Решение по делу № 2-210/2015 от 16.12.2014

                                                                                      По делу № 2-210/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем    Российской    Федерации

г. Новокубанск                                                                  16 января 2015 года

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.

при секретаре          Ростовцевой Н.А.,

с участием прокурора Дикой И.В., а также представителя администрации МО Новокубанский район Выдра М.В. и представителя МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» Заколюжной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район, муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской об устранении нарушений законодательства о безопасности образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Новокубанский район и МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской Новокубанского района, по которому просит: 1. обязать Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской до 01.08.2015 г. установить систему видеонаблюдения в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской, расположенном по адресу: ст. Советская Новокубанского района Краснодарского края, ул. Ленина 163, организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; 2. обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район до 01.08.2015 г. выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности образовательной организации - МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской.

    В обоснование своих доводов, истец указывает, что в ходе проведенной проверки исполнения законов о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2014-2015 учебному году установлено, что в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской, которое посещают более 80 воспитанников и, следовательно являющимся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания, надлежащий пропускной режим. В виду того, что данное учреждение не обеспечено системой видеонаблюдения, контролем за его территорией, а организация пропускного режима представляет собой наличие одного вахтера, не имеющего правового статуса частного охранника, учреждение не может считаться обеспеченным в силу требований действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.

    Прокурор Дикая И.В. с учетом того, что часть нарушений ответчиками устранены до судебного заседания, поддержала требования только в части организации пропускного режима на территории учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», дав пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

    Представитель ответчика МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской Закалюжная М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что в штате учреждения имеется сторож-вахтер, который прошел специальное обучение и следит за камерами видеонаблюдения и в случае опасности может воспользоваться «тревожной кнопкой» для вызова полиции. При этом вахтер работает только на 0,3 ставки с 7 до 11 часов.

Представитель ответчика администрации МО Новокубанский район Выдра М.В. возражала против удовлетворения требований прокурора о возложении на администрации обязанности финансирования по организации пропускного режима в школе. В обоснование своих доводов Выдра М.В. указывала, что действующим законодательством также не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по финансированию затрат по организации пропускного режима в школах, путем заключения договоров с охранными фирмами. В 2007 г. антитеррористическая комиссия Краснодарского края по согласованию с ГУВД Краснодарского края, УФСБ по Краснодарскому краю и Департаментом образования и науки Краснодарского края разработала Типовую Инструкцию по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского кря от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, согласно которой при организации пропускного режима охрана образовательного учреждения может осуществляться не только подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями, но и штатными сторожами, вахтерами, прошедшими соответствующее обучение, согласно их функциональным обязанностям. В МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской пропускной режим осуществляется сторожем — вахтером, ведется журнал регистрации посетителей, установлена система видеонаблюдения, тревожная сигнализация (кнопка экстренного вызова наряда охраны). Таким образом, в учреждении МДОБУ Детский сад № 30 «Буратино» пос. Прикубанский созданы все возможные безопасные условия для воспитанников. Вопросы антитеррористической деятельности относятся к компетенции Российской Федерации. Администрация муниципального образования Новокубанский район не является главным распорядителем средств бюджета по отрасли «Образование», выделение средств для выполнения указанных в иске работ не представляется возможным с учетом бюджетной классификации Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской, которое посещает более 80 воспитанников и являющемся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания, надлежащий пропускной режим. В виду того, что в данном учреждении организация пропускного режима представляет собой наличие одного вахтера, учреждение не может считаться обеспеченным в силу требований действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровье. Детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. п. 15 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В силу ст. ст. 2, 20, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст. 2 Закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.

Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь, исходя их приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

Согласно п.п. е, п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно - технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты); совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности; улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Образовательное учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Вместе с тем понятие «обладания автономией по принятию решений» не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств. Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.

23.12.2005 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная Целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов и писем.

Так, приказом от 11.11.2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджет субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Согласно п.п. 1.3 п. 1 Совместного Письма «Роспотребнадзора» № 01\2050 -8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ -102\09 от 12.03.2008 г. «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» руководителям образовательных учреждений всех типов и видов предписано подготовку образовательных учреждений к новому году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий. Этим же письмом, а также письмами Минобрнауки России от 04.06.2008 г. № 03-1423, от 16.06.2010 г. № ЮС343\09 утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которым мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России; обеспечение охраны - службами безопасности, вневедомственной охраны или органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку видеонаблюдения, установку ограждения по периметру образовательного учреждения и другое.

Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 г. разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательных учреждений считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения, осуществляющего образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны инженерно-техническими средствами охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, экстремизма на территории муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направленные на исполнение указанных расходных обязательств. Обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 г. «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы».

Имеющиеся в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными.

МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Отсутствие охраны из числа работников охранных предприятий в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечены надлежащим образом антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории детского сада, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим, осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию детского сада системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования Новокубанский район обязана участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являясь собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать благоприятные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384 для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных появлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 231-06-2009», утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635\10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 122».

Согласно главе 1 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП31-06-2009», утвержденному приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635\10 требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее-общественные здания). К перечню основных групп зданий и помещений общественного значения, на которые распространяется настоящий свод правил, относятся также образовательные учреждения.

Организация пропускного режима в образовательном учреждении является одной из мер превентивного характера, наряду с принятием мер противопожарной безопасности и других мер, необходимость осуществления которой направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму, на что также указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2008 № 452-0-0.

В нарушение ст.ст. 3, 11 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред. от 02.07.2013 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрану в образовательной организации осуществляет сторож - вахтер, то есть лицо, не имеющие правого статуса частного охранника.

В соответствии со ст. 1, 1.1. Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной охранной деятельности в Российской Федерации» настоящим законом частная детективная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Пропускной режим, контролируемый специально обученными для этой работы гражданами - частными охранниками это предусмотренный порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупность мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны). Для охраны жизни и здоровья граждан, находящихся на охраняемых объектах разрешено применение оружия и специальных средств.

Вместе с тем, на граждан, не прошедших специальное обучение и не получивших удостоверение частного охранника, работающего по договору в организации осуществляющей охранную деятельность в соответствии с лицензией, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Таким образом, наличие вахтера, работающего неполный рабочий день, не может обеспечить пропускной режим на территории образовательной организации, в целях обеспечения безопасности детей и других лиц во время образовательного процесса. Кроме того, данная штатная единица образовательной организации при совмещении деятельности по обеспечению пропускного режима и режима контроля за видеонаблюдением, в случае наличия или дальнейшего его установления, не сможет обеспечить надлежащим образом одновременно эти две важные функции, входящие в комплекс антитеррористической защищенности. Данное обстоятельство указывает на явную недостаточность наличия только одного вахтера для осуществления контроля за территорией учреждения, видеонаблюдением и одновременно исполнением обязанностей по организации пропускного режима надлежащим образом и в полном объеме. Вахтеры и сторожа, состоящие в штате образовательной организации, кроме того, не могут обеспечить надлежащий уровень защиты образовательного учреждения, ввиду отсутствия специальной подготовки, и права использования специальных средств защиты и мер административного принуждения.

Обеспечение в данной образовательной организации пропускного режима силами работников охранных предприятий способствовало бы профилактике террористических проявлений и обеспечению реальной защиты детей и персонала от террористических и иных посягательств.

Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работников образовательной организации, противоречат принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан, предусмотренных ст.2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенное действие, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Действующее законодательство в данной сфере правоотношений не связывает исполнение обязательств с какими-либо условиями, наличием, а также отсутствием финансирования.

    В связи с изложенным суд считает необходимым обязать МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской до 01.08.2015 г. организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район до 01.08.2015 г. выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности образовательной организации - в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской муниципального образования Новокубанский район до 01.08.2015 г. организовать пропускной режим в МДОБУ Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской, расположенном по адресу: ст. Советская Новокубанского района Краснодарского края, ул. Ленина 163, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

    Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район до 01.08.2015 г. выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности образовательной организации - муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Детский сад № 26 «Василек» ст. Советской муниципального образования Новокубанский район.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд, в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

                              Судья                                   И.А. Кувикова

2-210/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Новокубанского района
Ответчики
МДОБУ № 26 "Василек"
Администрация МО Новокубанский район
Суд
Новокубанский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
novokubansk.krd.sudrf.ru
16.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2015Судебное заседание
16.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее