№ 2-68/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Абатское 30 апреля 2019 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Боровой И.Ю.,
при секретаре Белобородовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Абатского муниципального района Тюменской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Пушкаревой Евдокии Прокопьевне, Сеногноевой Галине Алексеевне, Торопову Николаю Филипповичу, Тороповой Светлане Сергеевне, Шумиловой Нине Михайловне, Шумилову Александру Алексеевичу, Шумиловой Светлане Алексеевне, Шумилову Геннадию Алексеевичу, Чебыкиной Екатерине Алексеевне о прекращении права долевой собственности на земельные доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, признании права муниципальной собственности муниципального образования Абатского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области на данные земельные доли,
установил:
Администрация Абатского муниципального района Тюменской области в лице представителя по доверенности ФИО19, с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Пушкаревой Е.П., Сеногноевой Г.А., Торопову Н.Ф., Тороповой С.С., Шумиловой Н.М., Шумилову А.А., Шумиловой С.А., Шумилову Г.А., Чебыкиной Е.А. о прекращении права долевой собственности на земельные доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и признании права муниципальной собственности на данные земельные доли, свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» администрацией Абатского района принято Постановление № 74 от 30.12.1994 года «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» в соответствии с которым каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, выдано свидетельство на право собственности на землю без выдела земельной доли в натуре и без изготовления чертежа границ. Согласно списку лиц, наделяемых земельными долями, 1239 человек – участников долевой собственности бывшего ТОО «Абатское» получили право собственности на земельную долю, с определением размера доли каждого собственника 7,2 га. В указанном списке среди прочих указаны лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые не передали эти земельные доли в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех и более лет подряд, а в настоящее время умерли. В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон № 101-ФЗ) администрацией Абатского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области была соблюдена процедура признания земельных долей невостребованными. Администрацией Абатского сельского поселения составлен список 303 собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данные списки были опубликованы в газете «Сельская новь» № 39 - 40 (9810-9811) от 17.05.2014 года, а также размещены на информационных щитах Абатского сельского поселения. С момента публикации до 14.10.2014 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Таких заявлений в администрацию Абатского сельского поселения поступило 43. Возражения также принимались на общем собрании участников долевой собственности, которое состоялось 14.10.2014 года. Во время проведения собрания таких заявлений от собственников земельных долей не поступило. В соответствии с ч. 5 ст. 12.1. Закона об обороте земель на общем собрании участников долевой собственности бывшего ТОО «Абатское» Абатского сельского поселения утвержден список собственников невостребованных земельных долей сельскохозяйственной организации Абатского сельского поселения бывшего ТОО «Абатское» Абатского района Тюменской области. Просит прекратить право собственности на земельные доли граждан в связи с признанием их невостребованными: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием – Абатское сельское поселение на земельные доли указанных граждан.
Представитель истца администрации Абатского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В просительной части искового заявления, просительной части заявления об уточнении исковых требований, представитель истца просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Абатского муниципального района (л.д.8-16,184-187).
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д.155,177).
Ответчики Пушкарева Е.П., Сеногноева Г.А., Торопов Н.Ф., Торопова С.С., Шумилова Н.М., Шумилов А.А., Шумилова С.А., Шумилов Г.А., Чебыкина Е.А. в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.134-139,154,168-174,178,179). Пушкарева Е.П., Торопов Н.Ф., Торопова С.С., Шумилова Н.М., Шумилов А.А., Шумилова С.А., Шумилов Г.А., Чебыкина Е.А., Сеногноева Г.А. направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны, от права на земельные доли ФИО2, ФИО4, ФИО6 отказались (л.д.140-145,164,166,188).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.155,176,180).
Нотариус нотариального округа Абатского района Тюменской области в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.155,181).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями ст. 12.1 вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В силу п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом не могут быть признаны невостребованными земельными долями земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ).
Согласно п. 3, п. 4 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ).
Пунктом 7 названного Закона предусмотрено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В силу п. 8 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением главы администрации Абатского района от 30.12.1994 года № 74 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» предоставлены земельные участки из категории «земли сельскохозяйственного назначения» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности выданы свидетельства на право собственности на землю без выдела земельной доли в натуре и без изготовления чертежа границ согласно предельным нормам бесплатного надела землей на каждого жителя района 7,2 га с/х угодий (л.д.27).
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются собственниками земельных долей бывшего ТОО «Абатское» в размере 7,2 га каждый, что подтверждается копиями свидетельств на право собственности на землю (л.д.157-161).
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации прав ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Пушкаревой Е.П., Сеногноевой Г.А., Торопова Н.Ф., Тороповой С.С., Шумилова Г.А., на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Согласно единому государственному реестру недвижимости имеются сведения о регистрации прав Шумиловой Н.М., Шумилова А.А., Шумиловой С.А., Чебыкиной Е.А. на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано на основании свидетельства на право собственности на землю (л.д.182-183).
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55), ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56), ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57), ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58), ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).
Согласно ответу нотариуса нотариального округа Абатского района после умершего ФИО2 заведено наследственное дело, наследство приняла супруга – Пушкарева Е.П., свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось. После умершей ФИО4 заведено наследственное дело, наследство приняла мать – Торопова С.С., свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось. После умершего ФИО6 заведено наследственное дело, наследство приняла супруга – Шумилова Н.М., свидетельство о праве на наследство на земельную долю наследнику не выдавалось. После умерших ФИО3, ФИО5 наследственные дела не заводились (л.д.110).
Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО2 с ним совместно была зарегистрирована Пушкарева Е.П. (л.д.62).
Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО3 с ним совместно была зарегистрирована Сеногноева Г.А. (л.д.63).
Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО4 с ней совместно были зарегистрированы Торопов Н.Ф., Торопова С.С. (л.д.64).
Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское) на день смерти ФИО5 с ним совместно были зарегистрированы ФИО24, ФИО20 (членами семьи не являются) (л.д.65).
Согласно справке МП в ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» (дислокация в с. Абатское), выписке из похозяйственной книги Абатского сельского поселения, на день смерти ФИО6 с ним совместно были зарегистрированы Шумилова Н.М., Шумилов А.А., Шумилова С.А., Шумилов Г.А., Шумилова (Чебыкина) Е.А. (л.д.66,71).
Шумилова Е.А. и ФИО22 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака ей присвоена фамилия Чебыкина (л.д.115).
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Сеногноева Г.А., Торопов Н.Ф., Шумилов А.А., Шумилова С.А., Шумилов Г.А., Чебыкина Е.А. являются наследниками фактически принявшими наследство после умерших ФИО3, ФИО4, ФИО6.
Таким образом, земельные доли ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 не являются выморочным имуществом. Право собственности на земельные доли ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Администрацией Абатского сельского поселения составлен список 303 собственников, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в газете «Сельская новь» № 39 - 40 (9810-9811) от 17.05.2014 года, а также размещен на информационных щитах Абатского сельского поселения. С момента публикации до 14.10.2014 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Таких заявлений в администрацию Абатского сельского поселения поступило 43. Возражения также принимались на общем собрании участников долевой собственности, которое состоялось 14.10.2014 года. Во время проведения собрания таких заявлений от собственников земельных долей не поступило. 14.10.2014 года в с. Абатское Абатского района Тюменской области состоялось общее собрание участников долевой собственности бывшего ТОО «Абатское» Абатского сельского поселения, на котором утвержден список собственников невостребованных земельных долей. Земельные доли, принадлежащие: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 также включены в список невостребованных земельных долей (л.д.37-45).
Сведений о том, что решение общего собрания оспаривалось либо было признано недействительным, в материалах дела не имеется, и суду сторонами не предоставлено.
Частями 3, 4 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрена процедура признания невостребованных земельных долей.
Судом установлено, что собственники земельных долей не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством; право органа местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, администрацией Абатского сельского поселения установленная статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура признания спорных земельных долей невостребованными соблюдена.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество, кроме жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 года № 223-ФЗ).
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно разъяснениям, указанным в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Рассматриваемые отношения имеют специальное правовое регулирование в силу характера объекта, при этом Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает (не исключает) признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
В силу п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом вышеприведенной статьи определяющей понятие выморочного имущества, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, являющаяся выморочным имуществом. При этом порядок признания невостребованной земельной доли, являющейся выморочным имуществом, предусмотрен пунктами 3 - 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, согласно общим положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, положениями специального закона гл. 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В п. 8 ст. 12.1 указанного закона законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст. 1151 ГК РФ можно назвать выморочными.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Таким образом, судом установлено, что спорная земельная доля ФИО5 является выморочным имуществом и в силу положений п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» может быть признана невостребованной земельной долей, при этом администрацией Абатского сельского поселения соблюден порядок такого признания, установленный этой же статьей. Принимая во внимание, что после публикации списка земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые умерли, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в адрес органа местного самоуправления поселения возражений в письменном виде не подавалось, а также наличие у администрации права в силу п. 8 ст. 12.1 вышеприведенного закона на обращение в суд с заявленными требованиями, суд приходит к выводу об их удовлетворении. Возможность прекращения права собственности на невостребованные доли предусмотрена положениями ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 при жизни принадлежащими им земельными долями не распорядились. Наследники умерших собственников земельных долей ФИО2, ФИО4, ФИО6 не передали их земельные доли в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех и более лет подряд, а в настоящее время от права на их земельные доли отказались.
Принимая во внимание, что администрацией Абатского сельского поселения соблюдена установленная законом процедура признания земельных долей невостребованными, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в отношении земельных долей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3, а потому исковые требования администрации Абатского муниципального района в данной части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Иск администрации Абатского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Прекратить право собственности на земельные доли, в связи с признанием их невостребованными, граждан:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Абатское сельское поселение Абатского муниципального района Тюменской области на земельные доли граждан:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га;
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю серия <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей долевой собственности расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7,2 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: пашня- 3,7 га, сенокосы - 1,6 га, пастбища - 1,9 га.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: