УИД № 48RS0001-01-2022-003862-63 (Дело № 2-3895/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Примаковой А.С.,
при секретаре Чумовицкой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление главного смотрителя» г. Липецка о понуждении к обеспечению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» о понуждении к обеспечению требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдений требований законодательства о безопасности дорожного движения в части защиты прав несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, расположенных в непосредственной близости от улично-дорожной сети, на предмет соответствия требованиям ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В ходе проведенной проверки установлено, что вблизи образовательной организации ДОУ №78 г.Липецка <адрес> на нерегулируемом пешеходном переходе на искусственной неровности отсутствует разметка 1.25, дорожная разметка 1.14.1 «Зебра».
В связи с указанными обстоятельствами прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд и, с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, просил обязать МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» обеспечить нанесение дорожной разметки 1.25; 1.14.1 «Зебра» по указанным адресам.
В судебном заседании помощник прокурора Панарина И.М. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, причина неявки суду неизвестна.
В письменных возражениях представитель ответчика – МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» по доверенности Копылова Л.А. исковые требования не признала, возражая против заявленных требований указала, что бездействия со стороны ответчика не было, 09.03.2022 заключен муниципальный контракт с ООО «Дорпроект и партнеры». Срок завершения выполнения работ -31.08.2022 года. В настоящее время разметка уже нанесена.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к задачам в области безопасности дорожного движения отнесены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 приведенной статьи).
В силу пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Устава г. Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 декабря 2004 года № 539, к вопросам местного значения города Липецка относится, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Главы администрации г. Липецка от 04 февраля 1998 года № 339 «О создании службы единого заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства г. Липецка» - МУ «УГС г. Липецка» переданы безвозмездно на праве оперативного управления объекты внешнего благоустройства: дороги, ливневая канализация.
В соответствии с распоряжением администрации г. Липецка от 28 декабря 2012 года № 982-р МУ «УГС г. Липецка» наделено полномочиями по выполнению функций технического надзора за выполнением работ по техническому обслуживанию, ремонту автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных дорожных сооружений, а также по согласованию технической документации и сметных расчетов на ремонт автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных сооружений на них.
Согласно пункту 2.1 Устава МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» деятельность Учреждения направлена на достижение целей удовлетворения потребностей населения г. Липецка в благоустройстве территорий города, связанным с ремонтом и текущим содержанием объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, к компетенции МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения.
Пунктом 6.2.17 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 года № 1425-ст) разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Пунктом 5.1.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2018 года N 81-ст, установлена следующая продолжительность функциональной долговечности горизонтальной разметки:
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами - не менее одного года;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненная красками (эмалями), - не менее трех месяцев;
- функциональная долговечность временной горизонтальной разметки - в соответствии с требованиями для постоянной. При окончании событий, потребовавших ее нанесения, производится демаскировка временной горизонтальной разметки.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ горизонтальной разметки по площади не должны превышать следующих значений:
- для разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерными лентами, штучными формами, - 25 %;
- для разметки, выполненной красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм (за исключением разметки, дублирующей изображение дорожных знаков), - 50 %;
- для разметки, дублирующей изображение дорожных знаков, - 25 %, независимо от применяемых материалов (изделий).
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Октябрьского района г. Липецка проведена проверка соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.
В ходе проверки выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 от 27 сентября 2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» - на нерегулируемом пешеходном переходе вблизи образовательной организации ДОУ №78 г.Липецка (<адрес>) отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 и разметка 1.25.
Как следует из письменных возражений представителя ответчика – МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и приложенных к нему документов, по результатам аукциона между МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» и ООО «Дорпроект и Партнеры» заключен муниципальный контракт № 5 от 09 марта 2022 года на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети Октябрьского и Левобережного округа г. Липецка. Данные работы выполняются в соответствии с графиком производства работ.
Таким образом, суд считает установленным, что выявленные в ходе проведения настоящей проверки нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении МУ «УГС г. Липецка» возложенных на него обязанностей в части содержания и технического обеспечение автомобильных дорог г. Липецка, осуществления контроля за техническим состоянием автомобильных дорог и отсутствии должного контроля за выполнением подрядчиком всех условий заключенного муниципального контракта.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика в материалы дела представлены фотографии, свидетельствующие о том, что в настоящее время дорожная разметка на указанных участках нанесена. Данное обстоятельство также не оспаривалось представителем истца, который пояснил, что в ходе выезда на место установлено, что после подачи искового заявления прокурором Октябрьского района покрытие проезжей части в части нанесения горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», разметки 1.25 вблизи ДОУ №78 г.Липецка, по адресу <адрес>. приведено в соответствие с исковыми требованиями.
Поскольку на момент рассмотрения иска ответчиком предприняты меры по устранению вышеуказанных нарушений, в подтверждение чего суду представлены соответствующие доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, но постановляет решение в данной части в исполнение не приводить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.25, 1.14.1 «░░░░░» ░░░░░ ░░░ №78 ░.░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022