Дело № 2-91/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.
при секретаре Постойко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 18 февраля 2019 года дело по иску Репина М.В. к администрации МОГО «Инта» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Репин М.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» (далее – администрация МОГО «Инта») о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, каким-либо жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен. Так, в закрепленном за ним ранее жилом помещении, расположенном по адресу: ____ невозможно проживать по причине произошедшего в нем в __.__.__ году пожара. В __.__.__ году истец обращался в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о предоставлении жилого помещения, и ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: ____ которой он также не смог проживать. При обращении к ответчику в __.__.__ году ему предложили посмотреть комнату в общежитии по адресу: ____ но поскольку в ней нужен был капитальный ремонт, от комнаты в общежитии он отказался.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, истец настаивал на требовании о предоставлении благоустроенного жилого помещения, дал пояснения согласно поданному заявлению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты РК, Сектор опеки и попечительства по г.Инте.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело слушалось в отсутствие третьих лиц Министерства труда, занятости и социальной защиты РК, Сектора опеки и попечительства по г.Инте, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №__, приходит к следующему.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72). Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Репин М.В. родился в г.Инте Республики Коми __.__.__ (гр.дело №__ л.д.10).
В свидетельстве о рождении Репина М.В. в строке отец указан ФИО, в строке мать – ФИО1 (гр. дело №__ л.д.16-17).
Заочным решением Интинского городского федерального суда Республики Коми от __.__.__ ФИО и ФИО1 лишены родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей: ФИО2, __.__.__ года рождения и Репина М.В. , __.__.__ года рождения (гр.дело №__ л.д.65-66).
Постановлением администрации г. Инты от __.__.__ №__ несовершеннолетний Репин М.В. , __.__.__ года рождения направлен в государственное учреждение для детей-сирот с __.__.__ и за ним закреплено жилое помещение по месту регистрации по адресу: ____ (л.д.56).
По сообщению Отдела УФМС России по РК в г.Инте Репин М.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____ период с __.__.__ по __.__.__, а также имеются сведения о наличии второго заявленного адреса и регистрации по настоящее время по адресу: ____ (л.д.23).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: ____ зарегистрировано на праве собственности за ФИО4
Из объяснений истца следует, что после лишения родителей родительских прав проживал в детских домах, сначала в детском доме №__ в ____, а потом в детском доме №__ в ____. Когда детский дом №__ закрыли его перевели в детский дом ____, затем он обучался на резчика по дереву в ____. Вернувшись после обучения ____ в __.__.__ году его прописали в закрепленное за ним жилое помещение по адресу: ____ Поскольку квартира была после пожара, требовался ремонт, он в нее не вселялся и в ней не проживал. В указанном жилом помещении он был зарегистрирован до __.__.__ года, затем снялся с регистрационного учета и уехал жить в ____, где временно зарегистрировался у приятеля по адресу: ____. В конце __.__.__ года или в начале __.__.__ года он вернулся в ____ и по судебному решению был выписан с жилого помещения в ____. В настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С 01.01.2016 в Республике Коми действует Закон от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
В силу положений п. 1 ст. 7 указанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Как следует из положений приведенных норм закона, регулирующего спорные правоотношения, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом после окончания обучения в ____ в __.__.__ году Репин М.В. был зарегистрирован по месту жительства в закрепленном за ним жилом помещении, расположенном по адресу: ____, но в него не вселялся и добровольно снялся с регистрационного учета по указанному адресу в __.__.__ году в связи с выездом в ____.
23-летнего возраста Репин М.В. достиг __.__.__.
По сведениям администрации МОГО «Инта» Репин М.В. с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращался (л.д.54).
Кроме того, в судебном заседании истец подтвердил, что до достижения возраста 23 лет он не обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была быть реализована истцом до достижения им 23-летнего возраста. Обязанность соответствующих органов предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 23 лет сохраняется при условии, что такое лицо встало (поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Доводы истца о том, что в __.__.__ году он обращался с заявлением о предоставлении ему жилья, проверены судом и установлено, что __.__.__ истец обращался к ответчику только с заявлениями о предоставлении жилого помещения в связи с невозможностью проживания по месту регистрации.
Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии администрации МОГО «Инта» от __.__.__ Репину М.В. отказано в предоставлении отдельной комнаты в общежитии в связи с отсутствием оснований и рекомендовано оформить проживание совместно с братом в комнате №__ по ____ установленном порядке.
__.__.__ Репин М.В. вновь обратился с заявлением к ответчику о предоставлении жилого помещения в ____ ____ в связи с тем, что по месту регистрации проживать невозможно.
Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии администрации МОГО «Инта» от __.__.__ руководителю администрации было рекомендовано предоставить Репину М.В. жилое помещение по ____ по договору найма на состав семьи <....> человек сроком на <....>.
При этом доказательств того, что истец до достижения 23 лет заявил о своих правах путем подачи заявления о постановке его на учет, как лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в получении жилого помещения, не имеется.
В настоящее время истец достиг возраста 24 лет и утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Достижение лицом возраста 23 лет, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, а также не обратившегося в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Принимая во внимание, что истец имел закрепленное за ним жилое помещение, в котором не проживал, в __.__.__ году добровольно снялся с регистрационного учета по указанному адресу в связи с выездом в ____, до достижения возраста 23 лет письменно не обращался в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о постановке его на учет, как лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в получении жилого помещения, суд приходит к выводу, что требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Репина М.В. к администрации МОГО «Инта» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено «__.__.__ года.