Дело № 2а-2774/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2021 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Царевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Борисовой Н.В.,
с участием помощника прокурора г. Новочебоксарск Макеева П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению на территории РФ,
установил:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования административного иска мотивированы тем, что прокуратурой города была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ходе которой был выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта <данные изъяты>/ информации о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Указанная информация о доступности документов об образовании негативным образом может сказаться на формировании у несовершеннолетних отношения к учебному процессу, стремления к получению будущей профессии, а также подталкивает к перспективе совершения преступления, предусмотренного ст. 327 ч.3 УК РФ. Информация, размещенная на данном интернет-ресурсе, содержит информацию, запрещённую на территории Российской Федерации, ущемляют права неопределенного круга лиц и в первую очередь несовершеннолетних и молодежи, поскольку потворствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Макеев П.И. заявление поддержал по изложенным в нем доводам, вновь приведя их суду.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального отдела в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, предоставив в материалы свою письменную позицию, в которой указала, что по состоянию на 01.12.2021 доступ к сайту не ограничен, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя и направить копию решения суда в их адрес.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из содержания ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Положениями п.5 ст. 15, ст. 27 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» до 01.09.2013 предусматривалась по завершении каждого уровня или каждой ступени образования по результатам обучения и прохождения итоговой аттестации выдача образовательным учреждением или научной организацией документов о соответствующем уровне образовании и (или) квалификации.
Ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом в п.16 указанной статьи предусмотрено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также поддела удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой г. Новочебоксарск была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ходе которой была проверена страница <данные изъяты>
По результатам проведенной проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что при открытии на браузере компьютера вышеприведенной Интернет - страницы выявлено, что на ней содержится информация о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании, подтверждающие получение соответствующего образования.
Суд принимает позицию прокурора о том, что сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц и в первую очередь несовершеннолетних и молодежи, поскольку потворствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным.
Таким образом, в силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на странице <данные изъяты> относится к запрещенной для распространению на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования прокурора о признании информации, распространяемой на вышеуказанном Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем его направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.Е. Царева
Мотивированное решение составлено 10.12. 2021г.