Дело №33-673/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень | 11 февраля 2019 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: | Лаврентьева А.А. |
судей: | Жегуновой Е.Е. и Пуминовой Т.Н. |
при секретаре: | Бекшенёве Р.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчицы Кулик Г.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 октября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Департамента социального развития Тюменской области удовлетворить.
Взыскать с Кулик Г.А. в пользу Департамента социального развития Тюменской области денежные средства в размере 120101 рубль.
Взыскать с Кулик Г.А. государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 3602 рубля».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., Кулик Г.А., просившую об удовлетворении жалобы, представителя Департамента социального развития Тюменской области Циглер А.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Департамент социального развития Тюменской области обратился в суд с иском (с учётом уточнений) к Кулик Г.А. о взыскании денежных средств в размере 120.101 рубль.
Требования мотивированы тем, что Кулик Г.А. 15 октября 2015 года, 29 ноября 2016 года, 22 ноября 2017 года были поданы заявления и документы в Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района для признания её семьи малоимущей с приложением справок о доходах за 2014-2017 годы с целью получения мер социальной поддержки: бесплатных путёвок в организации отдыха детей и их оздоровления; ежемесячного пособия на детей; адресного социального пособия. Данные меры социальной поддержки оказаны ответчице в период 2016-2017 года. После обращения ответчицы в 2018 году Департаментом был направлен запрос в ИФНС России по Тюменской области с целью подтверждения сведений о доходах. По информации ИФНС представленные Кулик Г.А. сведения о доходах не соответствуют данным федерального информационного ресурса. В заявлениях, поданных ответчицей в период с 2015 по 2017 год, имеется подпись, что дополнительного дохода семья не имеет. В результате неоднократного предоставления ответчицей недостоверных сведений для получения мер социальной поддержки бюджету Тюменской области нанесён материальный ущерб в размере 120.101 рубль. 3 сентября 2018 года Кулик Г.А. вручено уведомление о возврате денежных средств, однако оно оставлено ответчицей без внимания.
В судебном заседании представитель истца Департамента социального развития Тюменской области Смирнова А.Б. иск поддержала.
Ответчица Кулик Г.А. в суде возражала против удовлетворения иска, поскольку при приёме документов ей пояснили, что достаточно справки с основного места работы, сведения о работе по совместительству необязательны. При этом, несмотря на работу по совместительству, она остаётся малоимущей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна ответчица Кулик Г.А.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласна с решением суда, поскольку доход её семьи за период с 2015 по 2018 годы не превышал сумму, установленную Порядком предоставления комплекса государственных услуг по оказанию мер социальной поддержки малоимущим многодетным семьям. Она продолжает относиться к категории «малоимущие». Суд не учёл факт привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника ГКУ ТО «Центр обеспечения мер социальной поддержки» подведомственного учреждения Департамента социального развития Тюменской области, осуществляющего экспертизу документов для признания семьи малоимущей. При обращении с заявлениями о признании семьи малоимущей сотрудник МФЦ принимал только те документы, которые считал нужными, она лишь подписывала заявления. В перерасчёте полученных социальных выплат с учётом всех справок, ей было отказано без указания мотивов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 2015 по 2017 годы Кулик Г.А. обращалась в Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района с заявлениями о признании её и её семьи малоимущей, о предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем в период с 1 февраля 2016 года по 31 декабря 2017 года на основании её заявлений и приложенных к ним документов ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей <.......> в размере 18.515 рублей; адресное социальное пособие на ребёнка из малоимущей семьи в размере 12.000 рублей; путёвки <.......> в филиал <.......> на смену с 4 января 2016 года по 10 января 2016 года в размере по 15.015 рублей каждая; путёвки <.......> на смену с 13 июля 2017 года по 2 августа 2017 года в размере по 29.778 рублей каждая.
В ходе проверки сведений, содержащихся в предоставленных ответчицей справках, Департаментом сделан запрос в УФНС России по Тюменской области. По информации, предоставленной УФНС по Тюменской области, указанный в запросе Департамента социального развития Тюменской области общий годовой доход Кулик Г.А., <.......> за 2016 и 2017 год не соответствует сведениям, содержащимся в базе данных налоговых органов, а именно, этот доход занижен, в связи с чем 31 августа 2018 года Кулик Г.А. было направлено требование о возмещении ущерба, причинённого бюджету Тюменской области (л.д.8-10,15-16).
В целях социальной поддержки малоимущих многодетных семьей, проживающих в Тюменской области, Департаментом социального развития Тюменской области издано распоряжение от 30 ноября 2016 года №26-р, которым утверждён «Порядок предоставления комплекса государственных услуг по оказанию мер социальной поддержки малоимущим многодетным семьям».
В пункте 2 Порядка перечислен круг заявителей на получение комплекса государственных услуг. К ним относятся граждане, проживающие в Тюменской области, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход в семье которых не превышает:
1) величины прожиточного минимума на душу населения по Тюменской области - в целях признания семьи малоимущей, в целях получения адресной социальной помощи в виде социального пособия;
2) 5000 рублей - в целях получения пособия на ребёнка, возмещения расходов на оплату коммунальных услуг, оплаты проезда учащимся общеобразовательных организаций;
3) 20000 рублей - в целях получения ежемесячной денежной выплаты на третьего ребёнка и последующих детей. Заявитель на получение данной меры социальной поддержки также должен иметь гражданство Российской Федерации и воспитывать третьего ребёнка (последующих детей), рождённого (рождённых) после 31 декабря 2012 года, в возрасте до трёх лет.
В пункте 6 Порядка приведён перечень документов, которые представляются в обязательном порядке заявителем с целью получения комплекса государственных услуг.
В качестве документа, подтверждающего доходы, в обязательном порядке предоставляется, в том числе, справка с основного места работы и со всех мест дополнительной работы (подпункта «в» пункта 6.1 Порядка).
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 8.3 Порядка основанием для отказа в предоставлении комплекса государственных услуг является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка; предоставление заявителем недостоверных и (или) неполных сведений. Под недостоверными сведениями понимается наличие искажений и неточностей в содержании представленных документов. Под неполными сведениями понимается частичное непредставление сведений, имеющих значение для определения права на получение комплекса государственных услуг.
Удовлетворяя исковые требования Департамента социального развития Тюменской области, суд первой инстанции правильно мотивировал решение тем, что Кулик Г.А. при обращении с заявлениями о получении мер социальной поддержки предоставляла неполные (недостоверные) сведения о доходе семьи, несмотря на то, что при подаче документов она предупреждалась об ответственности за предоставление ложной информации или недостоверных сведений.
Довод жалобы ответчицы о том, что заявления о признании семьи малоимущей составлял сотрудник УСЗН г. Тюмени и принял у неё справки только по основному месту работу, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку в заявлениях имеется отдельная графа «другие доходы», напротив которого указано «не имеем». Также имеется подпись истицы под текстом «я и члены моей семьи не имеют дополнительного дохода». Кулик Г.А., имея дополнительные доходы, не лишена была возможности заявить специалисту, принимавшему у неё заявления о наличии дополнительного дохода, а также не подписывать заявление в таком виде, однако она указанное обстоятельство скрыла и подала заявление, имеющее недостоверные сведения.
Довод жалобы ответчицы о том, что, несмотря на наличие дополнительного дохода, её семья продолжает относиться к категории «малоимущие», судебная коллегия находит необоснованным, поскольку неполное представление сведений само по себе в соответствии с указанным выше нормативным актом Тюменской области является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении комплекса государственных услуг. Поскольку ответчик такие услуги получила незаконно, то полученные ею денежные средства подлежат возврату в бюджет Тюменской области.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчицы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчицы Кулик Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: