Дело № 2-253/2024 |
УИД 02RS0006-01-2024-000457-40 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
22 мая 2024 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Адыкаевой С.Ю., с участием представителя истца Кайгиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юстукова Актайчы Георгиевича к администрации МО «Улаганский район» о включении в список граждан для получения жилищной субсидии вместо умершего заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Юстуков А.Г. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», просил признать право истца на очередь умершего ФИО3 в списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения жилищной субсидии и обязать ответчика поставить Юстукова А.Г. на учёт, как наследника умершего, в списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения жилищной субсидии с 14.02.2008 в категорию «инвалиды».
В обоснование исковых требований Юстуков А.Г. указал, что его, отец ФИО5 состоял в списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в категории «инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека, включая истца. ФИО5 умер в 2014 году и постановлением администрация МО «Улаганский район» от 21.07.2016 № 248 исключен из списка участников программы. Указанное постановление об исключении отца из списка истцу не направлялось. Считает, что как член семьи умершего ФИО3 истец имеет право наследовать очередь отца, состоявшего на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, выезжающих из районов Крайнего Севера. В настоящее время истец не имеет прав на жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В письменном отзыве представитель третьего лица Минрегионразвития РА действующая на основании доверенности Могильникова Е.Г. просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, поскольку с 19.06.2006 истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в настоящее время проживает в <адрес>, что не отнесено к районам Крайнего Севера и пропустил предусмотренный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности, поскольку в 2016 году истцу было известно о снятии с учёта ФИО3 в связи со смертью, просила рассмотреть вопрос о пропуске истцом срока исковой давности.
В судебном заседании представитель истца Кайгина Н.С. просила удовлетворить исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении, пояснила, что Юстуков А.Г. является единственным ребёнком ФИО3, до дня смерти отца, сын проживал с ним совместно, осуществлял за ним уход, поскольку отец имел инвалидность. Копия постановления от 21.07.2016 № 248 истцу не направлялась, об исключении ФИО3 из списка истец узнал в 2024 году, возражала против пропуска срока исковой давности.
В судебном заседании 06.05.2024 истец Юстуков А.Г. просил удовлетворить исковые требования по основаниям указанным в исковом заявлении, пояснил, что с 2008 года он постоянно проживал со своим отцом ФИО3 в <адрес>, в доме, который принадлежал матери отца. Отец перенес инсульт, имел инвалидность 2 группы, нуждался в постоянном уходе, который он осуществлял. После смерти отца в 2014 году он уехать жить в <адрес>, к своей матери, где имел постоянную прописку. Прав на жилые помещения он не имеет и как член семьи ФИО3 имеет право на получение жилищной субсидии вместо умершего отца.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично на официальном сайте суда, истец Юстуков А.Г., представители администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не представили, отложить рассмотрение дела не просили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» с 01.04.1992 Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай (ранее Республики Горный Алтай) отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (также – Закон о жилищных субсидиях) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина (абз. 4 ст. 1 Закона о жилищных субсидиях).
Согласно подп «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (также – Положение о регистрации), смерть является основанием для снятия гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Таким образом, действующее законодательство и подзаконные акты предусматривают переход права на получение социальной выплаты к членам семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина (ст. 5 Закона о жилищных субсидиях).
Судом установлено, что 14.02.2008 ФИО7, проживавший в <адрес>, обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учёт граждан имеющих право на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи включая сына Юстукова Актайчы Георгиевича (л.д. 12).
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 14.02.2008 № 27-с ФИО5 был принят на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с 14.02.2008, с составом семьи один человек (л.д. 11).
Из материалов учётного дела, копии свидетельства о рождении, заявлений ФИО15 о ежегодной перерегистрации, списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии Улаганского района (за 2009, 2016 г.г.), сводных списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по Республике Алтай (за 2013 год) следует, что ФИО5 состоял на учёте с составом семьи два человека (л.д. 43-50, 62).
В материалах учетного дела не имеется указания на иных лиц – членов семьи ФИО3 кроме его сына ФИО8
Таким образом, судом установлено, что с даты принятия на учёт в 2008 году и до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 состоял на учёте для получения жилищной субсидии с сыном Юстуковым А.Г., данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, решение об исключении из состава семьи ФИО3 его сына Юстукова А.Г. в связи с отсутствием совместного проживания уполномоченным органом не принималось, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Согласно актовой записи от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В соответствии с разъяснениями п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Суд принимает во внимание показания допрошенных в суде свидетелей ФИО9, ФИО10 о том, что с 2008 года до дня смерти ФИО3 в 2014 году с ним по адресу: <адрес> постоянно проживал сын ФИО13, осуществлял уход за отцом, перенесшим инсульт и имевшим инвалидность, что также подтверждается справками Сельской администрации Саратанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52, 53) и приходит к выводу, что регистрация Юстукова А.Г. с 2006 года по месту жительства по адресу: <адрес> не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании Юстукова А.Г. членом семьи ФИО3, то есть не исключает фактическое совместное проживание отца и сына.
Из пояснений истца Юстукова А.Л. в судебном заседании следует, что по окончании средней школы он приехал жить в <адрес> к отцу, который болел. Он помогал отцу, жили они на средства, полученные от ведения личного подсобного хозяйства, что согласуется со сведениями ОСФР по Республике Алтай от 08.04.2024, согласно которым Юстуков А.Г. до 2015 года не имел страховых отчислений от работодателей (организаций), расположенных за пределами Улаганского района (л.д. 29-30).
Наличие у ФИО11 инвалидности второй группы по общему заболеванию подтверждается выписками из акта освидетельствования (л.д. 55-60).
Таким образом, доводы Юстукова А.Л. о его постоянном совместном проживании с отцом ФИО3 в <адрес> период 2008 – 2014 г.г. нашли своё подтверждение в судебном заседании и не опровергнуты ответчиком или третьим лицом.
В этой связи, учитывая наличие у ФИО3 права на получение жилищной субсидии с составом семьи два человека, признанное уполномоченным органом с 2008 года и установленное постоянное совместное проживание ФИО3 с сыном, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд не может согласиться с заявлением представителя третьего лица Минрегионразвития РА о пропуске Юстуковым А.Г. срока исковой давности ввиду его осведомленности с 2016 года о снятии ФИО3 с соответствующего учёта в связи со смертью, по следующим основаниям.
Из пояснений Юстукова А.Г. в суде следует, что после смерти отца в 2014 году он уехал жить к своей матери в <адрес> и о нарушении права на получение социальной выплаты он узнал в 2024 году от своей тёти.
Из материалов учётного дела следует, что в адрес Юстукова А.Г. копия постановления от 21.07.2016 № 248 о снятии с учета ФИО3 не направлялась.
С заявлением о переоформлении очереди умершего отца на свое имя Юстуков А.Г. обратился в администрацию МО «Улаганский район» 06.05.2024, при этом в нарушение ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств осведомленности истца о нарушении своего права в 2016 году, в связи с чем, исковая давность (три года) не пропущена.
Кроме того, в силу разъяснений п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности, при этом в судебном заседании не установлено, что удовлетворение иска к ответчику повлечет предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.
Не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований то обстоятельство, что после смерти отца Юстуков А.Г. переехал жить в <адрес>, который не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, поскольку ст. 1 Закона о жилищных субсидиях предусматривает право на получение жилищных субсидий не только выезжающим, но и выехавшим гражданам из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Юстуков А.Г. не имел и не имеет зарегистрированных прав на жилые помещения на территории Российской Федерации, то есть является лицом не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 69-73).
При признании права Юстукова А.Г. на получение жилищной субсидии как члена семьи умершего очередника, в соответствии с п. 17(2) Положения о регистрации он не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления по новому месту жительства с заявлением о постановке его на учет.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Юстукова А.Г. и с учётом положений ст. 12 ГК РФ о способах защиты гражданских прав и абз. 4 ст. 1 Закона о жилищных субсидиях полагает правильным признать за истцом право на получение жилищной субсидии вместо умершего ФИО3 и обязать ответчика включить Юстукова А.Г. в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий вместо заявителя ФИО3, с сохранением категории и даты постановки на учёт умершего очередника.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что при обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., требования удовлетворены, и на основании п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не находит оснований для взыскания указанной суммы с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Юстукова Актайчы Георгиевича удовлетворить.
Признать за Юстуковым Актайчы Георгиевичем право на получение жилищной субсидии вместо умершего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоявшего в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать администрацию МО «Улаганский район» включить Юстукова Актайчы Георгиевича в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей вместо заявителя ФИО3 в категории «инвалиды», с датой постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) в пользу Юстукова Актайчы Георгиевича (СНИЛС <данные изъяты>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 22.05.2024 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |