Дело №2-758/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 24 августа 2015 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при секретаре Яковлевой С.М.,
с участием представителя истца Шерстянниковой А.В.,
представителя ответчика товарищества собственников жилья «Дружба» Карпова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома,
установил:
Плесецкий территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Роспотребнадзор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома, обществу с ограниченной ответственностью «Век-Сервис» о возложении обязанности по вывозу твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указав, что в адрес Роспотребнадзора постоянно поступают жалобы от жителей г. Няндома по неудовлетворительной и нерегулярной очистке мусоросборников, помойниц, выгребов от жилых домов в г. Няндома ООО «Век-Сервис». В апреле 2015 года поступило электронное заявление от жителя дома №14 по ул. Советская г. Няндома о том, что бытовые отходы от дома №12 по ул. Советская своевременно не вывозятся, в результате чего около забора дома №14 по ул. Советская образовалась мусорная свалка. В результате расследования были выявлены нарушения санитарного законодательства к удалению бытовых отходов и мусора со стороны ООО «Век-Сервис» в ходе эксплуатации и содержания жилого дома №12 по ул. Советская в г. Няндома. Кроме того, администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не организован должным образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от дома №12 по ул. Советская. В адрес администрации направлялось письмо «О санитарной очистке г. Няндома» с предложениями по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе в неблагоустроенном и частично благоустроенном секторе города. Для дома №12 по ул. Советская отсутствует утвержденное место для временного хранения твердых бытовых отходов. Мусоросборник для сбора бытовых отходов от дома №12 по ул. Советская расположен в 13 м. от дома №14 по ул. Советская, что не соответствует требованиям санитарного законодательства. Просит обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» устранить нарушения п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», организовать надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская в г. Няндома Архангельской области, утвердить на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №12 по ул. Советская место для временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства на расстоянии от жилых домов не менее 20 м., организовать вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборника дома №12 по ул. Советская в г. Няндома; обязать ООО «Век-Сервис» осуществлять вывоз твердых бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская г. Няндома в холодное время года (при температуре -5 гр. и ниже) 1 раз в 3 дня, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 гр.) ежедневный вывоз, установить дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом для сбора жидких бытовых отходов от дома №12 по ул. Советская г. Няндома, наземная часть которого должна быть оборудована крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, передняя стенка помойницы должна быть съемной для удобства очистки решетки, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 13 июля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ТСЖ «Дружба».
В судебном заседании представитель истца Роспотребнадзора, по доверенности Шерстянникова А.В., исковые требования к ООО «Век-Сервис» и ТСЖ «Дружба» не поддержала. Просила обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» устранить нарушения п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», организовать надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская в г. Няндома Архангельской области, утвердить на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №12 по ул. Советская место для временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства на расстоянии от жилых домов не менее 20 м., организовать вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборника дома №12 по ул. Советская в г. Няндома, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район» в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что администрация с иском не согласна. Администрацией неоднократно направлялись запросы в ООО «Век-Сервис» о предоставлении информации о проведенных мероприятиях по вывозу бытовых отходов по ул. Советская д. 12. Имеется уведомление от государственной жилищной инспекции об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Век-Сервис». ТСЖ «Дружба» рекомендовано расторгнуть договор управления в ООО «Век-Сервис». Полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Просил отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ «Дружба» Карпов А.С. в судебном заседании пояснил, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская в г. Няндома должно выполнять ООО «Век-Сервис».
Представитель ответчика ООО «Век-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители имею право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
Суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку нарушение санитарных правил содержания территории населенных мест влечет нарушение прав граждан, проживающих в доме №12 по ул. Советская в г. Няндома на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, численность и состав которых может изменяться во времени.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.ст.8, 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.23, 24 указанного закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В судебном заседании установлено, что в ходе обследования, проведенного специалистом-экспертом Роспотребнадзора 21 апреля 2015 года выявлено, что дом №12 по ул. Советская в г. Няндома находится в управлении ООО «Век-Сервис». Для сбора бытовых отходов для жителей данного дома предусмотрен деревянный мусоросборник, расположенный около дома, который переполнен бытовыми отходами, на его месте образовалась свалка бытовых отходов, мусор разносится на ближайшую территорию. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра №9 от 21 апреля 2015 года, фотографией (л.д. 20-22)
Из акта обследования от 24 июля 2015 года следует, что при обследовании дома №12 по ул. Советская выявлены нарушения «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», не организован вывоз твердых бытовых отходов. Сбор твердых бытовых отходов осуществляется в деревянный мусоросборник, расположенный около дома. Мусоросборник переполнен бытовыми отходами, на месте мусоросборника образовалась свалка бытовых отходов, нарушены требования СанПиН 3.5.2.1376-03. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», ст.ст.23, 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (л.д. 105).
Из объяснительной одного из жильцов вышеуказанного дома С. следует, что мусоросборник не очищался более года, переполнен отходами (л.д. 23).
Согласно электронному заявлению Ю., поступившему на сайт Роспотребнадзора, указанное лицо проживает в частном доме №14 по ул. Советская, с обратной стороны забора ее дома прилегает помойка (высотой с забор) жильцов дома №12 по ул. Советская, которую не чистили больше 5 лет. Во дворе дома полная антисанитария, летом стоит запах. Просила оказать содействие в решении данной проблемы (л.д. 11).
Из материалов дела следует, что в администрации МО «Няндомский муниципальный район» нет утвержденного акта комиссии по согласованию с Роспотребнадзором, районным архитектором места временного хранения отходов от дома №12 по ул. Советская в г. Няндома (л.д. 25).
Согласно письму Роспотребнадзора №280 от 05 мая 2015 года «О санитарной очистке г. Няндома» администрации МО «Няндомский муниципальный район» было предложено организовать должным образом сбор и вывоз бытовых отходов, составить договор с управляющими компаниями или перевозчиками по содержанию контейнерных площадок, уборке территории у контейнерных площадок, организовать ремонт ограждения контейнерных площадок и замену изношенных контейнеров, усилить контроль за деятельностью управляющих компаний за своевременным вывозом твердых и жидких бытовых отходов, проводить объезды придомовых территорий, предоставить график вывоза бытовых отходов от неблагоустроенного и частично-благоустроенного жилого фонда, согласовать с Роспотребнадзором размещение мест временного хранения бытовых отходов от жилых домов, в том числе от дома №12 по ул. Советская (мусоросборник размещен менее 20 м. до жилых домов №№12, 14 по ул. Советская), предоставить сведения о разработке генеральной схемы санитарной очистки г. Няндома, в срок до 01 июня 2015 года (л.д. 28-30).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с п.п.3.7.1, 3.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями.
Согласно п.3.4 "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
В силу п.8.2.4 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов от жилого дома №12 по ул. Советская в г. Няндома, а поскольку организация в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по решению вопросов местного значения, то при таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обеспечить надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов от дома №12 по ул. Советская в г. Няндома.
При этом требования истца о возложении обязанности по устранению нарушений п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», по утверждению на территории МО «Няндомское» в г. Няндома для дома №12 по ул. Советская места для временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства на расстоянии от жилых домов не менее 20 м. охватываются полномочиями органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей, надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на них законом. Таким образом, способы, средства и приемы, направленные на организацию надлежащего сбора и вывоза бытовых отходов от вышеуказанного жилого дома, администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» избирает самостоятельно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов от жилого дома удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов от дома №12 по ул. Советская в г. Няндома Архангельской области, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2015 года.
Судья Е.Н. Воропаев