УИД 10RS0№ №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующей судьи Сучилкиной И.С., при секретаре Васильевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «Жилой дом +» о понуждении к исполнению предписания,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Государственный комитет) поступило обращение Левкина С.Е. о ненадлежащем содержаний ООО «Жилой дом +» общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Карелия. На основании данного обращения и мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет провел внеплановый инспекционный визит, произвел осмотр придомовой территории МКД с кадастровым номером №, по результатам которых установлено, что ООО «Жилой дом +» в период управления МКД не принимает всех необходимых и достаточных мер по надлежащему содержанию общего имущества МКД в части уборки придомовой территории МКД в районе крылец №№ МКД от снега, очистки крылец подъездов №№ № от снега, работ по очистке свесов кровли МКД от наледи, устранению колейности и уборке проезда от снега в границах придомовой территории. В адрес ООО «Жилой дом +» истцом направлено предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания выполнить уборку придомовой территории МКД в районе крылец подъездов №№ № МКД от снега, очистку крылец подъездов №№ и 2 от снега; выполнить работы по очистке свесов кровли МКД от наледи и снега; выполнить работы по устранению колейности и уборке проезда от снега в границах придомовой территории МКД. Ответчик предписание получил ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени предписание Государственного комитета ответчиком не выполнено. Истец просит обязать ответчика исполнить предписание Государственного комитета №ЛК № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выполнить уборку придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес> в районе крылец подъездов №№ № от снега, очистить крыльца подъездов №№ многоквартирного <адрес> в <адрес> от снега; выполнить работы по очистке свесов кровли многоквартирного <адрес> в <адрес> от наледи и снега; выполнить работы по устранению колейности и уборке проезда от снега в границах придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу прекращено в части требований об обязании ответчика очистить крыльца подъездов №№ многоквартирного <адрес> в <адрес>; выполнить работы по устранению колейности и уборке проезда от снега в границах придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Представитель истца Иванова О.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом представленного ходатайства об отказе от исковых требований в части, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Пояснила суду, что решение необходимо обратить к немедленному исполнению, поскольку невыполнение ответчиком указанных работ представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Третье лицо Левкин С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчика, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы ответчик при наличии обоснованных возражений имел возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору поступило обращение Левкина С.Е. о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Карелия управляющей организацией ООО «Жилой дом +».
Должностным лицом Государственного комитета проведен внеплановый инспекционный визит и осмотр придомовой территории МКД с кадастровым номером №, по результатам которых установлено, что ООО «Жилой дом +» в период управления МКД не принимает всех необходимых и достаточных мер по надлежащему содержанию общего имущества МКД в части уборки придомовой территории МКД в районе крылец №№ № МКД от снега, очистки крылец подъездов №№ № от снега, работ по очистке свесов кровли МКД от наледи, устранению колейности и уборке проезда от снега в границах придомовой территории.
По результатам проверки истцом в адрес ООО «Жилой дом +» направлено предписание №№ от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилой дом +» предписание получило, ходатайств о продлении сроков исполнения предписания в адрес Государственного комитета не поступало.
До настоящего времени требования предписания ответчиком не исполнены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями представителя истца.
В соответствии с ч.1.1 ст.161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Из содержания ч.2 ст.162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила №491).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил № 491).
В силу п.2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Приведенный в названном пункте перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Как следует из пп.«а,б,г» п.10 указанных Правил №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пп.«а,г» п.11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень №290).
Согласно п.24 Минимального перечня №290 работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда.
Исходя из позиции Верховного Суда Республики Карелия, отраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № закрепленный в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 №290 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, на лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее - Правила №170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правилами №170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями (п.1.8 Правил №170).
Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (п.3.6.1 Правил №170).
Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами (п.№ Правил №).
Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл.3.2. Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы (п.№ Правил №).
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п.№ Правил №).
Стальные скатные кровли (особенно свесы) и желоба следует покрывать специальными составами, предотвращающими образование наледей (п.№ Правил №).
В силу пп.8,10 п.Д приложения № к Правилам № удаление с крыш снега и наледей. Уборка и очистка придомовой территории.
Проанализировав положения изложенных норм права, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Государственного комитета и понуждении ответчика к исполнению предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом отсутствия каких-либо возражений со стороны ответчика по срокам исполнения решения суда, суд полагает возможным в соответствии со ст.ст.206, 212 ГПК РФ удовлетворить требования истца и обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая, что выявленные нарушения представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.212, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Жилой дом +» (ИНН №, ОГРН №) обязанность исполнить по настоящему делу предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору №№ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- выполнить уборку придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес> в районе крылец подъездов №№ от снега;
- выполнить работы по очистке свесов кровли многоквартирного <адрес> в <адрес> от наледи и снега.
Обратить заочное решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилой дом +» (ИНН №, ОГРН №) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья: И.С. Сучилкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.