Дело № 2а-453/2020
УИД: 21RS0№-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Елдратова В.В., при секретаре ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации <адрес> Чувашской Республики, администрации Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействие и обязании выполнить действия по подготовке документации по планировке территории,
установил:
ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 с учетом уточнений обратились в суд с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики, администрации Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействие и обязании выполнить действия по подготовке документации по планировке территории. Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчикам с заявлением об организации проведения публичных слушаний по согласованию (утверждению) проекта проживания земельного участка под многоквартирным домом и территории для обслуживания многоквартирного дома по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Ответчики являются распорядителями земельных участков в <адрес>. Вышеуказанный земельный участок не имеет границ и снят с кадастрового учета. Утверждение (согласование проекта межевания территории), необходимо для формирования единого земельного участка для осуществления законных прав истцов. В связи с чем, просят признать незаконным бездействие административных ответчиков в части не вынесения решения о подготовке документации по планировке территории и публикации данного решения в средствах массовой информации, мероприятий по подготовке планировки территории, межевания территории, а также организации публичных слушаний по формированию земельного участка для обслуживания дома по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Обязать административных ответчиков выполнить следующие действия по представленному проекту межевания территории по указанному адресу, вынести решение о подготовке документации по планировке территории, обязать провести согласование с лицами местоположения границ обладающими смежными земельными участками на праве собственности, опубликовать данное решения в средствах массовой информации, осуществить мероприятия по подготовке планировке территории, межевания территории, а также организовать публичные слушания по формированию земельного участка для обслуживания данного жилого дома.
В судебном заседании административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7, ФИО8, и их представитель ФИО13, действующий на основании доверенностей, административные исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить.
Административные истцы ФИО4, ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации <адрес> Чувашской Республики ФИО10, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, просила отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения надлежащим образом не явился. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО11 административные исковые требования не признал, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать в полном объеме, по тем основаниям, что администрация Батыревского сельского поселения не является ответчиком по делу, поскольку в его распоряжение полномочиями землями районного центра не входит.
Представители заинтересованных лиц ООО «БТИ <адрес>», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных прав граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц (пп. 2 п. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указанные лица могут по этому вопросу обратиться непосредственно в суд.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее также – Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений ст. 304 - 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
Земельный участок становится индивидуально - определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, которым в силу части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости
Судом установлено, что административные истцы являются собственниками (сособственниками) жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (далее также - многоквартирный дом), находящийся на земельном участке площадью 277 кв.м..
Из архивных справок, представленных административными истцами следует, что на основании протокола заседания исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР от ДД.ММ.ГГГГ №, под строительство 4-квартирного жилого дома был отведен земельный участок площадью 0,305 га, относящийся, по утверждению истцов, к жилому дому, расположенному в настоящее время по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Батыревское сельское поселение, <адрес>.
В последующем по результатам кадастровых работ по заказу администрации Батыревского сельского поселения, указанный земельный участок был разделен на два земельных участка: площадью 277 кв.м с кадастровым номером № и площадью 3625 кв.м с кадастровым номером №, имеющих вид разрешенного использования «для содержания и обслуживания двухэтажного жилого дома», и «под объекты общего пользования» соответственно, сведения о которых были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки сняты с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, к настоящему времени земельный участок, ранее предоставленный для обслуживания жилого <адрес>, на кадастровом учете в Едином государственном реестре недвижимости не состоит.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы, на основании проведенного по их заявлению кадастровых работ, обратились в администрацию Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики и администрацию <адрес> Чувашской Республики с заявлением об организации проведения публичных слушаний по согласованию (утверждению) проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом и территории для обслуживания многоквартирного дома по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Однако в удовлетворении заявлений было отказано.
В письменном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики сообщает, что указанный земельный участок является неразграниченным. Правом распоряжаться неразграниченными землями с ДД.ММ.ГГГГ возложено на администрацию <адрес>.
Из письменного ответа администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставленный проект межевания территории земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, изготовленный ООО «Бюро технической инвентаризации <адрес>» не соответствует требованиям ч.3, п.2 ч.5, п.2,3,4 ч.6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие ЖК РФ (ч. 7 ст. 16 указанного закона).
Таким образом, собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат безусловные и неотчуждаемые права на пользование общим имуществом многоквартирного дома, однако до настоящего времени права на земельный участок не оформлены, участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, то есть используется без оформленных в установленном порядке документов на землю.
При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственников жилых помещений в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены.
Кроме того, одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (пп.5 п.1 ст.1 Земельного Кодекса РФ).
Порядок подготовки документации по планировке территории установлен ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу предписаний ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному общественному обсуждению.
Согласно ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения.
Из пояснений административных истцов следует, что их жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, был построен на средства обкома КПСС и сдан в 1964 году вместе с вспомогательными постройками, расположенными на указанном земельном участке. С указанного времени истцы фактически стали проживать в нем, и пользоваться земельным участком. Земельный участок им необходим для обслуживания жилого дома, размещения на нем стоянок, площадок для мусоросборников и т.д..
В подтверждение своих доводов административными истцами суду представлены выписки из похозяйственной книги по состоянию на 60-70 годы, из которых следует, что им предоставлены земли, находящиеся в личном пользовании хозяйства и постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства.
Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиками фактически отказано в подготовке документации по планировке территории с учетом их мнения и имеющийся документации. В результате которого нарушены права и законные интересы административных истцов.
Требования административных истцов к администрации Батыревского сельского поселения удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с п.2 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Кроме того, на основании Закона Чувашской Республики «Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики», земли районного центра (<адрес>) находятся в распоряжении администрации <адрес> Чувашской Республики.
Таким образом, учитывая, что администрация <адрес> Чувашской Республики как орган местного самоуправления осуществляет доработку, согласование и утверждение проекта межевания территории по результатам публичных слушаний, суд усматривает основания для удовлетворения вышеуказанных требований истца в части признания незаконным бездействие администрации <адрес> Чувашской Республики в части не принятия решения о подготовке документации по планировке территории для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>; и возложении на указанную администрацию обязанность по принятию решения о подготовке документации по планировке территории для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в составе которого подготовить проект межевания спорного земельного участка, и провести публичное слушание в соответствии с Градостроительным законодательством. Оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации <адрес> Чувашской Республики, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> Чувашской Республики в части не принятия решения о подготовке документации по планировке территории для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Возложить на администрацию <адрес> Чувашской Республики обязанность по принятию решения о подготовке документации по планировке территории для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в составе которого подготовить проект межевания спорного земельного участка, согласованного со смежными земельными участками, провести публичное слушание в соответствии с Градостроительным законодательством.
В удовлетворении административных исковых требований к администрации Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Батыревский районный суд.
Судья: В.В. Елдратов
Копия верна:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.