Дело № ...
УИД 12RS0008-01-2024-002781-84
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Медведево 11 ноября 2024 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Гаврилова Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, находящейся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул.Советская, д.20, ОГРН 1021201052608, ИНН/КПП 1207002292/120701001, ранее привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
5 ноября 2024 года специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в отношении Администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ, протокол о временном запрете деятельности источника подземных вод системы нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – общественного колодца по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п.Турша, Люльпанское сельское поселение (ст.Турша).
6 ноября 2024 года указанный административный материал по факту нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленных при проверке общественного колодца передан в суд для рассмотрения по существу.
В судебном заседании защитник Администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Гарипов Д.Г. не оспаривал факт выявленных нарушений в части несоответствия качества воды в общественном колодце по вышеуказанному адресу. Для устранения нарушений требуется время и финансовые затраты.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий в судебном заседании Щекотова Н.А. в судебном заседании пояснила, что выявленные нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляют угрозу для жизни и здоровья граждан, в том числе возникновения инфекционных заболеваний среди населения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Из материалов дела следует, что Медведевским районным судом Республики Марий Эл 5 августа 2024 года по делу № 5-68/2024 вынесено постановление по делу об административном правонарушении. В рамках проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности Управлением Роспортебнадзора с привлечением аккредитованной организации — ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Республике Марий Эл» проведен отбор проб воды из общественного колодца ст.Турша (п.Турша). 2 ноября 2024 года в 10 час.00 мин. по месту нахождения Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Машиностроителей, д.121, при рассмотрении Протокола испытаний ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 12-01/22657-24 от 1 ноября 2024 года и экспертного заключения на результат испытаний воды ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 2922П от 2 ноября 2024 года, обнаружено, что по состоянию на 30 октября 2024 года в период времени с 10 час.50 мин. до 11 час.00 мин. администрацией Медведевского муниципального района Республики Марий Эл по месту нахождения общественного колодца ст.Турша (п.Турша Люльпанской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл) нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно:
Согласно протоколу испытаний ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 12-01/22657-24 от 01.11.2024г. и экспертного заключения на результат испытаний воды ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 2922П от 02.11.2024г. качество воды в пробах, отобранных 30.10.2024г. из источника нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – общественного колодца по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, с.п. Люльпанское, п. Турша (ст. Турша), не соответствует по органолептическим показателям: запах (5 баллов, при гигиеническом нормативе не более 3), привкус (5 баллов, при гигиеническом нормативе не более 3), мутность (26,4±3,7 ЕМФ, при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ); по обобщенным показателям: перманганатная окисляемость (78,40±7,84 мг/дм3, при гигиеническом нормативе не более 7); по санитарно-микробиологическим показателям: Escherichia coli (E. сoli обнаружено КОЕ в 100 мл, при гигиеническом нормативе отсутствие КОЕ в 100 мл), общие (обобщенные) колиформные бактерии (обнаружены в 100 мл, при гигиеническом нормативе отсутствие в 100 мл), энтерококки (обнаружены в 100 мл, при гигиеническом нормативе отсутствие в 100 мл); по содержанию исследованных химических веществ: массовая концентрация нефтепродуктов (нефтепродукты (суммарно) 9,2±2,3, при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/л), аммиак и ионы аммония (суммарно) (4,79±0,67 мг/дм3, при гигиеническом нормативе не более 1,5 (мг/л)), Железо (общее, суммарно) (более 2 мг/дм3, при гигиеническом нормативе не более 0,3 (мг/л)), что является нарушением требований таблиц 3.1., 3.3., 3.6., 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Таким образом, администрацией Медведевского муниципального района Республики Марий Эл нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а именно: требования таблиц 3.1., 3.3., 3.6., 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения в том числе и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно ч. 4. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, на администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл возложены обязанности по организации водоснабжения на территории ст. Турша (п. Турша Люльпанской сельской администрации Медведвского муниципального района Республики Марий Эл).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Употребление питьевой воды не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-микробиологическим показателям может стать причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний населения:
Кишечная палочка (E coli), являясь обязательным и постоянным обитателем кишечника человека, находится в тесной взаимосвязи с группой патогенных микроорганизмов – возбудителей кишечных инфекций человека. По этой причине ее обнаружение в воде в большей мере свидетельствует и наличии и степени эпидемиологической опасности (Акулов К.И., Буштуева К.А., Гончарук Е.И. и др. «Коммунальная гигиена»).
Общее микробное число характеризует суммарное содержание в воде микроорганизмов, вырастающих на универсальной питательной среде, без разделения их на подгруппы. Общие колиформные бактерии – это микроорганизмы из группы кишечной палочки (БГКП). Они относятся к группе условно патогенных микроорганизмов и вызывают отравления, если содержатся в воде в большом количестве. (Испытательный Центр МГУ статья «Опасна ли вода для человека» кандидат биологических наук Тихонов В.).
Содержание железа в воде значительно ухудшает органолептические свойства, придавая ей неприятный запах и вяжущий вкус. Железо увеличивает показатели цветности и мутности воды, придает ей неприятную красно-коричневую окраску и ухудшает ее вкус, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение. Высокое содержание железа в воде приводит к неблагоприятному воздействию на кожу, может сказаться на морфологическом составе крови, способствует возникновению аллергических реакций.
Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 5 ноября 2024 года было принято решение о временном запрете общественного колодца по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Турша, Люльпанское сельское поселение (ст. Турша) с 17 час. 00 мин. «5 » ноября 2024 года.
Таким образом, вина Администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении от 5 ноября 2024 года, протоколом о временном запрете деятельности от 5 ноября 2024 года, протоколами испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» 12-01/22657-24 от 1 ноября 2024 года, экспертным заключением от 2 ноября 2024 года, из которого следует, что качество воды в пробах, отобранных 30 октября 2024 года из источника нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – общественного колодца в п.Турша Медведевского района Республики Марий Эл по исследованным органолептическим показателям (запах, привкус, мутность), обобщенным показателям (перманганатная окисляемость, нефтепродукты (суммарно)), санитарно-микробиологическим показателям, по содержанию исследованных химических веществ не соответствует гигиеническим нормативам, утвержденным требованиям таблиц 3.1, 3.3, 3.6, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Таким образом, учитывая совокупность исследованных доказательств, прихожу к выводу, что действия Администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл подлежат квалификации по ст. 6.5 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Санкция ст. 6.5 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц два альтернативных вида наказания: административный штраф от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих вину обстоятельств судья учитывает признание вины.
В качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья относит повторное совершение однородного административного правонарушения.
Учитывая характер правонарушения, а также то, что выявленное в ходе проверки нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является существенным нарушением, влекущим угрозу жизни и здоровья граждан, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, устранение которых требует значительного времени, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, считаю необходимым подвергнуть Администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл наказанию в виде административного приостановления деятельности общественного колодца по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Турша, Люльпанское сельское поселение (ст. Турша) в пределах санкции статьи на срок 90 суток.
Руководствуясь ст.ст.29.6, 29.9, 29.10, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности общественного колодца по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Турша, Люльпанское сельское поселение (ст. Турша) на срок 90 (девяносто) суток, начиная с 17 часов 00 минут 5 ноября 2024 года.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Т.Н. Гаврилова