о предложении дальнейшего прохождения государственной гражданской службы в Департаменте промышленности ХМАО-Югры в должности консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента, от которого ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказался. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлены вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в других исполнительных органах автономного округа, на что истцом в адрес ответчика было подано заявление о направление анкеты на вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в Департамент внутренней политики автономного округа на должности заместителя начальника Управления, начальника экспертно-консультативного отдела Управления координации органов входящих в единую систему публичной власти, заместителя начальника Управления региональной политики, в Департамент культуры автономного округа на должность заместителя начальника управления – начальник отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей. Согласно ответу ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № Департамент культуры автономного округа, Департамент внутренней политики автономного округа сообщили об отсутствии в отношении истца предложений по отношению вакантных должностей государственной гражданской службы автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был издан приказ - о прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (увольнении) истца, где истец с данным приказом был ознакомлен 27.11.2023. Согласно распоряжению Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении агропромышленного комплекса в отделе реализации программ, были введены две должности заместителей начальника отдела, где на момент увольнения истца, должность заместителя начальника отдела являлась вакантной. На момент увольнения истца в Департаменте промышленности ХМАО-Югры также имелась вакантная должность заместителя начальника управления начальника отдела регулирования деятельности в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами. Обе вакантные должности относятся к категории «Руководители» группа «Главные». Таким образом, полагает истец, увольнение истца является незаконным, так как произведено с нарушением порядка предусмотренного ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку представитель нанимателя в период после уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы не предложил ему имеющиеся в Департаменте промышленности ХМАО-Югры вакантные должности заместителя начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и заместителя начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твёрдых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые соответствовали категории и группе замещаемой истцом должности заместителя начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса. Ответчик, действуя недобросовестно, не предложив истцу вакантные должности главной группы категории «руководители», соответствующие должности, замещаемой истцом, а предложив лишь должность консультанта (категория «Специалисты», группа «Главные») отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента промышленности ХМАО- Югры, которая относится к иной группе и категории (нижестоящей) должностей государственной гражданской службы по отношению к замещаемой истцом. Предложение гражданскому служащему иной вакантной должности в государственном органе, не освобождает нанимателя от исполнения обязанности, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, предложить гражданскому служащему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должностей, замещаемой гражданским служащим и подлежащей сокращению, а не только отдельные должности по выбору нанимателя. Общий трудовой стаж истца на территории автономного округа по специальности составляет более 39 лет, стаж государственной гражданской службы более 15 лет. Профессиональный уровень подтверждён двумя высшими образованиями, высокие результаты служебной деятельности подтверждены дипломами, почётными грамотами, благодарностями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Председателя Думы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа–Югры. На основании вышеизложенного, истец Силин А.Л. просит суд: признать приказ Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности (увольнении) истца незаконным, восстановить истца в должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в должности заместителя начальника управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ взыскать с ответчика денежное содержание за период вынужденного прогула и денежное поощрение по результатам работы за 12 месяцев 2023 года.

Определением Ханты-Мансийского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решением Ханты – Мансийского районного суда от 19.02.2024, с учётом определения суда от 07.03.2024 об исправлении описки, исковое заявление Силина Алексея Леонидовича о прекращении служебного контракта, восстановлении в должности государственной гражданской службы, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев, удовлетворено частично.

Судом постановлено: «Признать незаконным приказ Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности Силина Алексея Леонидовича.

Восстановить Силина Алексея Леонидовича в должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - заместителя начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 27.11.2023.

В удовлетворении исковых требований Силина Алексея Леонидовича о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного поощрения по результатам работы за 12 месяцев отказать».

Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2024 решение Ханты – Мансийского районного суда от 19.02.2024 оставлено без изменения.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024, решение Ханты-Мансийского районного суда от 19.02.2024, с учётом определения об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2024 отменены в части, которой признан незаконным приказ Департамента государственной службы и профилактики коррупции Югры от 24.11.2023 № 36-лс-669 о прекращении служебного контракта и освобождении Силина А.Л. от занимаемой должности; Силин А.Л. восстановлен в должности государственной гражданской службы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры - заместителя начальника Управления - начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления, агропромышленного комплекса Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 28.11.2023, направить дело в отменённой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении гражданского дела в отменённой части истец Силин А.Л., надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки суд не известил. Суд, на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.

Представителя истца Силина А.Л. - Кармишин Е.В. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Представители ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры -Салахова А.А. и Губа М.В. в судебном заседании иск не признали, в соответствии с письменными возражениями суду показали, что Департамент с 20.06.2023 осуществляет функции по реализации кадровой работы, предусмотренной трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов автономного округа на основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденном постановлением Губернатора автономного округа от 27.04.2023 № 57. Реализуя изложенные выше полномочия ответчик уведомил истца о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с уведомлением. Уведомлением от 11.10.2023 № 36-Исх-4148 истцу предложена вакантная должность консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности Югры. С уведомлением истец ознакомлен 30.10.2023, от предлагаемой должности отказался. Должности заместителя начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса и заместителя начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твёрдых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами не предлагались истцу в связи с его не соответствием критериям, изложенным в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ, согласно которому при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе с учётом его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. По должности заместителя начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса согласно должностному регламенту установлены следующие квалификационные требования к кандидатам на указанную должность (пункт 2.2.1 раздела 2.2): наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по одной из специальностей, включённых в укрупненные группы направлений подготовки (специальностей) «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление». По должности заместителя начальника управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твёрдых коммунальных отходов Управления по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно изменениям в должностной регламент, утвержденными 18.08.2023, установлены следующие квалификационные требования к кандидатам на указанную должность (пункт 1.2.1 подраздела 2.2): наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) «Экономика и управление», «Экология и природопользование». Вместе с тем, истец имеет высшее образование, которое с учётом приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее по тексту приказ № 1061) не соответствует изложенным укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), указанным в должностных инструкциях: в 1984 году истец завершил курс по специальности «зоотехния», присвоена квалификация «зооинженер» (диплом КВ регистрационный , прилагается); также присвоена квалификация «юрист» по специальности «юриспруденция». Таким образом направления подготовки, специальность, полученные истцом, не соответствуют требованиям, установленным представителем нанимателя. Кроме того, истцу предложены вакантные должности государственной гражданской службы автономного округа в 11 исполнительных органах автономного округа. Предложение выражено в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ с которым истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на уведомление истец направил заявление от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Департамент направил анкету истца в Департамент внутренней политики и Департамент культуры автономного округа для рассмотрения на замещение вакантных должностей в указанных исполнительных органах автономного округа. Рассмотрев анкету истца, указанные исполнительные органы сообщили, что не согласны на замещение вакантных должностей кандидатом в связи с отсутствием у кандидата знаний, опыта работы соответствующих должности. Должность заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности Югры не была предложена истцу, поскольку данная должность требует допуска к сведениям, отнесенным к государственной тайне. Назначение на такую должность до оформления соответствующего допуска, является нарушением в области защиты государственной тайны и влечёт приостановку проведения секретных работ в организации. Указанная информация содержится в письме Аппарата Губернатора, Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ .Согласно пункту 6 инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.Проверка ФИО9 на предмет соответствия критериям, установленным должностным регламентом по указанной выше должности, проведена до его назначения на эту должность (согласно анкете от ДД.ММ.ГГГГ). На момент высвобождения указанной должности она была предложена ФИО9, что подтверждается его действиями, направленными на получение допуска к государственной тайне. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 завершено прохождение медицинского осмотра, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр профессиональной патологии», об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Деппромышленности обратился в Аппарат Губернатора, Правительства автономного округа об оформлении допуска к государственной тайне по третьей форме на ФИО9, претендующего на должность заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности. ДД.ММ.ГГГГ принято обязательство по соблюдению требований законодательства о государственной тайне. Совершение перечисленных выше действий кандидатом возможно исключительно с согласия представителя Деппромышленности. Согласно приложения к письму Аппарата Губернатора, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО9 установлена третья форма допуска (секретно) к государственной тайне распорядительным актом от ДД.ММ.ГГГГ по должности заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности. Получение ФИО9 допуска в столь краткий срок обусловлено тем, что ранее у него имелась 2 форма допуска (совершенно секретно) к государственной тайне, оформленной нанимателем по предыдущему месту прохождения государственной службы, согласно анкеты. ФИО9 назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Деппромышленности приказом Департамента государственной службы и профилактики коррупции Югры -ЛС-813. Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – Гладышева А.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы Деппромышленности Югры.

Старший помощник Ханты-Мансийского межрайпрокурора Колесникова К.П. в судебном заседании дала устное положительное заключение об удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, с ДД.ММ.ГГГГ истец Силин А.Л. занимал должность государственной гражданской службы ХМАО-Югры -<данные изъяты> развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности ХМАО-Югры.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югрыв адрес Силина А.Л. направлено уведомление о сокращении занимаемой должности в связи с изменениями в структуре и штатном расписании Департамента на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2023 № 519-рп.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры в адрес истца направлено уведомление о предложении дальнейшего прохождения государственной гражданской службы автономного округа в Департаменте в должности государственной гражданской службы консультанта отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования Департамента, от которого ДД.ММ.ГГГГ истец отказался.

ДД.ММ.ГГГГ истцу вручён перечень вакантных должностей государственной гражданской службы автономного округа в других исполнительных органах автономного округа.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о направлении анкеты на вакантные должности государственной гражданской службы: заместителя начальника Управления – начальника экспертно-консультационного отдела Управления координации органов, входящих в единую систему публичной власти Департамента внутренней политики автономного округа и заместителя начальника Управления – начальника отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей Департамента культуры автономного округа.

В адрес Департамента внутренней политики и Департамента культуры автономного округа ДД.ММ.ГГГГ направлена анкета Силина А.Л. для рассмотрения на замещение указанных вакантных должностей.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент внутренней политики и Департамент культуры автономного округа представили письменные ответы об отказе в рассмотрении кандидатуры истца в связи с отсутствием требуемого опыта работы.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ - действие служебного контракта с истцом прекращено по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (далее по тексту Закон о государственной гражданской службе) в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

Согласно штатным расстановкам Департамента промышленности ХМАО-Югры должность заместителя начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса была вакантной с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ вакантной была должность заместителя начальника Управления – начальника отдела регулирования деятельности в сфере твёрдых коммунальных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ 1 проведено заседание оценочной комиссии, на котором принято решение о признании Силина А.Л. не соответствующим уровню знаний и умений необходимому для исполнения должностных обязанностей квалификационным требованиям к профессиональному уровню для замещения указанных вакантных должностей.

В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника отдела реализации программ Управления агропромышленного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.2.1) по указанной должности гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальности «Инженерное дело», «Технология и технические науки», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление».

В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника Управления - начальника отдела регулирования деятельности в сфере твёрдых коммунальных отходов Управления по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ гражданский служащий должен иметь высшее образование по специальностям: «Экономика и управление», «Экология и природопользование». Должностным регламентом заместителя начальника Управления - начальника отдела регулирования в сфере твердых коммунальных отходов Управления по обращению с ТКО, предусмотрено, что гражданский служащий должен обладать знаниями: о порядке реализации мероприятий в области обращения с отходами; понятие, цели, организация в области обращения с отходами; о порядке передачи прав (владение, пользование, распоряжение) объектами в области обращения твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности; принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора); процедура организации проверки и т.д. Гражданский служащий должен обладать умениями: работа в информационной системе в сфере учета обращения с отходами; организация и планирование деятельности; владение современными средствами и методами работы с информацией; подготовка проектов; осуществление внутреннего финансового контроля; разработка территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; реализация мероприятий предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами и ТКО.

Между тем, истец имеет высшее образование по специальности «Зоотехния», «Юриспруденция».

В связи с чем, указанные должности обоснованно не были предложены истцу, поскольку не соответствовали уровню его профессионального образования.

Согласно штатной расстановке в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения истца в Департаменте промышленности ХМАО-Югры имелась вакантная должность заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования.

Согласно должностному регламенту заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования от ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя относится к группе должностей «главные» категории «руководители». В соответствии с п. 2.2.1 должностного регламента гражданский служащий, занимающий должность заместителя начальника отдела должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» или иному направлению подготовки, для которого законодательством установлено соответствие перечисленным направлениям подготовки.

Однако данная должность не была предложена истцу.

Решением Ханты – Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом определения суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, истец Силин Алексей Леонидович восстановлен в должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - заместителя начальника Управления – начальника отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ , прекращено действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ , освобождён от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ Силин Алексей Леонидович - заместитель начальника Управления – начальник отдела развития агропромышленного комплекса Управления агропромышленного комплекса Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе п.8.2 ч.1 ст.37, п.7 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» (т.4 л.д.1).

Суд, установив фактические обстоятельства при новом рассмотрении гражданского дела в отменённой части, руководствуется следующими основаниями.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее по тексту Закон Российской Федерации «О государственной тайне»).

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:

- представление собственноручно заполненной и подписанной им анкеты установленной формы, содержащей сведения о нём и его близких родственниках, к которым для целей настоящего Закона относятся супруг (супруга), отец, мать, дети, в том числе усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные имеющие общих отца или мать) братья и сёстры, а также представлении документов, удостоверяющих личность оформляемого лица и подтверждающих указанные в анкете сведения о нём и его близких родственниках;

- проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (если иное не установлено Президентом Российской Федерации), в целях выявления оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона;

- ознакомление его с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение указанного законодательства, а также ограничения его прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

- принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском должностных лиц и граждан к государственной тайте, проводятся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальными органами.

Проверочные мероприятии проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объём проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трём степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. Наличие у должностных лиц и граждан права на доступ к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Заключение трудового договора (контракта) до окончания проведения проверочных мероприятий, связанныз с допуском к государственной тайне, не допускается.

Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне перечислены в статье 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составлявшим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны; при этом руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объёмах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Во исполнение пункта 3 статьи 4 данного Закона Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 №63 утверждены Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, а также формы учётной документации (действовали в период процедуры увольнения истца, утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132).

Указанной Инструкцией предусмотрено, что в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

- первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

- вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

- третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности (пункт 4).

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) (пункт 5).

Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 6).

Допуск граждан к государственной тайне предусматривает;

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенные им сведений. составляющих государственную тай ну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт 7).

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений (пункт 8).

Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае, если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, территориально обособленных подразделений организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по месту расположения этих подразделений организаций, их заместителям по режиму (безопасности), работникам их структурных подразделений по защите государственной дайны, лицам, которые назначаются уполномоченными режимно-секретного подразделения или на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по. согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий (пункт 9).

Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2) (пункт 10).

Из приведённых нормативных положений следует, что если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме в соответствии с установленной процедурой, включающей прохождение специальных проверочных мероприятий.

Учитывая, что истец Силин А.Л. такого допуска в период процедуры сокращения не имел, у представителя нанимателя не имелось обязанности предлагать ему вакантную должность заместителя начальника отдела правового регулирования Управления бюджетирования и правового регулирования, для занятия которой требовалась третья форма допуска.

При таких обстоятельствах требование иска о признании незаконным приказа Департамента государственной службы от 24.11.2023 № 36-лс-669 о прекращении служебного контракта и освобождении Силина А.Л. от занимаемой должности, восстановлении истца на службе в ранее занимаемой должности, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Силина Алексея Леонидовича (СНИЛС к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры (ИНН 8601051460) и Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ИНН 8601063930) о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и восстановлении на службе.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты – Мансийский районный суд.

Председательствующий                            подпись                             С.В.Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                   С.В.Вахрушев

2-4451/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура
Силин Алексей Леонидович
Ответчики
Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО-Югры
Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
08.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.11.2024Передача материалов судье
11.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2024Судебное заседание
20.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2024Дело оформлено
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее