№2-5468/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Исаковой В.В., с участием прокурора Радьковой В.В., посредством видеоконференцсвязи истца, представителя ответчика по доверенности Бокша А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каденко С. В. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
установил:
Каденко С.В. обратился с иском к Министерству финансов Российской Федерации по тем основаниям, что приговором Кондопожского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ч.№ ст.№, п. № ч.№ ст.№ УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к <данные изъяты> по ч.№ ст.№ УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к <данные изъяты> В соответствии с ч.№ ст.№ УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено <данные изъяты> Этим же приговором осуждены иные лица, приговор в отношении которых вступил в законную силу. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор был оставлен без изменения. Постановлением Президиума Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в связи с нарушением Каденко С.В. права на защиту. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор был изменен, в срок отбытия наказания Каденко С.В. было зачтено ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части приговор оставлен без изменения. Указывая на нарушения права на защиту, нарушены разумные сроки судебного разбирательства, т.к. отмененное определение было постановлено ДД.ММ.ГГГГ, отменено спустя 11 мес.(ДД.ММ.ГГГГ), Каденко С.В. переживал нравственные страдания, выявилось заболевание, связанное с расстройством личности, ссылаясь на положения ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, Каденко С.В. просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура РК, Управление Судебного департамента в Республике Карелия.
В судебном заседании истец требования поддержал, указав, что нарушение права на защиту повлекло за собой ущерб его здоровью. Представил в дополнения письменные позиции по делу.
Представитель ответчика Бокша А.М. требования не признал, полагая министерство ненадлежащим ответчиком по делу, Указывая, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями суда и заболеванием. Обратил внимание суда, что истец ранее обращался за компенсацией морального вреда по другим делам, обосновывал требования этими же обстоятельствами. Представлен письменный отзыв, по которому надлежащим ответчиком является судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения истцу страданий для взыскания компенсации морального вреда.
Представитель Прокуратуры РК в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие. Ранее был представлен отзыв, по которому основания для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Управление судебного департамента своего представителя не направило для участия в деле, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ранее представило отзыв, по которому управление не является финансовым органом, выступающим от имени казны.
Помощник прокурора Радькова В.В. дала заключение, по которому отсутствуют и правовые и фактические основания для удовлетворения иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Радьковой В.В., полагавшей требования истца не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы уголовного дела, медицинскую карту истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В ст. 53 Конституции РФ декларировано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами гражданина. На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган, коим является Министерство финансов Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ, ст. 6 БК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п.2 ст.1070 ГК РФ).
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
При этом согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из содержания вышеуказанных положений закона, разъяснений Конституционного Суда РФ в Определении № 1540-О от 02.07.2015, даже если судебные акты не устраняют преступность совершенного лицом деяния, если отсутствует акт, которым бы за лицом было признано право на реабилитацию, вред, причиненный при осуществлении правосудия, подлежит возмещению.
Пункт 2 ст. 1070 ГК РФ в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающий принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина
Судом установлено, что приговором Кондопожского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Каденко С.В. осужден по ч.№ ст.№, п. № ч.№ ст.№ УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к <данные изъяты> по ч.№ ст.№ УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к <данные изъяты> В соответствии с ч.№ ст.№ УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено <данные изъяты> Этим же приговором осуждены иные лица, приговор в отношении которых вступил в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор был оставлен без изменения.
Постановлением Президиума Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в связи с нарушением Каденко С.В. права на защиту.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор был изменен, в срок отбытия наказания Каденко С.В. был зачтен день ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий.
Каденко С.В. осужден приговором Кондопожского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор в части определенного наказания оставлен без изменения. При этом постановлением Президиума Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, право на защиту Каденко С.В. было восстановлено, что не свидетельствует о том, что нарушены личные неимущественные права и нематериальные блага Каденко С.В.
При этом факт отмены апелляционного определения постановлением Президиума от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о незаконности судебных постановлений, т.е. о том, что вышестоящая инстанция, проверяя судебный акт, отменила его, направив вопрос на повторное рассмотрение, а не о неправомерных действиях суда в отношении истца, влекущих ответственность государства, и по смыслу ст.ст. 151, 1069 ГК РФ, не является необходимым и достаточным доказательством факта нарушения каких бы то ни было прав истца, само по себе не является безусловным основанием для возложения обязанности для взыскания компенсации морального вреда за счет средств казны РФ.
Ссылки истца на то, что отмена определения повлекла нарушение разумных сроков рассмотрения дела, суд не принимает, поскольку отсутствует судебный акт, подтверждающий данное обстоятельство.
Доводы истца о возникшем психическом расстройстве и об ухудшении состоянии здоровья, с учетом имеющихся у истца заболеваний, в результате принятых по уголовному делу судебных актов, в том числе и после вынесения апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, ничем объективно не подтверждены.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требованиях следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Каденко С. В. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 17.09.2018
№2-5468/2018
РЕШЕНИЕ
(Резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Исаковой В.В., с участием прокурора Радьковой В.В., посредством видеоконференцсвязи истца, представителя ответчика по доверенности Бокша А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каденко С. В. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Каденко С. В. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва