ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД ...
судья Соболева Н.А.
№ дела суда 1 – й инстанции
2-334/2023
Дело №33-1004/2024 поступило ... г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 24 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Богдановой И.Ю.,
судей коллегии Рабдановой Г.Г., Чупошева Е.Н.,
при секретаре Раднаевой С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Бичурский район», Администрации МО СП «Бичурское», Администрации МО СП «Посельское», Администрации МО СП «Шибертуйское», Администрации МО СП «Малокуналейское», Администрации МО СП «Потанинское», Администрации МО СП «Шанагинское», Администрации МО СП «Хонхолойское» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционным жалобам представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности – Егоровой Е.С., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по доверенности – Ханхасаевой В.В. на решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 15 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бичурского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Бичурский район». Администрации МО СП «Бичурское», Администрации МО СП «Посельское», Администрации МО СП «Шибертуйское», Администрации МО СП «Малокуналейское», Администрации МО-СП «Потанинское», Администрации МО СП «Шанагинское», Администрации МО СП «Хонхолойское», с учетом уточненных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил о возложении обязанности Администрации МО СП «Бичурское», Администрации МО СП «Посельское», Администрации МО СП «Шибертуйское», Администрации МО-СП «Малокуналейское», Администрации МО СП «Потанинское», Администрации МО СП «Шанагинское», Администрации МО СП «Хонхолойское» по обустройству контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельских поселений, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в границах определенных кадастровых кварталов; возложить обязанность на Администрацию МО «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов в границах определенных кадастровых кварталов.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Бичурского района РБ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, деятельности Администраций МО СП Шибертуйское, Посельское, Шанагинское, Бичурское, Потанинское, Малокуналейское, Хонхолойское. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Бичурское имеется 16 кладбищ, Посельское - 4 кладбища, Шибертуйское - 4 кладбища, Малокуналейское - 2 кладбища, Потанинское - 2 кладбища, Шанагинское - 2 кладбища, Хонхолойское - 1 кладбище для погребения умерших граждан, однако на местах погребения отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов. Осмотром территории кладбищ установлено отсутствие контейнерных площадок, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки является одной из причин образования стихийных свалок на территории района. Проверкой установлено, что на несанкционированных свалках на территориях сельских поселений на почве в кучах имеется несанкционированное скопление следующих отходов: отходы из натуральной чистой древесины кусковые; полиэтиленовые и картонные упаковки, пластиковые и стеклянные бутылки, битое стекло, остатки растений и т.д., навоз крупного рогатого скота перепревший, тара жестяная консервная и т.д. На указанных выше земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на протяжении нескольких лет осуществляется размещение отходов. Осуществляя распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, администрация, по сути, осуществляет полномочия собственника в отношении этих участков, фактически находящихся в ее введении. Такое право сопряжено с обязанностью поддерживать их в надлежащем состоянии.
Определением суда от 4 октября 2023 г. производство по делам по искам прокурора Бичурского района Республики Бурятия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Бичурский район», Администрации МО СП «Бичурское», Администрации МО СП «Посельское», Администрации МО СП «Шибертуйское», Администрации МО СП «Малокуналейское», Администрации МО СП «Потанинское», Администрации МО СП «Шанагинское», Администрации МО СП «Хонхолойское» объединено в одно производство.
4 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Бурятия, в качестве третьего лица по делу Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
24 ноября 2023 года протокольным определением в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Решением Бичурского районного суда РБ от 15 декабря 2023 г. исковые требования прокурора Бичурского района РБ удовлетворены, постановлено:
Обязать Администрации МО СП «Бичурское», Малокуналейское», «Посельское», «Потанинское», «Хонхолойское», «Шанагинское», «Шибертуйское» обустроить контейнерными площадками территории кладбищ для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РБ и произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в границах следующих кадастровых кварталов:
1. На территории МО СП «Бичурское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ...;
2. На территории МО СП «Малокуналейское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
3. На территории МО СП «Посельское» кадастровый квартал ... на площади примерно ... кв.м., с координатами ...
4. На территории МО СП «Потанинское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
5. На территории МО СП «Хонхолойское» границах кадастровых кварталов ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ...
6. На территории МО СП «Шанагинское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
7. На территории МО СП «Шибертуйское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
Обязать Администрацию МО «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов в границах следующих кадастровых кварталов:
1. На территории МО СП «Бичурское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ...;
2. На территории МО СП «Малокуналейское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
3. На территории МО СП «Посельское» кадастровый квартал ... на площади примерно ... кв.м., с координатами ...
4. На территории МО СП «Потанинское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
5. На территории МО СП «Хонхолойское» границах кадастровых кварталов ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ...
6. На территории МО СП «Шанагинское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
7. На территории МО СП «Шибертуйское» кадастровый квартал ..., на площади примерно ... кв.м., с координатами ....
В удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия отказать.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии РБ по доверенности – Ханхасаева В.В. просит решение суда первой инстанции отменить в части и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности по финансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, в остальной части решение просит оставить без изменения. Указывает, что суд, в нарушение ст.ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 210 ГК РФ, обязал Минприроды РБ произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, тогда как эта обязанность должна быть возложена на собственников земельных участков и за их счет. Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 г. №27-П. В нарушение норм бюджетного законодательства РФ, судом не учтено, что Минприроды РБ не является финансовым органом, суд не является органом, который вправе вмешиваться в сферу распределения и управления бюджетными средствами Минприроды РБ. То обстоятельство, что Минприроды РФ и Минприроды РБ являются главными распорядителями бюджетных средств, не возлагает на них обязанность по обеспечению финансирования на ликвидацию несанкционированных свалок.
В апелляционной жалобе представитель Минприроды России по доверенности – Егорова Е.С. просит отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Минприроды России. Указывает, что ликвидация несанкционированных свалок и ее финансирование, не относятся к полномочиям Минприроды России, которое не может выступать главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении указанных целей. Минприроды России не является собственником спорных земельных участков и не осуществляет управление государственным имуществом, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на Министерство обязанности по финансированию ликвидации спорных мест несанкционированного размещения отходов. Спорная несанкционированная свалка расположена на землях, собственность на которые не разграничена – полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ, в том числе финансовое обеспечение полномочий, возложены на Росимущество и его территориальные органы. Полагает, что Администрации сельских поселений, уклоняясь от намеченных вопросов местного значения, в течение продолжительного времени умышленно допускали неисполнение требований законодательства об отходах производства и потребления, выражающееся в непринятии мер по установлению контейнерных площадок для сбора отходов, что в свою очередь, привело к образованию спорных несанкционированных свалок. Полагает, что суд, установив решением обязанность по софинансированию и не определив объемы финансирования, тем самым, принял неисполнимое решение.
Представители АМО СП «Малокуналейское», АМО СП «Посельское», АМО СП «Шибертуйское», АМО СП «Хонхолойское» - имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, представители АМО СП «Бичурское», АМО СП «Потанинское», АМО СП «Шанагинское», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии РБ по доверенности – Ханхасаева В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности по финансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель Министерства природы РФ по доверенности – Новожилова О.В., принимающая участие в судебном заседании посредством установления видеоконференцсвязи с Московским областным судом, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель АМО «Бичурский район» по доверенности – Лизунов А.М. возражал относительно доводов апелляционных жалоб, не согласен с тем, что Администрация является единственным уполномоченным лицом.
Прокурор Денисова Н.В. в судебном заседании полагала, что решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно, доводы жалобы подлежат отклонению. Вопрос о времени образования свалок в настоящее время юридического значения не имеет для решения данного дела, поскольку наличие свалок никем не оспаривается.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в рамках доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Бичурского района Республики Бурятия в ходе совместной выездной проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления (о несанкционированном размещении свалок) проведенной ... года помощником прокурора Бичурского района Хобраковым М.Б. и старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Гармаевым Б.К., выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территориях МО Бичурский район» южнее с. Хонхолой, южнее с. Шанага, к юго-западу от с. Потанино, к востоку от с. Шибертуй, к юго-западу от с. Малый Куналей, севернее с. Поселье, к северо - востоку от село Бичура.
Руководствуясь положениями ст.ст.2, 42, 58 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 42 ЗК РФ, п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», ст.ст. 3, 10, 51 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 ФЗ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 21 ФЗ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 года №27-П, принимая во внимание, что главы сельских поселений Потанинское, Шанагинское, Хонхолойское, Посельское, Шибертуйское, Малокуналейское, представители Администрации Бичурского района и АМО СП «Бичурское» не отрицали факт нахождения на территориях сельских поселений несанкционированных свалок, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований об обустройстве контейнерными площадками территории кладбищ, для сбора твердых коммунальных отходов, распложенных на территориях данных сельских поселений, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно- эпидемиологическим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Также судом первой инстанции принято во внимание, что со стороны администрации МО «Бичурский район» не были предприняты все необходимые меры для установления лиц, являющихся ответственными за организацию несанкционированных свалок, а также ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на Администрацию муниципального образования «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов на территориях сельских поселений Бичурское, Малокуналейское, Посельское, Шибертуйское, Хонхолойское, Потанинское, Шанагинское, суд первой инстанции исходил того, что организация сбора, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района, соответственно, ответственным органом по устранению несанкционированных мест накопления твердых коммунальных отходов и строительного мусора на земельных участках, расположенных в границах Бичурского района Республики Бурятии, собственность на которые не разграничена, является Администрация МО Бичурский район Республики Бурятии.
В данной части решение суда не обжалуется, в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ предметом проверки судом апелляционной инстанции не является.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 42 Конституции РФ, ч. 5 ст. 79 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ», п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. №1219 (в редакции от 5 октября 2023 года), с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. №27-П, пришел к выводу о возложении обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, на вышеуказанных земельных участках, расположенных в границах МО СП «Бичурское», Мало-Куналейское», «Посельское», «Потанинское», «Хонхолойское», «Шанагинское», Шибертуйское», отказав в удовлетворении требований прокурора, заявленных к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Бурятия в указанной части.
Районный суд исходил из того, что надлежащими ответчиками по требованиям об обеспечении финансирования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов па земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, которые являются главными распорядителями бюджетных средств по реализации возложенных на указанные Министерства функции, при этом суд учел, что на момент рассмотрения заявленных требований, соответствующие изменения в правовое регулирование не внесены.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, полагает заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 30 мая 2023 года №27-П по делу о проверке конституционности ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок, указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, а также органов государственной власти, полномочных и обязанных участвовать в ликвидации свалок.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции оценка доводам представителям Минприроды РФ и Минприроды РБ, настаивавших на своей позиции в апелляционных жалобах и оставил без внимания правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области".
В названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П указано, что положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением данного муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом, что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации федеральному законодателю предписано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Конституционным Судом Российской Федерации определено, что такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Районный суд при рассмотрении иска прокурора не установил время образования несанкционированных свалок отходов, не рассмотрел вопрос об источнике финансирования выполнения работ по ликвидации этих свалок, не проверил, имеются ли в данном случае неправомерные действия органа местного самоуправления в их образовании, хотя эти вопросы имели существенное значение для правильного разрешения спора.
Судебная коллегия поставила на обсуждение сторон вопросы:
- время образования несанкционированных мест размещения (свалок) отходов;
- имеются ли в данном случае неправомерные действия органа местного самоуправления в их образовании?
- вопрос об источнике финансирования выполнения работ по ликвидации этих мест (свалок);
- имеется ли на территории Республики Бурятия программа по организации, обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов и было ли софинансирование в рамках этой программы МО «Бичурский район Республики Бурятия»?
- охватывается ли такой программой возмещение расходов по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалок) или обустройство и содержание органом местного самоуправления мест размещения ТКО вне земельных участков, относящихся к ведению ОМСУ?
Согласно ответу Администрации Бичурского муниципального района РБ от 19 апреля 2024 г.:
- на территории МО СП «Бичурское», МО СП «Малокуналейское», МО СП «Посельское», МО СП «Потанинское», МО СП «Шанагинское», МО СП «Шибертуйское», МО СП «Хонхолойское» время образования несанкционированных свалок ТКО не представляется возможным, примерно эти свалки образовались в 80-90х годах;
- неправомерные действия органов местного самоуправления в их образовании отсутствуют;
- источником финансирования ликвидации несанкционированных свалок является плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- на территории Республики Бурятия утверждена Постановлением Правительства РБ от 30.05.2013 г. №261 Государственная программа Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», которая включает в себя семь подпрограмм. Подпрограмма 7 «Региональная программа в области обращения в отходами, в том числе с ТКО» включает: проектирование и строительство полигонов ТКО; проектирование и строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций; строительство площадок накопления; ликвидация несанкционированных свалок; рекультивация несанкционированных свалок и закрытых полигонов ТКО; выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов. В рамках данной программы ежегодно заключается соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии РБ и Администрацией МО «Бичурский район РБ» на софинансирование расходных обязательств на содержание объекта размещения ТКО.
Из письменных пояснений представителя Минприроды РБ Ханхасаевой В.В. следует, что несанкционированное размещение и захламление твердыми коммунальными отходами допущено ввиду ненадлежащего исполнения полномочий органа местного самоуправления в части соблюдения требований ч.1 ст.1, ст.12, п.2 ч.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.210 ГК РФ. Бездействие и ненадлежащее исполнение со стороны АМО «Бичурский район» обязанностей по принятию мер по организации деятельности по обращению с отходами в границах сельского поселения привело к формированию и накоплению мест несанкционированного размещения отходов и нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 №1370 утвержден порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации", у АМО «Бичурский район» была возможность включить в План природоохранных мероприятий ликвидацию несанкционированных свалок. Полагает, что поскольку на момент рассмотрения дела изменения в правовое регулирование не внесены, обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов должна быть возложена на Администрацию Бичурского района. На территории Республики Бурятия утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденная Постановлением Правительства РБ от 30.05.2013 N 261. Согласно данной программе, предусмотрены порядки предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований, в частности, на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда. Уровень софинансирования расходного обязательства из республиканского бюджета определяется в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 28.12.2018 N767.
Из пояснений Главы АМО СП «Шибертуйское» Шоймполова Ц.-Д.Ц. следует, что несанкционированные места размещения (свалки) отходов образовались с 1996 г., за счет жизнедеятельности населения, в местном бюджета нет средств для ликвидации свалок.
Из пояснений главы АМО СП «Хонхолойское» Бадмажаповой Р.Ж. следует, что на территории сельского поселения находится одно несанкционированное место для размещения отходов (свалка), время образования – более 30 лет. Полагает, что неправомерных действий органа местного самоуправлении в образовании свалки не имеется, указывает на дефицит бюджета поселения.
С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия в рамках настоящего спора не усматривает достаточных оснований для возложения ответственности по финансированию мероприятий по ликвидации свалок на Минприроды РФ и Минприроды РБ.
Механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем, объем необходимого финансирования до начала ликвидации несанкционированных свалок, принимая во внимание и то обстоятельство, что они продолжают расти и пополняться, что не оспаривалось ответчиками, невозможно определить, судебная коллегия не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РБ соответствующих обязанностей, учитывая длительность образования свалок ввиду бездействия органов местного самоуправления по их ликвидации.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, ответчики в соответствии с положениями пункта 2 упомянутого постановления не лишены права в случае полного исполнения за счет бюджета сельского поселения после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
На территории Республики Бурятия утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261.
Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Согласно п.2 Порядка, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.
В соответствии с п.3 Порядка, условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки;
г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.
Согласно п.6 Порядка, размер субсидии муниципальным образованиям для проведения мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, определяется по формуле:
Si - размер субсидии i-му муниципальному району, тыс. рублей;
S - общий размер субсидии, предусмотренный в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на проведение мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, принятый на уровне 95% от общей потребности на реализацию мероприятий;
Ki - общая потребность по заявке i-го муниципального образования, согласованная с Министерством, тыс. рублей;
K - общая потребность по заявкам муниципальных образований, тыс. рублей.
В соответствии с п.7 Порядка, субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Таким образом, региональным законодательством определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, объем финансирования на указанные мероприятия.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, в указанной части подлежит принятию новое решение об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы удовлетворить.
Решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 15 декабря 2023 года отменить в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
В указанной части принять новое решение об оставлении исковых требований о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: